Технические аспекты управления войсками россии и сша. К управлению войсками

Тема 6: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ 1. Цели, задачи, виды и основные принципы управления войсками. 2. Состав и предназначение пунктов управления подразделений и частей. 3. Порядок работы командира при планировании и организации боя. 4. Виды и содержание основных боевых документов, разрабатываемых в подразделениях и частях Сухопутных войск.

Управление войсками заключается в целенаправленной деятельности командиров, штабов, начальников родов войск и служб по поддержанию боевой готовности частей и подразделений, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫМ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ СИСТЕМА ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - оперативность, т. е. способность обеспечивать управление силами и средствами в режиме реального времени (или близком к нему) и корректировать планы боевого применения в зависимости от реально складывающейся ситуации; - управленческая гибкость, т. е. готовность системы эффективно обеспечивать ведение боевых действий любого типа и на любом театре военных действий; - комплексность, т. е. учет всех факторов (включая и несиловые), формирующих обстановку, в которой выполняются поставленные задачи; -ресурсная эффективность, т. е. способность оперативно и корректно нацеливать на выполнение поставленных задач все имеющиеся материальные и нематериальные ресурсы; - боевая устойчивость, т. е. способность действовать в кризисных условиях, в т. ч. и в условиях применения противником средств поражения по системе военного управления; - высокая боевая готовность, т. е. постоянная готовность и способность командиров и органов управления взять на себя управление подчиненными войсками и обеспечить выполнение боевой задачи в сложной обстановке; - непрерывность, обеспечиваемая живучестью системы управления, способностью обеспечить бесперебойную связь с войсками, постоянным знанием обстановки и возможностью командира и его штаба оказывать необходимое влияние на ход боевых действий имеющимися силами с средствами, мобильностью пунктов управления; - скрытность, достигаемая сохранением от противника в тайне всех проводимых мероприятий по подготовке и организации боя; - твердость, т. е. способность командиров принять смелое решение, твердо и настойчиво провести его в жизнь, удержать в руках руководство подчиненными, сохранить организованность и добиться выполнения боевой задачи в любой сложной обстановке.

Назначение органов управления Органы управления - это командование и личный состав штабов (управлений, отделов, служб и т. д.), распределенный по пунктам управления и выполняющий функциональные обязанности по управлению войсками под руководством командира (начальника штаба). Органы управления должны быть малочисленными, подвижными, простыми по структуре, обеспечивать развертывание пунктов управления, быть в постоянной готовности и способными в кратчайшие сроки выполнить возлагаемые на них задачи. Основным органом управления частями и подразделениями является штаб, работающий на основе решения и указаний командира, а также распоряжений вышестоящего штаба.

Организационно-техническую основу управления войсками составляет система управления, включающая связанные между собой органы управления, пункты управления и средства управления (система связи, автоматизированная система управления (АСУ), а также другие обеспечивающие системы и подразделения). Органы управления - это командование и личный состав штабов (управлений, отделов, служб и т. д.), распределенный по пунктам управления и выполняющий функциональные обязанности по управлению войсками под руководством командира (начальника штаба). Пункты управления - это специально оборудованные и оснащенные связью, АСУ и другими техническими средствами места, с которых командующие (командиры) и штабы осуществляют управление войсками (силами) при подготовке (ведении) боевых действий и во время боевого дежурства. Размещенные на пунктах управления средства управления состоят из средств связи, автоматизированных комплексов управления и других специальных средств.

Командный пункт является основным пунктом управления, с которого командир управляет при подготовке и в ходе боя. Он развертывается за боевыми порядками первого эшелона на удалении, обеспечивающем надежное управление подчиненными частями. На командном пункте размещаются и работают командир, заместители командира, основной состав штаба, начальники родов войск и подчиненные командиру и начальнику штаба начальники отделений и служб. Командный пункт в обороне развертывается обычно в стороне от ожидаемого направления главного удара противника. В батальоне создаётся один пункт управления – командно – наблюдательный пункт. Это обусловливается тем, что мсб действует на сравнительно ограниченном участке местности, имеет небольшое количество подчинённых подразделений и располагает аппаратом управления, расчитанным на создание только одного пункта управления. В части создаётся КП. Элементом командного пункта полка является наблюдательный пункт (НП). Запасный командный пункт предназначается для повышения устойчивости, непрерывности управления и немедленного принятия управления частями в случае выхода из строя командного пункта. Он развертывается одновременно с командным пунктом. На ЗКП обычно работают заместитель командира, заместитель начальника оперативного отделения, старшие помощники (помощники) начальников родов войск и служб. С прибытием командира на ЗКП он становится основным. Прежний КП с этого времени превращается в запасный командный пункт и выполняет его задачи. Тыловой пункт управления предназначается для управления подразделениями тыла и технического обеспечения. Он развертывается в районе расположения основной части тыла части) и частей (подразделений) технического обеспечения. В состав тылового пункта управления входят заместители командира части по тылу и по вооружению с подчиненными им службами, отделения (офицеры), ведающие вопросами учета и комплектования, а также другие отделения (службы) и офицеры, не вошедшие в состав командного и запасного командного пункта части. Он возглавляется заместителем командира части по тылу.

Подготовка любого вида боевых действий включает: - организацию боя; - подготовку подразделений к выполнению боевых задач; - подготовку и оборудование исходного района (в наступлении) или района обороны (в обороне); - практическую работу командира и заместителей в подготовке частей и подразделений и другие мероприятия. Содержание работы командира и штаба по организации боя - принятие командиром решения; - планирование боя; - постановка боевых задач частям и подразделениям; - организацию взаимодействия огневого поражения противника; - всестороннее обеспечение боя и организация управления.

МЕТОДЫ РАБОТЫ КОМАНДИРА И ШТАБА ПО ОРГАНИЗАЦИИ БОЯ Получение боевого приказа (распоряже ния) МЕТОД ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Уяснение боевой задачи Оценка обстановки Принятие решения Доведение боевого приказа и указаний Работа на местности (рекогносцировка, уточнение задач, организация взаимодействия, обеспечения боя и управления) МЕТОД ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Получение предваритель ного боевого распоряжения Уяснение боевой задачи Оценка обстановки Получение боевого приказа Определение Доведение Принятия замысла боя предварит. решения по карте боевого распоряже ния Доведение боевого приказа Работа на местности

Метод последовательной работы применяется при наличии достаточного времени на подготовку боя и осуществляется на основе боевого приказа или боевого распоряжения старшего командира. При этом работа по организации боя проводится последовательно сначала в соединении, а затем в части. Этот метод является основным при заблаговременной подготовке боя и в мирное время. С получением боевого приказа или боевого распоряжения командир уясняет задачу, определяет мероприятия, которые нужно провести для подготовки подразделений к выполнению полученной задачи, производит (утверждает) расчет времени, лично или через начальника штаба ориентирует своих заместителей и командиров (начальников), привлеченных к работе по организации боя, о предстоящих действиях, дает им указания по организации разведки, о времени и порядке работы на местности и подготовке данных, необходимых для принятия решения, оценивает обстановку, проводит рекогносцировку, единолично принимает решение, докладывает его старшему командиру, отдает боевой приказ, организует взаимодействие и дает указания по основным вопросам организации всестороннего обеспечения боя и управления, руководит непосредственной подготовкой подразделений к бою и в установленное время докладывает старшему командиру о готовности подразделений к выполнению боевой задачи. Метод параллельной работы применяется при ограниченных сроках подготовки боя. При этом организация боя в нижестоящих звеньях начинается сразу после определения старшим командиром замысла боя и осуществляется параллельно на основе отданных им предварительных боевых распоряжений. Этот метод является основным в ходе войны. С получением предварительного боевого распоряжения командир в начале выполняет те же мероприятия и отдает те же указания, что и при методе последовательной работы, затем единолично определяет замысел боя, докладывает его старшему командиру, знакомит с ним своих заместителей, начальников родов войск и служб и отдает предварительные боевые распоряжения подразделениям. С получением боевого приказа или боевого распоряжения командир полка завершает принятие решения по карте, отдает боевой приказ, проводит рекогносцировку, уточняет свое решение, задачи подразделениям, организует взаимодействие и дает указания по основным вопросам организации всестороннего обеспечения боя и управления. Затем он руководит непосредственной подготовкой подразделений к бою и в установленное время докладывает командующему армией о готовности к выполнению боевой задачи.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ КОМАНДИРА С ПОЛУЧЕНИЕМ БОЕВОГО ПРИКАЗА (РАСПОРЯЖЕНИЯ). - уясняет задачу; - определяет мероприятия, которые нужно провести для подготовки частей (подразделений) к выполнению полученной задачи; - производит (утверждает) расчет времени, лично или через начальника штаба, ориентирует своих заместителей и командиров (начальников), привлеченных к работе по организации боя о предстоящих действиях, дает им указания: - по организации разведки; - о порядке и времени работы на местности; - о подготовке данных, необходимых для принятия решения. - оценивает обстановку; - проводит рекогносцировку; - единолично принимает решение и докладывает его старшему командиру; - отдает боевой приказ; - организует взаимодействие; - дает указание по основным вопросам организации всестороннего обеспечения боя и управления; - руководит непосредственной подготовкой подразделений к бою и в установленное время докладывает старшему командиру о готовности подразделений к выполнению боевой задачи.

