Внешняя политика ссср 1920 1930 е гг.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е ГОДЫ.В начале 20-х годов отношения Советской России с Западом пре­терпели значительные изменения. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах.

Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевист­ской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстанов­ления разрушенного народного хозяйства.

В 1921-1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обяза­тельства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, - Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений молодого Советско­го государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах ре­шались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглаша­лись принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.

Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установ­ление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ- Батора.

Генуэзская конференция.

В 1921 г. Советское правительство пред­ложило западным державам созвать международную конференцию для урегулирования спорных вопросов и юридического признания Совет­ской России. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств - Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования: ком­пенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собст­венность на территории бывшей Российской империи; отменить моно­полию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудниче­ство на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.

Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политиче­скому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав.

Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор. Со сто­роны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономи­ческого сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внут­ренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе они отказались от взаимных денежных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

Международное признание СССР.

В 1924 г. Англия, крайне заин­тересованная в торговле с Россией, первой официально признала Совет­ское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широ­ким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924-1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капита­листических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и меж­дународной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападе­нии и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с деклара­цией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. - с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад от­верг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана - Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20-е годы обеспе­чить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывавшейся международной ситуации.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Под лозунгом пролетарского интерна­ционализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сип (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьда- новского правительства привела к разрыву советско-китайских отноше­ний. Летом - осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии (в районе КВЖД) произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и ар­мией Чан Кайши. Отношения СССР с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов под влиянием агрессии Японии на Дальнем Востоке.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономиче­ского характера.

Политика СССР на Востоке и деятельность Коминтерна осложняли взаимоотношения с Западом. Великобритания в 1927 г. разорвала ди­пломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правитель­ства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку со­ветских товаров в свои страны.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определив­ший основные направления внешней политики Советского правительст­ва. Он констатировал усиление напряженности в международных отно­шениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политиче­ским противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Эти выводы были ошибоч­ными. Фактически они привели к самоизоляции международного ком­мунистического движения и способствовали приходу в ряде стран пра- воэкстремистских (фашистских) сил.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 30-е ГОДЫ. В конце 20 - начале 30-х годов международная обстановка сущест­венно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начав­шийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике соци­альную демагогию одновременно с развязыванием политического тер­рора, нагнетанием шовинизма и милитаризма.

Именно эти режимы ста­ли зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной на­пряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство опреде­лило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в между­народных конфликтах, особенно имеющих военный характер; призна­ние возможности сотрудничества с демократическими западными стра­нами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейшего укрепле­ния своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США при­знали Советский Союз и между двумя странами были установлены ди­пломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-эконо­мических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Ли­гу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подпи­саны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.

Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. В 1936 г. СССР оказал помощь прави­тельству Народного фронта Испании оружием и военными специали­стами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в свою очередь, оказы­вали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разде­ляли и США, запретив испанскому правительству закупать американ­ское оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. побе­дой франкистов.

Политика «умиротворения», .проводимая западными державами в от­ношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, на­правленное против Советского Союза (Антикоминтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к круп­номасштабной военной операции против Китая.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гит­леровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к запад­ной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.

Западные державы проводили политику уступок фашистской Герма­нии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и на­править ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехосло­вакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1930 г. оккупировала всю Чехословакию.

На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, при­близилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооружен­ный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г.К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Со­ветским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциаль­ную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категори­чески отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германи­ей с целью достижения договоренности по широкому кругу политиче­ских проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).

Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая не­избежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова). К нему был приложен секрет­ный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Ин­тересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши - Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Од­нако они не оказали реальной военной помощи польскому правительст­ву, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая миро­вая война.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и За­падную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский дого­вор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эс­тонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее бы­строго разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско- финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные дей­ствия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Ар­мии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелониро­ванной оборонительной «линией Маннергейма». Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступи­ла Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз.

Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Герма­нией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оп­равдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в оп­ределенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный про­токол, договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические ак­ции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учитывали интересы разных государств и народов Восточной Европы.

Для того чтобы СССР был признан капиталистическими государствами, Советское правительство пыталось использовать межимпериалистические противоречия, которые обострились после первой мировой войны.

Первым делом Советское правительство урегулировало отношения со своими ближайшими соседями, и уже в на­чале 1920-х гг. были подписаны межгосударственные отноше­ния с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией, Польшей, Ираном, Афганистаном, Монголией и Турцией. Заключая договоры с своими западными соседями, советская сторона часто делала большие территориальные уступки. Это объяснялось как желани­ем обезопасить себя от возможной агрессии извне, так и сохранявшимися надеждами на скорую мировую революцию. С южными соседями Россия заключала более равноправные договоры о дружбе и помощи.