Планирование боя на основе решения командира и его указаний, в соответствии с принятым методом работы осуществляет штаб совместно с заместителями командира, начальниками родов войск и служб. Планирование заключается в детальной разработке способов действий сил и средств, разработке и оформлении боевых документов и подготовке соответствующих расчетов. Решение является основным боевым документом по управлению войсками. Кроме решения командира в дивизии разрабатываются: - боевой приказ (боевые распоряжения); - боевые распоряжения по применению родов войск, специальных войск; - распоряжения по техническому обеспечению и тылу; - план огневого поражения противника; - планы боевого применения родов войск; - плановая таблица (схема) взаимодействия; - распоряжения и планы по видам обеспечения, комендантской службы, связи и скрытому управлению (СУВ) и др. документы. Перечень других разрабатываемых документов в зависимости от полученной боевой задачи и наличия времени определяется каждый раз командиром дивизии (полка).

Боевые задачи подразделениям обычно доводятся перед боем боевым приказом, а в ходе боя боевыми распоряжениями. (Устный боевой приказ записывается начальником штаба и не размножается). Взаимодействие командир дивизии организует с участием своих заместителей, командиров отдельных и приданных подразделений. Оно организуется обычно на местности на глубину видимости, а по карте (на макете местности) на всю глубину боевой задачи. Основная цель организации взаимодействия – добиться единого понимания всеми командирами участвующими в бою, боевых задач и способов их выполнения, согласования усилий войск в интересах мотострелковых и танковых частей (подразделений), действующих на направлении сосредоточения основных усилий (главного удара), наметить и согласовать варианты действий исходя из возможного характера действий противника и меры по его обману. Организуется взаимодействие либо методом указаний, либо методом докладов. Детально вопросы взаимодействия разрабатываются штабом дивизии и отражаются в плановой таблице. В решении по организации управления командир определяет: - места развертывания командных пунктов; - порядок их перемещения в ходе боя; - расчет основных должностных лиц по пунктам управления; - порядок применения комплекса средств автоматизации; - мероприятия по восстановлению управления в случае его нарушения. Непрерывное влияние командира и штаба на ход боевых действий подразделений, направление их усилий на выполнение поставленной задачи в указанные сроки, с наименьшей затратой сил и средств - составляет сущность управления подразделениями в ходе боя. Управление подразделениями в ходе боя обычно включает: - постоянный сбор данных об обстановке и ее оценку; - своевременное уточнение решения по мере изменения обстановки; - доведение уточненных задач до подчиненных; - поддержание непрерывного взаимодействия и всестороннего обеспечения боя; - осуществление контроля за выполнением подразделениями приказов и оказание им необходимой помощи.

Все документы, относящиеся к организации, подготовке и ведению боя, а также связанные с передвижением и расположением войск на месте называются боевыми документами. Боевые документы являются основанием юридической ответственности за применение сил и средств, выполнение боевой задачи. Боевые документы классифицируются: а) по назначению и содержанию: документы по управлению войсками (боевые приказы и распоряжения, приказы и распоряжения по тылу, распоряжения по другим видам обеспечения, планы, рабочие карты, схемы); отчетно-информационные документы (донесения, сводки, отчеты, журналы боевых действий, отчетные карты и схемы); справочные документы (различные расчеты, ведомости, таблицы, схемы, справки и описания). б) по форме исполнения: текстовые; графические; табличные. (все они изготавливаются вручную или с помощью технических средств и могут быть представлены в следующих видах: письменно, графически, в виде звукозаписи, фотограмм и видеозаписи, фотодокументов, перфорационных документов). в) по категории срочности: монолит; воздух; ракета; самолет; обыкновенная.

Графические документы должны быть наглядными, соответствовать требованиям автоматизированной обработки, обеспечивать возможность быстрого размножения и доведения (передачи) до исполнителей, отображаемая на них обстановка и все элементы решения должны наноситься четко, без излишней раски и детализации, не забивая топографической основы карт. Каждый боевой документ должен иметь: - гриф секретности и номер экземпляра; - указание, кому предназначен (адресат); - служебный заголовок; - подпись соответствующего должностного лица с указанием должности, воинского звания, фамилии; - отметку с указанием количества изготовленных экземпляров, фамилий исполнителя и машинистки (чертежника), даты исполнения и номера по журналу учета размножения документов. На приказах и директивах фамилии исполнителей не указываются. Боевой документ, направляемый в войска или представляемый в вышестоящий штаб, кроме того, должен иметь: - категорию срочности; - наименование адресата; - отметки о времени отправки и получения документа адресатом.

Документы по управлению войсками По управлению войсками Отчетно-информационные Справочные Рабочая карта П л а н и р у ю щ и е Решение командира на бой с пояснительной запиской к нему д о к у м е н т ы Таблица ударов и огня артиллерии Табель срочных донесений Расчеты График работы управления Календарный план подготовки боя План рекогносцировки План взаимодействия и боевого управления Расчет распределения л/с, средств связи, автоматизации и транспорта по ПУ Таблицы План комендантской службы с пояснительной запиской План восстановления боеспособности Боевое донесение (итоговое, за сутки) Схемы План боевого применения РВ и А с пояснительной запиской План ПВО с пояснительной запиской План связи с пояснительной запиской План охраны и обороны пунктов управления Донесения по видам боевого обеспечения Справки (в т. ч. справкадоклад)

По управлению войсками Планы по видам обеспечения: разведке, РЭБ, световому, техническому и тыловому обеспечению с пояснительными записками Карта оценки противника Отчетно-информационные Боевые донесения по РВ и А, ПВО, связи, специальнотехническому и тыловому обеспечению Планы обеспечения по специальным войскам и службам тыла Директивные (распорядительные) документы Боевой приказ (боевое распоряжение) Распоряжение по комендантской службе Предварительные боевые распоряжения и распоряжения частям и подразделениям Распоряжения по видам боевого обеспечения Боевые распоряжения по применению частей и подразделений, родов войск и специальных войск Распоряжение по ПВО Распоряжения по связи Приказы по техническому обеспечению и по тылу Распоряжение по СУВ и режиму секретности Отчетная карта Журнал боевых действий

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 05/1997, стр. 9-16

Информатизация управления войсками и искусственный

интеллект

Генерал-майор Х.И. САЙФЕТДИНОВ ,

доктор военных наук

Майор А.Л.КУЛЯНИЦА ,

кандидат технических наук

Полковник запаса В.В.ДЕЕВ ,

доктор технических наук

В УСЛОВИЯХ реформирования ВС РФ одной из важнейших является проблема качественного улучшения управления войсками (силами) с учетом изменяющегося характера ведения современных операций (боевых действий), а также достижений современной науки и новых технологий, Актуальнейшим направлением военной науки становится разработка новых принципов, подходов и методики информатизации управления войсками, процессов вооруженной борьбы на всех уровнях ВС РФ. Только на этой основе возможно эффективное решение задач, которые ставятся перед Министерством обороны в новых военно-политических и экономических условиях.

Особенно сложным и проблемным вопросом остается информатизация интеллектуальной творческой деятельности должностных лиц органов управления, ответственных за принятие решений, при управлении войсками. Без умственных, волевых и эмоциональных действий невозможно обеспечить продуктивность (результативность) управления, что подразумевает обязательное получение результата (продукта) даже в тех условиях, когда нет строгого алгоритма действий для лиц, ответственных за принятие решений. Поэтому обеспечение продуктивного управления возможно только с использованием средств искусственного интеллекта.

Ряд специалистов (как в области управления войсками, так и в области автоматизации) утверждают, что научное направление «искусственный интеллект» не оправдало возлагавшихся на него надежд и фактически прекратило свое существование. Объясняется такая точка зрения тем, что системы искусственного интеллекта (СИИ) пытались рассматривать как альтернативу существующим и полагали, что они сами по себе способны решать задачи, стоящие перед должностными лицами органов управления. В действительности СИИ предназначены для решения тех задач, которые не под силу существующим традиционным средствам автоматизации. Иначе говоря, системы искусственного интеллекта «не решают» задачи управления, а обеспечивают их решение компетентными должностными лицами - специалистами в области управления.

Кроме того, СИИ практически во всех случаях ассоциировались только с экспертными системами. Однако они предназначены для помощи офицерам-операторам в отдельных предметных областях, а также для вооружения недостаточно подготовленных специалистов знаниями высококвалифицированного эксперта, т.е. в основу их функционирования положен тот же позадачный подход. Такие системы дадут максимальный эффект, если будет найден механизм их использования в системе, которая обеспечивала бы целостный процесс управления и интеллектуальную деятельность должностных лиц на всех этапах управления войсками и силами, включая этап реализации решения в реальном масштабе времени и пространстве.

Основные проблемы информатизации управления войсками, на наш взгляд, заключаются в следующем. Во-первых , информатизация решения отдельных задач не приносит должного эффекта при достижении цели управления (а иногда даже становится помехой, так как требуются дополнительные затраты на комплексирование разнородных систем, обеспечивающих информатизацию решения той или иной задачи). Во-вторых , традиционные методы получения информации в автоматизированных системах (поиск и отображение данных из базы данных, математическое моделирование действий объектов) можно использовать только в тех областях, где допустима строгая формализация, а данные в основном представляются в количественном виде. В-третьих , при определении стратегии информатизации орган управления часто представляется простой моделью «лицо, принимающее решения (ЛПР) - исполнители», без учета того, что различные компоненты управления войсками (в частности, процесс принятия решения) являются коллективной деятельностью под руководством лица, принимающего решения, сложной организации должностных лиц, каждое из которых, с одной стороны, является исполнителем для ЛПР, с другой - лицом, принимающим решения нижестоящего уровня (т.е. творческой личностью со своими целями, мотивами, потребностями). И наконец , информатизация деятельности ЛПР в процессе создания им организации управления проводится в каждом случае индивидуально, без аккумулирования и распространения накопленного опыта и без использования средств автоматизации. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы определить и сформулировать основные понятия интеллектуальной творческой деятельности в управлении войсками, критерии продуктивности управления, место и сущность конструирования организации управления и принятия решения, а также сформировать основы построения системы обеспечения интеллектуальной деятельности, делающей возможным целостный процесс управления войсками.

Под интеллектуальной творческой деятельностью органов управления будем понимать организацию личностей, реализующих процесс управления для достижения сформулированной цели и удовлетворения своих потребностей с использованием имеющихся сил и средств. Предлагаем две группы критериев продуктивного управления: продуктивности формирования решений проблем управления и продуктивности достижения цели. Первая определяет наличие, способность и плодотворность инструментария должностных лиц, включающего умения, навыки, методы работы с информацией репродуктивного уровня. Во второй группе основными являются, критерии гармонии ситуации и управленческого решения, целостности целевой ситуации, безопасности целевой ситуации, разрешимости проблемной ситуации, а также своевременности и плодотворности ее разрешения. Кроме того, каждое ЛПР выделяет критерии, носящие ролевой характер, например минимум использования имеющихся ресурсов, минимум затраченных средств и т.д. Под критерием разрешения проблемной ситуации мы понимаем необходимость выработки ЛПР хотя бы одного предложения, разрешающего эту проблему. Критерий гармонии ситуации выражается в том, что все объекты и процессы, входящие в описание ситуации, иерархичны, и если они находятся на различных уровнях иерархии, то между ними не должно быть других отношений, кроме отношений структуризации. Критерий целостности ситуации означает, что все описывающие ее компоненты связаны между собой теми или иными отношениями и нет ни одного элемента, не связанного с другими. Критерий безопасности ситуации исключает возможность удаления хотя бы одного элемента, входящего в описание ситуации. Своевременность означает реализацию управленческих действий в нужное время в нужной точке пространства для достижения цели и сведения к минимуму факторов риска и возникновения проблемных нештатных ситуаций, а плодотворность - способность достигать поставленной цели при реализации выработанного решения и эффективность способов реализации процесса управления.

Таким образом, продуктивное управление - это целостное, гармоничное и безопасное управление войсками на основе механизмов продуктивного формирования решений и продуктивности самих сформированных решений.

Основу интеллектуальной деятельности в продуктивном управлении составляет принятие решений, которое представляет собой процесс выработки последовательности действий в интересах достижения сформированной цели и удовлетворения потребностей (духовных, информационных, материальных) организации в продуктивном управлении. Весь этот процесс должен осуществляться с использованием специально организованных систем интеллектуальной поддержки принятия решений (ИСППР).

В отличие от традиционного представления ИСППР как индивидуальных интеллектуальных систем, ориентированных на помощь в решении задач отдельным должностным лицом (что сводит ее к экспертной системе), авторы понимают ИСППР как систему обеспечения интеллектуальной деятельности и предлагают следующие базовые положения для ее создания. Основу управленческой деятельности составляет организация управления, включающая в себя комплекс мероприятий по подбору коллектива людей, определению способов и языка взаимодействия, круга решаемых ими задач на основе принципов конструирования организационных систем. На базе сформированной организации осуществляется управление при выполнении боевых задач. В реальной управленческой деятельности лицо, принимающее решения, и образованная им организация должностных лиц постоянно сталкиваются с проблемными ситуациями, возникающими из-за неопределенности исходной информации и риска принимаемых по этим ситуациям решений. Традиционная схема решения как выбор одной из имеющихся альтернатив в проблемных ситуациях не работает; управление и принятие решений осуществляются для достижения сформулированной или сформированной цели и удовлетворения потребностей лица, принимающего решения, и должностных лиц, участвующих в управлении. Проблемная ситуация характеризуется ее разрешимостью, т.е. возможностью выработать решение, устраняющее ее проблемность, и опасностью того, что ее последствия могут носить катастрофический характер для людей, участвующих в управлении, всей системы управления и общества в целом. Складывающиеся в процессе управления ситуации характеризуются гармоническим соотношением их составляющих, целостностью и безопасностью. При выработке замысла, составляющего основу решения, ЛПР использует информацию о проблемной ситуации, включающую не только данные и знания, но и смысл ситуации (в том числе свой личностный смысл).

Интеллектуальная СППР, как человеко-машинная система, обеспечивающая интеллектуальную деятельность должностных лиц органов управления, должна строиться на следующих основных принципах. Организация любой системы представляет собой формирование с определенным статусом, своей внутренней структурой, устойчивыми внутренними и внешними связями. Она, в отличие от оргштатной структуры, характеризуется прежде всего коллективами, конкретными людьми, их функциональными обязанностями и взаимоотношениями, обладает способностью к целеполаганию, т.е. имеет внутренние и внешние цели. Поэтому, чтобы функционирование ИСППР было эффективным, при создании организации системы необходимо обеспечить реализацию принципа соответствия цели организации цели системы в целом.

Главенствующая роль коллектива людей в ИСППР ставит перед необходимостью при организации управления руководствоваться принципом проектирования деятельности будущих пользователей этой системы. Причем оно должно предшествовать проектированию информационной модели управления войсками, созданию информационного, лингвистического, программного и других видов обеспечения ИСППР. При этом необходимо опираться на потребности пользователей, мотивы и цели, которые они ставят перед собой.