Советское правительство было заинте­ресовано в установлении нормальных отношений с развитыми странами Запада как политических, так и эко­номических. В то же время, исходя из реальной ситуации, когда правительства Англии и Франции заняли непримиримую позицию в вопросе о возвращении долгов царского и Временного правительств и возмещении убытков иностранных компаний в результате национали­зации их собственности, советская сторона не могла рас­считывать на восстановление отношений России со стра­нами Антанты в полном объеме.

Распад антисоветского блока заставил стра­ны Антанты пересмотреть свое отношение к Советской власти. Уже в марте 1921 г. было заключено англо-совет­ское торговое соглашение. О начале вхождения России в мировое сообщество свидетельствовало участие ее официальных представите­лей на Генуэзской (апрель – май 1922 г.) и Лозанской (ноябрь – декабрь 1922 г.) конференциях, обсуждав­ших важные международные вопросы. В ходе этих конференций стало ясно, что между западными странами нет единства в отношении России, и советская дипломатия сумела использовать имеющиеся противоречия.

Результатом конференций стало заключение ряда договоров между Советской Россией и Германией, платившей Антанте громадные контрибуции. В условиях мировой изоляции этих двух стран советско-германские отношения стали в 1920-е гг. для них приоритетными. Эти отношения переросли чисто политические и экономи­ческие рамки и распространились и на военную область. Приход в 1924 г. в Англии и Франции к руководству левых сил привел к установлению дипломатических отношений с этими государствами. После этого Советское правительство было признано большинством европейских государств, а также Китаем, Японией и др.

Развитию международного сотрудничества с участием СССР мешало, то что большевики в 1920-е гг. не отказались от надежд на мировую революцию и пытались её осуществить с помощью Коммунистического интернационала (Коминтерна), который объединял коммунистические пар­тии в различных государствах мира и ориентировал их на дестабилизацию обстановки в своих странах. Результатами такой по­литики стали события 1923 г. в Болгарии и Германии, которые обострили отношения СССР с правительствами этих государств. В 1924 г. правые круги Великобритании исполь­зовали так называемое письмо Зиновьева, якобы направленное от имени Ко­минтерна в адрес английских коммунистов, для того, что­бы лишить лейбористскую партию власти и обострить советско-английские отношения. В 1926 г. СССР был обвинен в поддержке стачки английских горняков, что привело к новому обо­стрению советско-английских отношений и даже к временному их разры­ву в 1927 г.



На рубеже 1920 – 1930-х гг. во внешней политике СССР произошли изменения. Полностью сменилось руководство Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) и Коминтерна. Перед новым наркомом М.М. Литвиновым была поставлена основная задача – обеспечить благоприятные внешние условия для построения социализма в СССР. Для этого нужно было пред­отвратить угрозу втягивания СССР в военные конфликты, а также наладить экономическое сотрудничество с развитыми странами Запада. В связи с изменением приоритетов во внешней политике деятельность Коминтерна рассматривалась как второстепенная по сравнению с деятельностью НКИД.

В этот период были урегулированы отношения с ближай­шими соседями СССР. В 1929 г. в Москве был подписан протокол между СССР, Эстонией, Литвой, Польшей, Румынией, Турцией и Ираном, предусматривающий отказ от приме­нения силы при рассмотрении территориальных претен­зий. В начале 30-х гг. СССР заключил пакты о ненападе­нии с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией, Афганистаном, а также конвенцию об определении агрессора с малыми государствами Европы. Опасной для СССР в конце 20-х гг. была ситуация на Дальнем Востоке, где активизировалась Япония и продолжался советско-китайский вооруженный конфликт на Китайской восточной железной дороге (КВЖД).

В это же время развивались связи СССР и с крупными капиталистическими государствами мира. До начала 30-х гг. основным политиче­ским и экономическим партнером СССР в Европе оставалась Германия. Именно туда шел основной поток советского экспорта, и из нее поставлялось оборудование для советской промышленно­сти. В 1929 г. удалось восстановить нормальные отноше­ния с Великобританией, а в 1932 г. было подписано советско-французское соглашение о ненападении. В 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США.

Резкий поворот в международных отношениях произошел по­сле прихода Гитлера к руководству Германией. СССР пытался создать в Европе систему коллектив­ной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора.

СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней. Поэтому в искрен­ности его усилий не стоит сомневаться. Однако западные страны по­пустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Авст­рии и оккупации Чехословакии.