Целенаправленное функционирование ИСППР связано с реализацией во времени и пространстве цикла управления, т.е. каждому элементу ИСППР для достижения поставленных целей необходима перманентная выработка управляющих воздействий, которую невозможно реализовать без механизмов и процессов принятия решения. Кроме того, при функционировании ИСППР в ситуациях, которые нельзя предсказать заранее, постоянно возникают различного рода неопределенности. Оперативно и эффективно устранить их можно лишь при наличии в системе средств принятия решений. Таким образом, принятие решения в ИСППР является ее имманентным свойством. Поэтому следующим важнейшим принципом построения ИСППР должен быть, по нашему мнению, принцип принимаемости системой решений.

Традиционной основой для создания систем, обеспечивающих различные аспекты управления войсками, являлся принцип «инструкция и контроль», в соответствии с которым объектам управления устанавливается содержание деятельности и осуществляется проверка исполнения. В качестве альтернативы мы предлагаем принцип «руководство и наблюдение», в наибольшей мере соответствующий идеям построения ИСППР. Он предполагает принятие решения, доведение до объектов управления основных намерений руководства и непрерывное наблюдение за процессом достижения целей при реализации решения в широком спектре признаков, связанных с условиями и особенностями конкретной обстановки.

Чтобы обеспечить эффективное функционирование ИСППР, организация системы должна реагировать на все внешние и внутренние изменения, т.е. быть адаптивной, самоорганизующейся. Поэтому следующий важнейший принцип, которым необходимо руководствоваться при создании ИСППР, - это принцип самоорганизации системы. Причем механизм самоорганизации (в том числе основанный на синергетическом информационном подходе) должен закладываться в систему на этапе конструирования ее организации.

Создание организации любой системы в настоящее время осуществляется практически вручную, это по сути искусство, зависящее от опыта и интуиции разработчика. Программные, информационные и лингвистические средства поддержки этого процесса отсутствуют. Поэтому необходимым принципом является принцип инструментального обеспечения создания организации ИСППР. Его реализация позволит повысить качество организации системы и сократить сроки и затраты на ее конструирование. В инструментальные средства должен быть заложен и механизм их адаптации к новым информационным технологиям.

Ситуационность процесса управления определяет необходимость принципа распознаваемости ситуаций, а следовательно, наличия соответствующего механизма, отвечающего ряду требований.

Интегральность: в состав ИСППР должны входить только те средства, которые обеспечивают реализацию общих функций, обеспечивающих управление войсками.

Алгоритмическая избыточность: реализация интегральных функций предусматривается несколькими функциями и алгоритмами.

Генерация: создание конкретных ИСППР осуществляется из набора инструментальных средств, с использованием средств адаптации к условиям конкретной предметной области.

Обучаемость: в составе ИСППР необходимо иметь средства настройки на процессы, присущие конкретной предметной области, т.е. средства их выявления, описания и систематизации, классификации и т.п.

Модульность: каждое средство ИСППР должно иметь стандартное формальное описание в рамках всей системы.

Развитие: в состав интеллектуальной СППР необходимо включать новые средства и удалять устаревшие.

Перечисленные принципы охватывают весь жизненный цикл организации любой человеко-машинной системы и потому должны обязательно соблюдаться. Без них создание эффективной ИСППР невозможно. Такая система призвана обеспечить деятельность лица, принимающего решения, и должностных лиц органа управления, имеющих достаточно высокий профессиональный уровень (знания, навыки, умения), в соответствии с их функциональными обязанностями, ценностями, мотивами и потребностями, по выработке творческих решений в проблемных ситуациях. Для этого в интеллектуальную СППР включаются система управления генерацией прогнозов и система управления генерацией решений. Проблемная ситуация характеризуется отсутствием хотя бы одного способа ее разрешения, а также алгоритма его построения. В качестве критериев оценки решения выступают критерии: разрешения проблемной ситуации, целостности ситуации, гармонии ситуации, безопасности ситуации. Если решения по организации управления, распознаванию ситуаций и выполнению боевой задачи не снимают проблемы, то вырабатывается решение по адаптации, формирующее новые системы управления генерацией решений и генерацией прогнозов.

При построении такой интеллектуальной системы поддержки принятия решений следует учитывать ряд факторов. Во-первых , обязательным компонентом исходных данных для ЛПР нижестоящего уровня системы управления войсками должно быть описание задачи, поставленной вышестоящим ЛПР. Во-вторых , управление является иерархическим - на каждом уровне иерархии есть управляющая и управляемая системы. B-третьих , в качестве лица, принимающего решения, выступают должностные лица, являющиеся высококвалифицированными специалистами в области управления войсками и принятия решения. В-четвертых , критерий разрешения проблемной ситуации определяет выработку ЛПР хотя бы одного решения, разрешающего проблемную ситуацию.

Процесс создания и развития такой ИСППР основывается на новой информационной технологии, заключающейся в переходе от конструирования систем, основанных на знаниях, к системам, основанным на смыслах, т.е. система должна реализовывать механизмы манипулирования информацией различного уровня: данные - алгоритмы, знания - эвристики, смыслы - интуиция. В то же время поддержка принятия решений состоит не столько в обеспечении ЛПР необходимой информацией, сколько в обеспечении разрешения проблемных ситуаций. При построении ИСППР целесообразно использовать методический аппарат, содержащий единую метрику и систему описания реальных процессов во времени и пространстве. В этой системе должны быть реализованы средства взаимодействия ЛПР с ИСППР, ориентированные на модель процесса принятия решений, и определен способ взаимодействия должностных лиц органов управления различных иерархических уровней системы управления с использованием ИСППР.

В отличие от традиционной трактовки мы полагаем, что принятие решения есть процесс, связанный с построением последовательности действий для достижения сформированной цели и удовлетворения потребностей должностных лиц, участвующих в управлении. Принятие решения является творческим процессом разрешения проблемных ситуаций. Они могут заключаться: в непредсказуемости последствий возникшей ситуации; в отсутствии (недостаточности) необходимой информации для идентификации ситуации или для формулировки ближайших целей управления; в отсутствии решений для достижения цели из текущей ситуации и механизмов их генерации.

Выработка решения в продуктивном управлении - это деятельность ЛПР и всех должностных лиц, направленная прежде всего на разрешение проблемных ситуаций, возникающих при функционировании системы управления, включающая в себя формирование модели дальнейшей деятельности, а также ее моделирование для достижения цели управления, удовлетворения мотивов и потребностей ЛПР и должностных лиц системы управления, обеспечения ее жизнедеятельности и безопасности. Полученное решение есть сценарий (описание процесса управления), содержащий описание исходной целевой ситуации и деятельности (последовательности действий) по переводу объекта управления из исходной ситуации в целевую. Процесс решения имеет волевую, интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Основой его формирования является интеллектуальная составляющая, включающая логическое и интуитивное мышление. Эмоциональная составляющая определяет оценку выработанного решения (как логическую, так и интуитивную). Наконец, волевая составляющая проявляется в виде акта принятия решения даже в тех случаях, когда ни интеллектуально, ни эмоционально его обосновать не удается из-за отсутствия информации, лимита времени. Степени соотнесения составляющих зависят от самого ЛПР, области его деятельности, от ситуации и т.д.

Предлагаемая нами модель процесса принятия решения приведена на рис.1 и включает в себя конструирование (конкретизацию) модели замысла, его моделирование, оценку и акт принятия решения как продукта. Конструирование заключается в анализе информации на основе целей и имеющейся модели смысла и идентификации неопределенностей в описании. Моделирование проводится путем выделения проблем управления и построения решения (пути разрешения проблем в конфликтных ситуациях). Оценка и акт принятия решения состоят в определении критериев управления и собственных критериев ЛПР, основанных на субъективных факторах (собственных ценностях, мотивах и потребностях).

Реализация этой модели представляет значительную трудность из-за того, что существующие формальные законы для представления данных имеют низкие выразительные возможности, а алгоритмы их обработки не дают семантической интерпретации. В результате встает проблема неоднозначности понимания сути, смысла той или иной информации.

Использование моделей представления знаний и средств манипулирования ими (дедуктивный, индуктивный, традуктивный выводы) в системах искусственного интеллекта лишь частично решает эту проблему. Анализ процессов общения должностных лиц органов управления при решении управленческих задач, уяснения (осмысления) задач, которые ставят вышестоящие начальники подчиненным, взаимодействия разработчиков с экспертами для получения от них информации о стратегиях решения сложных проблем при создании разнообразных интеллектуальных систем наглядно выявил тот факт, что в своей деятельности специалисты, как правило, опираются не на данные и имеющиеся у них знания, а на значение, смысл того явления или процесса, которые они анализируют. Не сформировав для себя смысла того или иного реального объекта, процесса, явления, специалист практически не в состоянии решать сложные проблемы, касающиеся как познания действительности, так и общения с людьми или с интеллектуальными информационными системами. Поэтому мы вводим такое понятие, как «модель смысла».

Рис. 1. Модель процесса творческого решения в продуктивном управлении

Категория «смысл» рассматривается в семантической логике как синоним «значения». Под ним понимается то, чем данный объект является для людей, занятых житейской, эстетической, научной, производственной, общественно-политической и другой деятельностью. Объектом может быть и материальный, и идеальный субстрат. Смыслом же можно считать конкретизацию значения, выраженную человеком, как одну из форм существования информации. Особо выделяется понятие «личностный смысл», отражающее действительное отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, и осознаваемое как «значение для меня» знаний о мире, включающих понятия, умения, действия, ценности.

Модель смысла, предложенная нами для представления смыслов в памяти ЭВМ, основывается на интерпретации значения этого понятия, принятого современной логикой, психологией, лингвистикой и когнитологией. В нее входят: имя смысла, уникальное для всей базы смыслов; понятие, состоящее из имени понятия и множества суждений о нем; последовательность действий, применимых к понятию, для достижения целей либо получений решения задачи; роль, состоящая из имени роли и множества ролевых функций личности, используемых при формировании данного смысла; норма, представленная именем и множеством стандартизированных узаконенных оценок и установок, принятых экспертом; ценность, состоящая из имени и множества материальных и духовных благ (добро, зло, прекрасное, безобразное, стоимость, интересы); умение, состоящее из имени и последовательности действий; событие, состоящее из имени события и времени его существования (начальное, конечное); пространство, состоящее из имени пространства и значений его координат; время как последовательная смена событий, длительность этой смены.

В этой модели под смыслом понимается идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, цель, ценность и т.п. какого-либо объекта, субъекта, процесса, явления и т.п., представляемые человеком в конкретной ситуации для разрешения им своих проблем. Смысл выражает целостное содержание мысли человека об объекте.

Формируемая в ИСППР база смыслов включает в себя смыслы ситуаций, процессов, явлений, объектов и отношения между смыслами, которые складываются на основе следующих операций: унификация - построение общего смысла для взаимодействующих субъектов или систем; ассоциация - связь между смыслами, при которых восприятие, представление одного из них в определенных условиях вызывает восприятие, представление другого смысла; аналогия признаковая - смыслы аналогичны, если совпадают некоторые элементы, их составляющие, и обобщающая - формирование нового смысла, более общего по отношению к имеющимся; сечение - выделение смысла, являющегося частью имеющегося; интерпретация - формирование нового смысла в процессе истолкования, разъяснения; продукция.

Модель для представления смыслов является более гибкой структурой по сравнению с моделями других форм информации (знаний и данных). Так, для одного и того же процесса, явления, объекта у одного и того же субъекта может быть несколько смыслов. В процессе познания и деятельности меняются как смыслы, так и отношения между ними.

На основе выдвинутых положений, теоретических и практических разработок коллективом авторов был создан экспериментальный исследовательский прототип интеллектуальной системы поддержки принятия решений с элементами распознавания ситуаций. Представленная на рис.2 схема отражает использование средств ИСППР при конструировании организации должностных лиц органа управления и в процессе функционирования системы управления войсками.

В состав прототипа входят автоматизированные рабочие места (АРМ) лица, принимающего решения (командующего объединенной группой войск), начальника штаба, начальника разведки, начальника аналитического центра и офицера-оператора, т.е. тех, кто обеспечивает выработку замысла операции. В процессе функционирования ИСППР осуществляется распознавание текущей ситуации, формирование прогноза ее развития (построение предполагаемого замысла действий противника), уточнение информации об обстановке в конфликтном районе, формирование организации (включая оценку профессионализма должностных лиц органа управления и личного состава по действиям в данной конкретной ситуации и их психофизиологического состояния), оценка местности, своих войск и войск противника и построение замысла в виде сценария действий системы управления по достижению цели (разоружению войск противника).

Взаимодействие должностных лиц осуществляется с помощью распределенного интеллектуального банка информации (РИБИ). На каждом АРМ должностное лицо организует и выполняет работу в соответствии со своими функциональными обязанностями, используя при этом необходимые инструментальные средства для подготовки и получения нужной информации. В банке информации выделяется информационное пространство, в котором хранятся данные, знания, организованные и представленные в соответствии со смыслами объектов, ситуаций, процессов, интеллектуальный интерфейс, средства логического вывода с системой объяснений полученных результатов.

Рис. 2. Схема использования ИСГТПР при управлении войсками

В высшем контуре управления работа распределенного интеллектуального банка информации определяется лицом, принимающим решения. Другие должностные лица, в соответствии с постановкой задач ЛПР, готовят соответствующие оперативные документы и докладывают их ЛПР с использованием РИБИ. Кроме того, каждый руководитель является лицом, принимающим решения нижестоящего уровня, и организует на тех же принципах работу своих подчиненных. У последних есть свой личный интеллектуальный банк информации (к которому не имеют доступа другие должностные лица), а также средства, необходимые для решения поставленных им задач. Например, на АРМ ЛПР установлены: система оценки психофизиологического состояния должностных лиц и коллектива в целом, инструментальные средства работы с электронной картой, экспертная система оценки воздушной обстановки, экспертная система сравнительной оценки участков местности, средства построения сценариев и т.п.; на АРМ начальника аналитического центра - экспертная система оценки военно-политической обстановки, система распознавания фотоданных разведки и т.д.

Прототип системы функционирует в локальной вычислительной сети под управлением Windows for Workgroups. Специальная организация и методология построения ИСППР обеспечивает ее адаптацию и реконфигурирование для использования в различных контурах управления ВС РФ без перепрограммирования компонентов и возможность сопряжения с другими составляющими АСУ В. Система выдает: исходные данные для формирования сценария действий системы управления в распределенном интеллектуальном банке информации; замысел операции в виде сценария противоборства сторон; решение, оформленное на электронной карте; юридически оформленное решение в виде текстового документа.

Информатизация управления войсками в перспективе предполагает, на наш взгляд, создание и повсеместное внедрение в войска таких ИСППР, которые бы обеспечивали:

образное представление информации в памяти ЭВМ и манипулирование ею на основе био-, нейро- и генной технологии, что позволит значительно расширить спектр решаемых органами управления творческих задач с использованием средств автоматизации;

представление и интерпретацию знаний о знаниях и представление смыслов отображаемой в системе предметной области управления;

реализацию механизма саморазвития, что означает обеспечение в системе возможности конструирования критерия оптимальности ее организации как целого и естественно, оценки вклада в значение этого критерия каждого из потребителей (результаты оценки могут служить основанием для перестройки организации, обеспечивая в конечном счете непрерывность ее развития как один из принципов функционирования);

моделирование творческих, продуктивных процессов за счет использования средств, моделирующих механизмы не только интеллекта, но и эмоций, а также воли личности.

Информатизация управления войсками на основе систем поддержки принятия решений, основанных на новых информационных технологиях, должна быть направлена на обеспечение управления ВС РФ на всех уровнях иерархии. Одним из наиболее развитых, конструктивных и потому перспективных направлений современной военной науки, технологии и техники является искусственный интеллект, методы и средства которого уже в настоящее время позволяют осуществлять моделирование элементов умственной деятельности человека в процессе принятия решений на управление войсками.

Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании: Материалы семинара. - М.: Центральный Российский дом знаний, 1996.

Управление войсками

деятельность командиров (командующих), штабов, политорганов, начальников родов войск, специальных войск и служб по подготовке войск (сил флота) к боевым действиям и руководству ими при выполнении поставленных задач. У. в. в бою и операции включает обеспечение боеспособности и боевой готовности войск (сил флота), поддержание высокого политико-морального состояния личного состава, принятие командиром (командующим) решений на бой (операцию), планирование боевых действий, постановку боевых задач подчинённым, организацию взаимодействия войск, боевого, тылового и технического обеспечения, постоянное руководство войсками в ходе боевых действий.