В конце 1930-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок аг­рессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести пере­говоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто. На Дальнем Востоке положение пришлось исправлять военным путем в сражениях с Японией на озере Хасан и в районе Халхин-Гола.

Поэтому СССР решил, во-первых, попытаться максимально отодвинуть сроки втягивания его в новую мировую войну, а, во-вторых, избежать войны на два фронта. 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении. Сталин и Гитлер договорились о разделе сфер влияния в Восточной Европе. Первого сентября 1939 г. началась вторая мировая война. СССР стал ее непосредственным участником с самого начала и до июня 1941 г. расширил свои границы за счет таких государств как Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония и Румыния.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е ГОДЫ.В начале 20-х годов отношения Советской России с Западом пре­терпели значительные изменения. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах.

Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевист­ской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстанов­ления разрушенного народного хозяйства.

В 1921-1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обяза­тельства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, - Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений молодого Советско­го государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах ре­шались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглаша­лись принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.

Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установ­ление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ- Батора.

Генуэзская конференция.

В 1921 г. Советское правительство пред­ложило западным державам созвать международную конференцию для урегулирования спорных вопросов и юридического признания Совет­ской России. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств - Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования: ком­пенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собст­венность на территории бывшей Российской империи; отменить моно­полию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудниче­ство на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.

Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политиче­скому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав.

Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор. Со сто­роны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономи­ческого сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внут­ренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе они отказались от взаимных денежных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

Международное признание СССР.

В 1924 г. Англия, крайне заин­тересованная в торговле с Россией, первой официально признала Совет­ское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широ­ким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924-1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капита­листических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и меж­дународной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападе­нии и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с деклара­цией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. - с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад от­верг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана - Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20-е годы обеспе­чить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывавшейся международной ситуации.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Под лозунгом пролетарского интерна­ционализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сип (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьда- новского правительства привела к разрыву советско-китайских отноше­ний. Летом - осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии (в районе КВЖД) произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и ар­мией Чан Кайши. Отношения СССР с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов под влиянием агрессии Японии на Дальнем Востоке.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономиче­ского характера.

Политика СССР на Востоке и деятельность Коминтерна осложняли взаимоотношения с Западом. Великобритания в 1927 г. разорвала ди­пломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правитель­ства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку со­ветских товаров в свои страны.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определив­ший основные направления внешней политики Советского правительст­ва.

Он констатировал усиление напряженности в международных отно­шениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политиче­ским противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Эти выводы были ошибоч­ными. Фактически они привели к самоизоляции международного ком­мунистического движения и способствовали приходу в ряде стран пра- воэкстремистских (фашистских) сил.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 30-е ГОДЫ.

В 1929 г. капиталистический мир был потрясен разразившимся экономическим кризисом. На За-паде началось катастрофическое падение производства, заработной платы и занятости населения, уров-ня жизни. Число официально зарегистрированных безработных во всем мире превысило 30 млн человек. В Советском Союзе многие предполагали, что "великая депрессия" откроет новый тур проле-тарских революций и приведет к подъему национально-освободительного движения. В то же время дея-тельность советской дипломатии в годы экономического кризиса была весьма сдержанной и осторож-ной. На посту наркома иностранных дел все большую известность приобретал М. М. Литвинов, сме-нивший в 1930 г. Г. В. Чичерина.

В начале 30-х гг. тревожные известия пришли с дальневосточных рубежей СССР. Воспользо-вавшись тем, что страны Западной Европы и США, а также Советский Союз были в значительной сте-пени заняты своими экономическими проблемами, Япония 18 сентября 1931 г. ввела свои войска на территорию Маньчжурии. Японская пропаганда объясняла агрессию необходимостью противостоять "большевистской опасности" в Китае. Перед этой угрозой СССР оказался одинок, и поэтому его поли-тика состояла из ряда дипломатических протестов, военных контрмер (передвижений войск к границе) и одновременно примирительных акций, целью которых было лишить Японию предлога для нападения.

На рубеже 20-30-х гг. начинается пересмотр отношений между СССР и США. В Советский Союз приезжают как представительные делегации американских сенаторов, так и отдельные инженеры. С помощью последних в стране ведется крупное строительство. Так, X. Купер, принимавший участие в сооружении Днепрогэса, был награжден орденом Ленина. В США постепенно происходит признание успехов страны Советов. К 1933 г., когда вместо президента Гувера в Белом доме разместился Ф. Руз-вельт, вопрос о дипломатическом признании СССР был предрешен. Осенью Сенат большинством голо-сов высказался за необходимость предпринять в этом направлении соответствующие шаги. 10 октября 1933 г. президент Рузвельт обнародовал свое послание на имя М. И. Калинина с предложением возоб-новить дипломатические контакты. Было решено покончить с "ненормальными отношениями между 125-миллионным населением Соединенных Штатов и 160-миллионным населением России".