Основу У. в. составляет решение командира (командующего), в котором он определяет замысел действий и способы его осуществления; задачи подчинённым подразделениям, частям (соединениям), сроки их выполнения; порядок взаимодействия и др. Важнейшее значение в У. в. имеют воспитание личного состава в духе беспредельной преданности социалистической Родине и ненависти к врагам, верность присяге и воинскому долгу; глубокое понимание основных положений военной науки, твёрдое знание воинских уставов, наставлений и др. руководящих документов; предвидение возможных изменений обстановки при выполнении конкретных боевых задач; единство требований к подготовке войск (сил флота) и выбору форм и способов ведения боя (операции); единоначалие, как важное условие успешного выполнения стоящих перед войсками задач.

Основными требованиями, предъявляемыми к У. в., являются твёрдость в проведении в жизнь принятых решений; оперативность, предполагающая выполнение всех мероприятий по У. в. в установленные сроки: гибкость, выражающаяся в умелом использовании имеющихся сил и средств для успешного выполнения поставленных боевых задач в сложившейся обстановке; непрерывность управления, позволяющая постоянно влиять на действия войск в бою (операции); скрытность, обеспечивающая строгое сохранение втайне замысла предстоящих действий.

Главную роль в У. в. принадлежит командиру (командующему). Основным органом по У. в. является штаб. К органам управления относятся также политорганы, управления и штабы начальников родов войск и служб, подчинённых командиру (командующему). Для руководства войсками, ведущими боевые действия, в объединениях, соединениях и частях создаются пункты управления различного предназначения, которые могут быть подвижными и стационарными. В ходе наступления пункты управления попеременно перемещаются вслед за войсками по установленному плану. Для повышения оперативности руководства войсками некоторые из них функционируют как запасные или вспомогательные.

Важнейшие задачи штаба и др. органов управления – обеспечение принятия решения, планирование боя (операции), доведение задач до войск, организация их взаимодействия и всестороннего обеспечения, оказание помощи подчинённым командирам и штабам в организации боевых действий и др. Методы работы штабов по выполнению этих задач зависят от конкретной обстановки и времени, отводимого на подготовку боя (операции). У. в. в ходе боевых действий характеризуется особой сложностью и требует от командиров (командующих) и штабов непрерывного изучения и анализа обстановки и предвидения возможных её изменений. Важное значение для чёткого У. в. имеют высокое техническое оснащение штабов, эффективное использование средств автоматизации на основе широкого внедрения электронно-вычислительной техники и математических методов моделирования.

Большое влияние на формы и методы У. в. оказывает появление новых видов оружия и боевой техники. Особые сложности в У. в. могут возникнуть в случае применения противником ядерного оружия, способного выводить из строя целые пункты управления, узлы связи, быстро и резко изменять обстановку, вынуждать войска часто переходить от одних способов боевых действий к другим. Использование противником мощных средств радиоэлектронного противодействия будет затруднять достижение устойчивой и непрерывной связи. В этих условиях успех У. в. во многом будет зависеть от организации защиты средств связи и обеспечения бесперебойности их работы, проявления командирами (командующими) высокой творческой активности в изыскании наиболее эффективных путей решения поставленной боевой задачи, инициативы и большей самостоятельности в действиях.

Лит.: Гречко А. А., Вооруженные Силы Советского государства, 2 изд., М., 1975; Вопросы научного руководства в Советских Вооруженных Силах, М., 1973; Иванов Д. А., СавельевВ. П., Шеманский П. В., Основы управления войсками, М., 1971.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Управление войсками" в других словарях:

    Управление войсками - УПРАВЛÉНИЕ ВОЙСКÁМИ (силами), деятельность командующих (командиров, начальников), штабов, политорганов, служб и другие. органов управления во время войны по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск (сил), подготовке операций и боевых… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Управление войсками - постоянная творческая деятельность командира, связанная с организацией, подготовкой и ведением боевых действий подчиненных ему войск и направленная к точному и своевременному выполнению боевой задачи. У. в. включает: поддержание высокого… …

    Деятельность федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, его структурных подразделений, командиров соединений (воинских частей) войск гражданской обороны, направленная на… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Управление войсками (силами) - деятельность командующего (командиров, начальников), штабов, политорганов, служб и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке военных (боевых) действий и руководству войсками (силами) при… … Словарь военных терминов

    Управление войсками и органами - целенаправленная деятельность начальников (командиров), штабов и др. органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности объединений, соединений, частей, подразделений (кораблей, летательных аппаратов), подготовке их к служебно боевым… … Пограничный словарь

    Скрытое управление войсками (СУВ) - комплекс мероприятий по сохранению в тайне от противника сведений, используемых при руководстве войсками (силами) в мирное н военное время. В интересах СУВ ограничивается круг лиц, допускаемых к планированию военных действий, применяются засекре… … Словарь военных терминов

    Скрытое управление войсками - (СУВ) комплекс мероприятий, организуемых и проводимых штабами объединений, соединений и частей ПС РФ с целью сохранения в тайне от противника информации, циркулирующей в системе управления войсками (силами) в мирное и военное время. Для этого… … Пограничный словарь

    Непрерывное управление войсками - твердое и постоянное влияние командира на ход боевых действий войск для достижения поставленной цели. Н. у. в. достигается: правильным пониманием обстановки и предвидением возможности ее изменения; своевременным принятием решения, отвечающего… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Управления, ср. 1. только ед., чем. Действие по глаг. управлять в 1 и 2 знач. Управление государством. Управление делами. Управление судном, самолетом. Управление войсками. 2. только ед., без доп. Деятельность, направляющая и регулирующая… … Толковый словарь Ушакова

    Сформировано 9 декабря 1941 по постановлению Военного совета Ленинградского фронта от 15 ноября 1941 с задачей: во взаимодействии с силами Балтийского флота и войсками организовать оборону побережья Финского залива и самого Ленинграда, а… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Управление войсками , Л. Рендулич. Издание 1974 года. Сохранность хорошая. Автор, бывший генерал-полковник немецко- фашисткой армии, на основе личного опыта разбирает вопросы управления войсками, анализирует возможные ошибки…

Назначение и задачи штабов.

Боевой и повседневной деятельностью соединений, частей и подразделений руководит командир. Он несет ответственность за боевую и мобилизационную готовность, подготовку подчиненных ему частей (подразделений), правильное их применение и успешное выполнение ими боевых задач в установленные сроки. Он управляет частями (подразделениями) лично и через штаб, а также через своих заместителей, начальников родов войск и служб. Командир обязан проявлять постоянную заботу о подготовке штаба, своевременно ставить ему задачи, требовать инициативного и творческого их выполнения, информировать начальника штаба о своем решении и отданных частям (подразделениям) распоряжениях. При принятии решения командир может заслушивать выводы из оценки обстановки и предложения начальника штаба, а при необходимости и других должностных лиц по интересующим его вопросам.

Штаб соединения (части, подразделения) является основным органом управления частями (подразделениями) и предназначен для руководства их боевой и повседневной деятельностью. Свою работу штаб осуществляет на основе решений, приказов и указаний командира (начальника), которому он подчинен, а также распоряжений вышестоящего штаба. Он обязан строго и неукоснительно проводить их в жизнь.

Основными общими задачами штаба являются: обеспечение боевой и мобилизационной готовности частей (подразделений); непрерывное добывание, сбор, изучение и оценка данных обстановки, подготовка необходимых расчетов и предложений для принятия решений командиром; планирование боя, своевременное доведение до частей (подразделений) боевых задач, оформление боевых приказов и распоряжений; осуществление мероприятий по организации взаимодействия и поддержанию его в ходе боя; организация боевого обеспечения боя и комендантской службы; контроль за выполнением частями (подразделениями) поставленных задач; ведение учета личного состава, вооружения, военной техники, ракет, боеприпасов всех видов, горючего и других материальных средств, осуществление укомплектования подчиненных частей (подразделений) личным составом, вооружением и техникой, пополнения материальными средствами, учет доз облучения личного состава; доклад вышестоящему штабу об обстановке, принятых командиром решениях, информирование командиров и штабов подчиненных, взаимодействующих частей (подразделений) и соседей о новых данных обстановки; организация системы управления частями (подразделениями), обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, обороны, маскировки, зашиты от радиоэлектронного подавления противником, организация обеспечения скрытого управления войсками и контроль за сохранением в тайне планируемых мероприятий обеспечение частей (подразделений) топографическими картами (фотоснимками, планами городов) района предстоящих действий; изучение, обобщение и доведение боевого опыта до подчиненных штабов и частей (подразделений).

Штаб должен отличаться высокой слаженностью и быть способным обеспечивать управление частями и подразделениями в любых условиях обстановки. Это достигается: его постоянной боевой готовностью; тщательным подбором личного состава штаба и его всесторонней подготовкой, четкой организацией работы и рациональным распределением задач, согласованной работой органов управления соединения (части, подразделения) со штабами подчиненных, поддерживающих и взаимодействующих частей (подразделений); необходимым материально-техническим обеспечением штабов, широким использованием средств автоматизации и механизации штабного труда.

Офицеры штаба должны быть образцом выполнения своих обязанностей, обладать высокой профессиональной подготовкой и организаторскими способностями, отличаться глубоким знанием военного дела, высокой общевоинской и штабной культурой, безупречной дисциплиной, исполнительностью, инициативой и творческим подходом к выполнению поставленных задач.

Каждый офицер штаба обязан: твердо знать основы современного боя; организацию, вооружение, боевую технику, возможности своих соединений и частей и противника, четко выполнять обязанности по занимаемой должности и быть готовым в случае необходимости выполнять обязанности других офицеров; уметь глубоко анализировать, оценивать и кратко докладывать обстановку, в короткие сроки доводить боевые задачи до частей (подразделений); быстро и точно производить необходимые расчеты, объективно оценивать результаты боевых действий; наглядно, полно и точно вести рабочую карту, быстро и качественно разрабатывать боевые документы; уметь эффективно применять средства связи, автоматизации и механизации управления; знать и строго соблюдать требования по обеспечению сохранения государственной и военной тайны, правила скрытности управления войсками и безопасности связи; постоянно повышать уровень своих военных и специальных знаний, совершенствовать практические навыки в штабной работе; владеть методами обучения и воспитания личного состава, укрепления воинской дисциплины.

Распределение обязанностей в штабах.

Начальник штаба является организатором работы штаба и несет личную ответственность за выполнение всех возложенных на штаб задач. Он отвечает за организацию и обеспечение непрерывного управления частями (подразделениями), состояние боевой и мобилизационной готовности штаба и подразделений обеспечения, руководит их боевым слаживанием, организует и направляет все виды деятельности штаба и его отделений.

Начальник штаба является первым заместителем командира, и только он имеет право отдавать распоряжения (приказания) подчиненным командиру лицам от его имени. О наиболее важных распоряжениях (приказаниях) он докладывает командиру.

Начальник штаба лично согласовывает работу заместителей командира, начальников родов войск и служб, направляет работу подчиненных штабов. С учетом конкретной обстановки и наличия времени он уточняет перечень разрабатываемых документов и руководит их разработкой в штабе, а наиболее важные боевые документы разрабатывает лично; координирует работу отделений и служб по вопросам планирования, организации взаимодействия, поражения противника, боевого, технического и тылового обеспечения. Кроме того, он организует выполнение принятых командиром решений и контролирует выполнение поставленных задач, своевременно информирует заместителей командира, начальников родов войск и служб об обстановке и полученной задаче, о принятых решениях, в части, их касающейся, а также указывает, какие данные и к какому сроку необходимо иметь, какие предварительные распоряжения частям (подразделениям) подготовить и к какому сроку довести их до подчиненных командиров и штабов.

Заместители командира соединения (части) по вооружению и по тылу, начальники родов войск и служб обязаны своевременно представлять начальнику штаба необходимые расчеты, справочные данные, а также предложения по боевому применению подчиненных им частей (подразделений) и обеспечению боевых действий.

Начальник штаба обязан постоянно знать обстановку, предвидеть возможные ее изменения и быть готовым доложить командиру свои выводы и предложения по решению.

Начальник оперативного отделения штаба соединения (заместитель начальника штаба части) является заместителем начальника штаба и отвечает за своевременное обеспечение командира и штаба достоверными данными о положении, характере действий, состоянии частей (подразделений) и ходе выполнения поставленных командиром задач.

По требованию начальника оперативного отделения начальники родов войск и служб обязаны своевременно представлять справочные документы (данные) для оценки обстановки, планирования боевых действий, организации управления и взаимодействия, а также участвовать в разработке необходимых боевых документов. Начальник оперативного отделения обязан информировать их об обстановке, принятых решениях и отданных распоряжениях. По требованию командира или начальника штаба он должен быть готов доложить свои выводы об обстановке.

Оперативное отделение является ведущим в управлении и штабе.

На него возлагаются: разработка, организация и контроль за осуществлением мероприятий по боевой и мобилизационной готовности частей (подразделений); организация боевого дежурства; сбор, анализ и оценка данных обстановки, прежде всего о состоянии, обеспеченности, положении и действиях своих частей (подразделений), а также о соседях, радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановке, местности и гидрометеорологических условиях, доклад этих данных командиру, начальнику штаба и вышестоящему штабу; подготовка необходимых расчетов, справок и предложений командиру для принятия решения; оформление принятого решения; планирование боя и других видов деятельности частей (подразделений); подготовка боевых приказов, распоряжений и своевременное доведение задач до частей (подразделений); организация боевого обеспечения и комендантской службы, контроль за подготовкой частей (подразделений) к действиям, за своевременным и точным выполнением отданных приказов, распоряжений и указаний, разработка мероприятий по защите войск от оружия массового поражения и маскировке; развертывание, перемещение, маскировка, охрана, оборона пунктов управления и организация дежурства на них; информация о положении подчиненных, поддерживающих, взаимодействующих соединений (частей, подразделений) и соседей; подготовка отчетных документов и своевременное представление их в вышестоящий штаб; ведение журнала боевых действий и отчетной карты, обобщение опыта боевых действий и доведение его до частей (подразделений).

Начальник разведки отвечает за планирование и организацию разведки в соединении (части, подразделении), выполнение поставленных задач непосредственно подчиненной ему частью (подразделениями, органами) и своевременное обеспечение командира и штаба необходимыми разведывательными данными о противнике и местности в районе предстоящих боевых действий.

На разведывательное отделение (начальника разведки) возлагаются: обеспечение и поддержание боевой и мобилизационной готовности разведывательных подразделений; изучение и оценка противника; разработка плана разведки, участие в разработке других документов по планированию боя и доведение задач до исполнителей; согласование с начальниками родов войск и служб задач и действий подчиненных им разведывательных подразделений; организация действий разведывательных органов соединения (части, подразделения), управление ими и контроль за выполнением поставленных задач; руководство боевой подготовкой разведывательных подразделений; оказание помощи частям (подразделениям) и штабам в организации разведки и контроль за выполнением разведывательных задач; доведение разведывательных данных до офицеров штаба, начальников родов войск и служб, штабов подчиненных и взаимодействующих частей (подразделений); разработка мероприятий по обеспечению живучести разведывательных органов;участие в разработке боевых документов, мероприятий по маскировке, противодействию разведке противника и по радиоэлектронной борьбе; ведение отчетной разведывательной карты; подготовка и представление в вышестоящий штаб разведывательных донесений и сводок, а также заявок на выполнение разведывательных задач в интересах соединения (части, подразделения); допрос пленных, перебежчиков, опрос местных жителей и изучение захваченных документов, образцов вооружения и техники; изучение и обобщение опыта организации и ведения разведки и доведение его до частей (подразделений).