Мировая пресса визит Литвинова в Вашингтон расценила как самое важное событие за многие годы. 16 ноября 1933 г. дипломатические отношения между двумя странами были установлены. После этого Литвинов сделал заявление, в котором отметил, что "отсутствие отношений в течение 16 лет со-действовало накоплению в Соединенных Штатах неправильных и ложных представлений о положении в СССР. Многие люди забавлялись распространением самых диких басен о Советском Союзе". Возоб-новление дипломатических контактов, по мнению большинства, означало, что "устранена одна из важ-нейших политических и экономических аномалий".

В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и сразу стал постоянным членом ее Совета, что означало его формальное возвращение в качестве великой державы в международное сооб-щество. Главным приоритетом во внешней политике Москвы в 1933-1938 гг. стало стремление к созда-нию системы коллективной безопасности в Европе, предусматривающей ненападение и неучастие в военных конфликтах; становление мирных отношений со всеми странами, в том числе с Германией и Японией, но при условии, что они откажутся от агрессивной политики; поддержание усилий Лиги На-ций по предотвращению и локализации конфликтов; улучшение отношений со странами Запада, в том числе США; прекращение особых "дружественных" отношений с Германией.

Следуя по этому пути, СССР 2 мая 1935 г. подписал договор о взаимопомощи с Францией. Ста-тьи договора предусматривали, что если одно из двух государств станет "предметом угрозы или опас-ности нападения", то стороны "окажут друг другу немедленно помощь и поддержку". 15 мая 1935 г. аналогичный договор был заключен с Чехословакией.

Политику советской дипломатии сильно осложнила гражданская война в Испании (1936-1939). В начавшихся летом 1936 г. испанских событиях СССР первоначально занял позицию невмешательства, присоединившись к 26 державам, подписавшим соответствующее соглашение. Однако Германия и Ита-лия не выполнили требований комитета по невмешательству, и советское руководство в октябре 1936 г. открыто заявило о своей поддержке Испанской республики. В Испании сражалось около 3 тыс. добро-вольцев из СССР (летчики, танкисты, моряки, представители других воинских специальностей, в том числе переводчики интернациональных бригад).

К концу 30-х гг. с особой силой развернулась экспансия Германии в Европе. 12 марта 1938 г. не-мецкие войска вторглись в Австрию и осуществили ее присоединение к рейху ("Аншлюс"). Австрий-ский канцлер Курт фон Шушнинг был арестован и до своего освобождения в мае 1945 г. находился в концентрационных лагерях. Захватив Австрию, Гитлер начал готовить почву для ликвидации и расчле-нения Чехословакии. 30 сентября 1938 г. Гитлер, Чемберлен, Муссолини и Даладье поставили свои подписи под Мюнхенским соглашением, позволившим немецкой армии уже 1 октября вступить на тер-риторию Чехословакии и к 10 октября закончить оккупацию ее Судетской области, населенной по пре-имуществу немцами. Чехословацкое правительство капитулировало, подчинившись совместному диктату Берлина, Лондона, Рима и Парижа. Эта позорная сделка была вершиной близорукой политики "умиротворения" агрессора. Слово "Мюнхен" стало с тех пор символом предательства, капитулянтства западных государств перед фашизмом. Советский Союз не оказал помощи Чехословакии, поскольку при подписании договора между странами в 1935 г. в текст был включен пункт, по которому обязатель-ства взаимной поддержки могли действовать лишь в том случае, если "помощь стороне - жертве напа-дения - будет оказана со стороны Франции". Советский посол в Великобритании И. М. Майский отмечал, что Англия и Франция "умыли руки", а руководители Чехословакии не решились опереться в этих условиях на СССР. Они предпочли капитуляцию, теряя свои пограничные укрепления, фабрики и заводы, строения и склады, учреждения и организации, расположенные в Судетской области. Чешское население этих районов панически бежало, оставляя позади все свое имущество.

События в мире показали, что у Советского Союза фактически нет сильных и надежных союзни-ков как на Западе, так и на Востоке. В сложившейся ситуации наибольшей опасностью для Сталина бы-ла возможность сговора западных государств с Гитлером.

Внешняя политика СССР в 1920‑х гг

Преодоление дипломатической изоляции

Внешняя политика Советского государства сохранила немало общего с политикой Российской империи в плане реализации геополитических задач, но имела кардинальные отличия в характере и методах проведения. Её неотъемлемой чертой стала идеологизация внешнеполитического курса.

Завершение Первой мировой войны сопровождалось рядом революционных потрясений в Европе - Германии, Венгрии, Турции. На фоне этих событий большевистское руководство стало всерьёз рассматривать возможность осуществления в ближайшем будущем мировой социалистической революции. С этой целью в марте 1919 г. был создан ІІІ Коммунистический интернационал (Коминтерн). Однако поражение европейских революционных сил, некоторая стабилизация социально-экономического положения в большинстве стран континента уже вначале 1920‑х гг. заставили советское руководство осознать нереальность реализации в ближайшей перспективе планов мировой революции и приступить к преодолению дипломатической изоляции. Западные державы после провала их интервенции также вынуждены были смириться с существованием Советской России.

В 1920 г. были заключены мирные договоры с прибалтийскими государствами и Финляндией. В 1921 г. состоялось подписание Рижского мирного договора с Польшей, а также торговых соглашений с более чем десятью европейскими странами (Великобританией, Австрией, Норвегией). Экономическая блокада была снята. Их заключение стало возможным после появления в ноябре 1920 г. декрета СНК, разрешавшего передачу предприятий в концессию. Важной составляющей договоров был отказ от взаимной враждебной пропаганды.

Советское государство было заинтересовано и в нормализации отношений со своими восточными соседями. В 1921 г. состоялось подписание договоров между РСФСР Ираном, Афганистаном и Турцией. Благодаря им были устранены разногласия в вопросах границ и имущества, все стороны декларировали, что будут строить отношения на принципах взаимопризнания и взаимопомощи. Соглашения способствовали расширению сферы влияния Советской России на Востоке.

Заключённый тогда же договор с Монголией фактически привёл к установлению протектората Советской России над этой азиатской страной. Монголия также стала первым успешным примером «экспорта революции». Части Красной армии оказали поддержку монгольской революции, укрепив власть её лидера Сухэ-Батора.

Ключевое значение в преодолении дипломатической изоляции имело участие Советской России в Генуэзской конференции (1922). Советскую делегацию возглавлял талантливый дипломат Г. Чичерин. Отвергнув финансовые претензии западных государств в размере 18,5 млрд золотых рублей и требования о возвращении национализированной собственности, до революции принадлежавшей иностранцам, наши дипломаты предъявили в ответ свои претензии, которые вдвое превосходили выдвинутые державами Антанты.

В ходе конференции советская делегация пошла на сближение с Веймарской Германией, заключив с ней 16 апреля 1922 г. в Рапалло договор о сотрудничестве в экономической и политической сферах и отказе от взаимных претензий. Страны объединяла изоляция на международной арене - для Германии как следствие унизительного Версальского договора, а для СССР как факт непризнания капиталистическими странами установленного коммунистического режима.

В Германию экспортировались советское зерно, продовольственные товары, закупалась необходимая техника, оборудование. Советские военные обучались в немецких академиях, немецкие специалисты помогали восстанавливать народное хозяйство, трудились на новостройках первой пятилетки. В 1926 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении и нейтралитете сроком на 5 лет. Он был продлён в 1931 г. После прихода к власти в Германии А. Гитлера (январь 1933) советско-немецкое сотрудничество фактически прекратилось.

В первой половине 1920 х гг. во взаимоотношениях СССР со странами Западной Европы по-прежнему сохранялась напряжённость. В мае 1923 г. министерством иностранных дел Великобритании Советскому Союзу была предъявлена «нота Керзона» с обвинениями СССР в антибританской политике на территории Ирана и Афганистана. Конфликт удалось разрешить дипломатическим путём.

Однако свёртывание наиболее радикальных лозунгов и начало преобразований в рамках новой экономической политики привело в середине 1920 х гг. к полосе международного признания СССР. Среди других факторов выделим участие в формировании правительств большинства западных стран правосоциалистических сил, широкое общественное движение в поддержку СССР, наличие у капиталистических стран экономической заинтересованности в сотрудничестве с Советским Союзом.

В течение 1924–1925 гг. дипломатические отношения были установлены с Великобританией, Францией, Италией, Норвегией, Швецией, Австрией и др. Из ведущих государств мира лишь США не спешили с политическим признанием СССР. В 1927 г. СССР предложил государствам Европы подписать декларацию о необходимости полного разоружения, в 1928 г. выдвинул проект конвенции, предусматривавшей сокращение вооружений. После отклонения этих предложений СССР присоединился к пакту Бриана - Келлога (1928), осуждавшего войну как способ разрешения проблем в международных отношениях.

Руководствуясь принципом пролетарского интернационализма СССР посредством Коминтерна неоднократно вмешивался во внутренние дела других стран. Так в конце 1920 х гг. произошло в Китае. Поддержав местных коммунистов, ведомых Мао Цзедуном в их противостоянии с правительством Гоминьдана, СССР спровоцировал временный разрыв советско-китайских отношений. Более того, летом - осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии вооружённые силы Гоминьдана пытались взять под свой контроль участок КВЖД, что привело к вооружённому конфликту с РККА. Для обеспечения неприкосновенности границ СССР в этом регионе была сформирована Особая Дальневосточная армия. Командование армией было поручено В. Блюхеру. Именно она нанесла сокрушительный удар войскам Гоминьдана. Отношения с Китаем наладились в начале 1930-х гг. Этому способствовала японская агрессия на Дальнем Востоке, угрожавшая интересам как СССР, так и Китая.

VI конгресс Коминтерна (1928) существенно повлиял на внешнюю политику СССР. В частности, европейская социал-демократия получила статус главного политического противника коммунистов. Решение о разрыве каких-либо контактов с социал-демократами было ошибкой. Эта установка облегчила праворадикальным (фашистским) силам захват в ряде стран власти.

В конце 1920-х гг. международное положение СССР ухудшилось. Советские представительства в Пекине, Шанхае, Лондоне подверглись нападениям, произошли убийства дипломатов В. Воровского в Лозанне и П. Войкова в Варшаве. За начало крестового похода против Советской России высказывались религиозные лидеры Ватикана. Ряд государств (США, Бельгия, Канада) заявили об отказе от поставок советской продукции в свои страны.

Среди причин, оказавших на это влияние, отметим вмешательство советского правительства в гражданскую войну в Китае и поддержку посредством Коминтерна стачечного движения английских рабочих. В 1927 г. Великобритания разрывает дипломатические отношения с СССР. Правительство консерваторов задалось целью создания единого антисоветского фронта. Но вскоре стало очевидно, что осуществить повторную изоляцию Советского Союза не удастся, так как эту идею не поддержали в Германии и Франции. Кроме того, торгово-экономические контакты с СССР были выгодны многим британским промышленникам. Поэтому после поражения консерваторов на выборах, либералы, сформировавшие новое правительство, летом 1929 г. восстановили дипломатические отношения с СССР.

Внешнеполитическая стратегия СССР в 1930‑х гг

В 1930‑х гг. в условиях обострения международной ситуации СССР выступал под лозунгом создания системы коллективной безопасности в Европе путём подписания между ведущими государствами договоров о сотрудничестве. Среди других принципов советской внешней политики - соблюдение нейтралитета, невмешательство в вооружённые конфликты третьих стран.

В 1933 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и США. 18 сентября 1934 г. состоялось вступление СССР в Лигу Наций - международную организацию, основанную после окончания Первой мировой войны. Её целью были: демилитаризация, предотвращение военных конфликтов, создание системы коллективной безопасности, дипломатическое посредничество при решении спорных международных вопросов. На VII конгрессе Коминтерна (1935 г.) было принято решение о пересмотре отношений с социал-демократами и переходе к практике создания широких народных фронтов, которые бы способствовали объединению всех антифашистских сил.

Однако недоверие руководства европейских стран к сталинскому режиму значительно осложняло реализацию этих планов. Нереализованной осталась идея подписания Восточного пакта - договора о взаимопомощи между всеми государствами Восточной Европы. В мае 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи между СССР и Францией. В том же году был заключён аналогичный договор с Чехословакией, но СССР имел право оказывать ей помощь только совместно с Францией.

Представители СССР выступили с осуждением итальянской агрессии в Эфиопии (1935–1936), а во время Гражданской войны в Испании (1936–1939) Советский Союз поддерживал республиканцев - было выделено 500 тыс. рублей, отправлялись специалисты. По советской инициативе создавались интербригады (в помощь Испанской Республике прибыло 42 тыс. добровольцев из 54 стран, в том числе более 3 тыс. советских граждан). Война в Испании показала значительное отставание СССР в качестве военной техники, однако должные выводы так и не были сделаны.

В августе 1938 - сентябре 1939 г. состоялся ряд вооружённых столкновений частей РККА с японскими агрессорами на Дальнем Востоке у озера Хасан и на р. Халгин-Гол. В этих событиях впервые раскрылся полководческий талант Г. Жукова. Провал экспансионистских устремлений значительно умерил аппетиты Японии в этом регионе, свидетельством чего стало заключение пакта о нейтралитете между СССР и Японией в апреле 1941 г.

В конце 1930‑х гг. значительно возросла угроза со стороны нацистской Германии, не скрывавшей своих реваншистских планов. В 1936 г. был создан Антикоминтерновский пакт - международный договор между Германией и Японией, обращённый против стран - участниц Коминтерна, главным образом, против СССР, с целью препятствования дальнейшему распространению коммунистических идей.

В условиях угрозы территориальной целостности Чехословакии со стороны Германии, советская сторона, апеллируя к совместному договору 1935 г., предложила Праге помощь, начав передислокацию к западной границе 30 дивизий, авиации и танков. Но правительство Э. Бенеша, под давлением западных держав, ответило отказом. Вскоре, в результате Мюнхенского соглашения (сентябрь 1938 г.) А. Гитлера, Б. Муссолини, Э. Даладье и Н. Чемберлена, произошло фактическое расчленение Чехословакии. Эти события стали апогеем политики «умиротворения агрессора», проводившейся западными державами в предвоенные годы и имевшей целью направить экспансионистские устремления Германии на Восток.

СССР пытался активизировать переговорный процесс с Францией и Англией. В апреле 1939 г. от Советского Союза последовало предложение для Великобритании и Франции заключить договор о военном союзе и взаимопомощи в случае агрессии третьей стороны. Но всё осталось на уровне дипломатических консультаций между второстепенными деятелями. Западные государства надеялись, что агрессия Германии, если и состоится, распространится только в восточном направлении, в частности против большевизма. Кроме того, их лидеры опасались, что заключение договора с СССР будет способствовать усилению его позиций на европейском континенте. Негативную роль в этих переговорах сыграла и позиция Польши с Румынией, крайне враждебно относившихся к Советскому Союзу.

Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны

После провала идеи создания коллективной безопасности и продолжавшейся политики «умиротворения агрессора» со стороны западных держав происходит резкий поворот во внешнеполитическом курсе СССР, который пошёл навстречу предложению Германии начать двусторонние переговоры. Советское правительство исходило из того, что сближение с Берлином даст возможность укрепить экономику, создать боеспособную армию. Дипломатия СССР прилагала максимум усилий с тем, чтобы избежать слишком раннего втягивания в конфликт с Германией.

19 августа 1939 г. в Берлине между странами было заключено торгово-кредитное соглашение о предоставлении Советскому Союзу займа в размере 200 млн марок сроком на 7 лет и закупке Германией советских товаров на сумму 180 млн марок. 23 августа 1939 г. состоялось подписание пакта о ненападении сроком на 10 лет. Он предусматривал, что подписанты не будут воевать друг с другом и не станут поддерживать против кого-либо из подписантов агрессивные намерения третьих стран. Взаимные споры решать только мирным путём, а в случае разногласий немедленно приступать к взаимным консультациям.

Как стало известно спустя полвека, пакт о ненападении был дополнен секретным дополнительным протоколом о разграничении между державами сфер влияния в Восточной Европе. Согласно секретному протоколу, западные земли Украины и Белоруссии, а также Бессарабия, Финляндия, Эстония, Латвия должны были войти в сферу влияния СССР. Западная и Центральная Польша, а также Литва оставались в сфере влияния Германии.

Положительными последствиями пакта для Советского Союза стало то, что он отвёл от себя угрозу составления широкой антисоветской коалиции (особенно опасной в условиях роста агрессивности Японии на Дальнем Востоке). Немцы, убедившись в нерешительности западных государств и получив гарантии невмешательства от СССР, перешли к открытой агрессии. Нападением 1 сентября 1939 г. Германии на Польшу началась Вторая мировая война. 17 сентября войска РККА вступили в бывшие восточные воеводства Речи Посполитой.

28 сентября 1939 г. состоялось подписание Договора о дружбе и границах, который фактически узаконивал новые рубежи между СССР и Германией. Он предусматривал признание новой границы окончательной, территория к западу от неё переходила в полное ведение Германии, а к востоку - Советского Союза. К этому договору также прилагался секретный протокол, дополнительно передававший в сферу влияния СССР Литву и Северную Буковину, но Финляндия и часть Восточной Польши признавались немецкой зоной контроля.

Одновременно СССР навязал прибалтийским странам соглашения, предоставлявшие ему возможность размещения войск на их территории. Вскоре в Литве, Латвии и Эстонии состоялись выборы в законодательные органы власти. Присутствие советских войск стало залогом успеха коммунистических сил. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав Советского Союза.

В ноябре 1939 г. начался конфликт с Финляндией. Советское руководство пошло на него во многом сознательно, стремясь как можно дальше отодвинуть финскую границу от Ленинграда в районе Карельского перешейка, а в случае военного разгрома Финляндии способствовать приходу в ней к власти прокоммунистических сил. Боевые действия привели к большим потерям с обеих сторон. Красная армия оказалась не готовой к упорному сопротивлению финнов, державших оборону вдоль глубоко эшелонированной оборонительной «линии Маннергейма». Вторжение в Финляндию было осуждено мировой общественностью. 14 декабря 1939 г. СССР исключили из Лиги Наций. Советско-финская война закончилась в марте 1940 г. подписанием мирного договора, предусматривавшего передачу СССР всего Карельского перешейка, а также городов Выборг и Сортавала.

Таким образом, накануне Великой Отечественной войны в состав СССР вошли значительные территории с населением около 14 млн человек. Западная граница Советского Союза на разных участках была отодвинута на расстояние от 300 до 600 км.

Внешняя политика СССР в 20-30 гг. развивалась в направлении установления официальных дипломатических отношений с другими государствами и нелегальных попыток транспортирования революционных идей. С приходом понимания невозможности немедленного осуществления мировой революции большее внимание стало уделяться укреплению внешней стабильности режима.

В начале 20-х гг. СССР добился снятия экономической блокады. Положительную роль сыграл декрет СНК о концессиях от 23 ноября 1920 г. Подписание торговых соглашений с Англией, Германией, Норвегией, Италией, Данией и Чехословакией означало фактическое признание Советского государства. 1924-1933 - годы постепенного признания СССР. За один только 1924 год установлены дипломатические отношения с тринадцатью капиталистическими странами. Первыми советскими наркомами иностранных дел были Г.В.Чичерин и М.М.Литвинов. Они добились больших успехов в деле международного становления советского государства благодаря блестящему образованию и манерам, полученным в царской России. Именно их усилиями возобновились отношения с Англией, подписаны мирные и торговые договоры с Францией, Финляндией, Литвой, Латвией, Эстонией, и тем самым снят заградительный кордон между Советским Союзом и Европой.

В конце 20-х годов произошло резкое ухудшение международного положения СССР. Причиной этому стала поддержка советским правительством национально-освободительного движения в Китае. Произошел разрыв дипломатических отношений с Англией из-за попыток материальной поддержки бастующих английских рабочих. К крестовому походу против советской России призывали религиозные лидеры Ватикана и Англии.

Политика советского государства менялась адекватно изменению политической обстановки в мире. В 1933 г. после прихода к власти в Германии диктатуры национал-социалистов Советский Союз стал проявлять заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.

В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

В 1935 г. СССР заключил договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии в Европе. Гитлер рассмотрел это как антигерманский шаг и использовал для захвата Рейнской области.

В 1936 г. начинается интервенция Германии в Италию и Испанию. СССР оказал поддержку испанским республиканцам, посылая технику и специалистов. Фашизм начинал расползаться по Европе.

В марте 1938 г. Германия захватила Австрию. В сентябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция с участием Германии, Англии, Франции и Италии, общим решением которой Германии отдана Судетская область Чехословакии.

СССР осудил это решение.

Германия захватывает Чехословакию и Польшу.

Напряженная обстановка сохранялась на Дальнем Востоке. В 1938-1939 гг. произошли вооруженные-столкновения с частями японской Квантунской армии на озере Хасан, реке Халхин-Гол и на территории Монголии. СССР добился территориальных уступок.

Предприняв несколько безуспешных попыток создания системы коллективной безопасности в Европе, советское правительство взяло курс на сближение с Германией.

Основная цель этой политики заключалась в стремлении избежать преждевременного военного конфликта.

В августе 1939 г. были подписаны пакт о ненападении между Германией и СССР (Молотов-Риббентроп) и секретный протокол о разграничении сфер влияния. Германии отошла Польша, СССР - Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Западная Украина, Северная Буковина. Были разорваны дипломатические отношения с Англией и Францией.

1 сентября 1939 г. с нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война .

28 сентября 1939 г. в Москве подписан советско-германский договор о «дружбе и границах».

30 ноября 1939 г. началась советско-финская война, которая нанесла огромный финансовый, военный и политический ущерб стране.



Copyright © 2023 Медицинский портал.