Начальник связи отвечает за своевременную организацию и бесперебойную работу связи с подчиненными, поддерживающими, взаимодействующими соединениями (частями, подразделениями), соседями и вышестоящим штабом. На начальника и отделение связи возлагаются: поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности части (подразделения) связи; организация дежурства на элементах системы связи; сбор, изучение и оценка обстановки по связи; разработка плана связи; подготовка распоряжений по связи частям (подразделениям) и своевременная постановка задач исполнителям; руководство развертыванием системы связи и управление ею; организация подготовки частей (подразделений) связи и контроль за выполнением поставленных им задач; подготовка и представление донесений по связи в вышестоящий штаб; контроль за состоянием, использованием средств связи, соблюдением правил и порядка ведения переговоров по всем техническим средствам связи; организация мероприятий по обеспечению безопасности связи, руководство этими мероприятиями и контроль за их проведением; обеспечение своевременного прохождения оперативной информации и боевых документов по каналам связи;участие и разработке мероприятий по скрытому управлению частями (подразделениями), радиоэлектронной защите и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, противодействию техническим средствам разведки противника; контроль за своевременностью приписки (отписки) частей к станциям фельдъегерско-почтовой связи; ведение учета техники связи, проведение мероприятий по техническому обеспечению средств связи и АСУ; изучение, обобщение и доведение до частей (подразделений) опыта организации и применения средств связи.

Начальник службы радиоэлектронной борьбы непосредственно организует и проводит мероприятия по радиоэлектронной борьбе. На него возлагаются: обеспечение и поддержание боевой и мобилизационной готовности подразделений радиоэлектронной борьбы; участие совместно с начальником разведки в организации разведки радиоэлектронных объектов противника; анализ и оценка радиоэлектронной обстановки, подготовка предложений по РЭБ; разработка плана РЭБ, задач общевойсковым частям и подразделениям по РЭБ, боевых распоряжений подчиненным (приданным) подразделениям РЭБ, контроль за их выполнением, участие в разработке других документов штаба; организация противодействия техническим средствам разведки противника; координация работы штаба, родов войск и служб по радиоэлектронной защите систем управления своих частей и подразделений; организация взаимодействия по РЭБ с частями и подразделениями разведки, частями РЭБ старшего начальника и соседями; подготовка донесений по РЭБ.

Начальник отделения организационного и комплектования штаба соединения (старший помощник начальника штаба по кадрам и строевой части) отвечает за организацию комплектования частей (подразделений) личным составом.

На отделение организационное и комплектования (старшего помощника начальника штаба по кадрам и строевой части) возлагаются: учет боевого и численного состава частей (подразделений); подготовка необходимых предложений и расчетов по распределению поступающего пополнения и укомплектованию частей (подразделений) личным составом; учет частей (подразделений) по действительным и условным наименованиям; учет потерь в личном составе, вооружении и военной технике; персональный учет безвозвратных потерь, мест захоронения и организация отдания воинских почестей военнослужащим, павшим в боях; подготовка и представление донесений по учету личного состава, вооружения, военной техники в вышестоящий штаб; учет доз радиоактивного облучения личного состава.

Начальник 8-го отделения отвечает за боевую готовность отделения, организацию, обеспечение командования специальной связью и осуществление контроля за состоянием режима секретности.

На 8-е отделение возлагаются: организация и осуществление специальной связи с подчиненными штабами, обеспечение ее бесперебойности, оперативности и безопасности; участие в планировании и проведении мероприятий по скрытому управлению войсками и обучению личного состава штабов правилам работы с документами кодированной связи; руководство по специальным вопросам подчиненными кодогруппами; контроль за состоянием кодированной связи в подчиненных штабах; участие в разработке и практическом проведении мероприятий по сохранению государственной и военной тайны и безопасности использования средств засекречивания; планирование и проведение специальной подготовки личного состава; обеспечение ключевыми документами к техническим средствам закрытия информации.

Начальник топографической службы отвечает за организацию мероприятий по топогеодезическому обеспечению. На него возлагаются: планирование топогеодезического обеспечения; обеспечение частей топографическими и специальными картами, фотодокументами и каталогами координат геодезических пунктов; изучение и обобщение данных об изменениях местности, подготовка топогеодезических материалов для изучения и оценки местности; участие в разработке мероприятий по воздушному фотографированию, разведке местности и сбору трофейных картографических и геодезических материалов.

Административно-хозяйственная часть ведет персональный и численный учет личного состава штаба, оружия и средств индивидуальной защиты, организует питание личного состава и обеспечение всеми другими видами снабжения и довольствия, а также инвентарем и табельным имуществом. Кроме того, на нее возлагается ведение учета потерь личного состава штаба.

Взаимоотношения штабов (отделений, служб).

Одним из важнейших условий успешного управления частями (подразделениями) являются правильные взаимоотношения между вышестоящими (старшими) и подчиненными штабами, а также между штабами и другими органами управления (отделениями, службами), обеспечение их согласованной и слаженной работы.

Вышестоящие (старшие) штабы обязаны: постоянно руководить подчиненными штабами, своевременно ставить (уточнять) им задачи, информировать об обстановке в полосе (районе) действий соединения (части, подразделении), положении и действиях соседей, а при необходимости ориентировать в части, их касающейся, о намеченных мероприятиях и решениях; организовывать и поддерживать с подчиненными штабами устойчивую связь; определять порядок представления донесений, сводок и других отчетных документов; указывать места развертывания командных (командно-наблюдательных) пунктов подчиненных частей (подразделений) и порядок их перемещения; оказывать помощь подчиненным штабам и контролировать их работу; обеспечивать подчиненные штабы топографическими, специальными картами и другими материалами.

Подчиненные штабы должны строго выполнять указания вышестоящего (старшего) штаба; в установленные сроки и по мере необходимости докладывать ему данные обстановки, о принятых командиром решениях и отданных частям (подразделениям) распоряжениях; представлять отчетные и другие документы в установленные сроки или по требованию вышестоящего штаба.

Взаимодействующие штабы и другие органы управления должны: знать обстановку в полосе (районе) совместных действий, правильно понимать замысел боевых действий и поставленные взаимодействующим частям (подразделениям) задачи; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять систематическую взаимную информацию, на основе решения, указаний командира и вышестоящего штаба по взаимодействию организовывать совместную подготовку частей (подразделений) к боевым действиям, совместно разрабатывать основные документы по планированию боевых действий; тщательно согласовывать мероприятия по управлению частями (подразделениями) и организации всех видов обеспечения; совместно контролировать выполнение приказов и распоряжений командира, планов взаимодействия, поставленных взаимодействующим частям (подразделениям) задач.

Боевая готовность штабов.

Боевая готовность штабов заключается в их способности организованно, в установленные планами сроки приступить к выполнению стоящих перед ними задач и обеспечить непрерывное управление частями (подразделениями) в боевой обстановке. Это достигается: планированием и умелой организацией перевода штабов на штаты военного времени, своевременным приведением их в высшие степени боевой готовности; полным укомплектованием штабов подготовленным личным составом, боеготовыми средствами связи, автоматизации, транспортом, вооружением и положенным табельным имуществом; организацией управления; высокой профессиональной подготовкой всего личного состава, регулярным проведением тренировок по поддержанию штабов в боевой готовности; существлением контроля за состоянием боевой готовности штабов, организацией и бдительным несением боевого дежурства в штабах, поддержанием высокого морально-психологического состояния и крепкой воинской дисциплины личного состава штаба.

Основные мероприятия по поддержанию штаба в высокой боевой готовности и переходу его на структуру и режим работы военного времени отражаются в плане приведения (отмобилизования и приведения) соединения (части) в боевую готовность. Этим планом определяются: порядок оповещения и сбора личного состава; порядок доукомплектования штаба, порядок усиления дежурства в штабах и на узлах связи; порядок работы должностных лиц штабов при выполнении мероприятий по степеням боевой готовности; состав пунктов управления, расчет распределения по ним личного состава, средств связи, автоматизации, вооружения, техники и порядок их развертывания; состав и порядок формирования оперативных групп, расчетов, сроки готовности их к работе; организация охраны и обороны пунктов управления, инженерного оборудования и маскировки их в местах размещения.

К плану приведения (отмобилизования и приведения) соединения (части) в боевую готовность прилагаются типовые расчеты и графики работы при переводе с мирного на военное положение.

С введением высших степеней боевой готовности штабы переходят на режим боевой работы.

В штабах в зависимости от введенной степени боевой готовности и условий обстановки может устанавливаться повседневный, усиленный или боевой режим работы.

При повседневном режиме работы штаб выполняет задачи в организационно штатной структуре мирного времени согласно плану боевой подготовки и установленному распорядку дня.

Усиленный режим работы устанавливается при осложнении обстановки, для решения внезапно возникших или сложных задач, а также с введением боевой готовности ПОВЫШЕННАЯ. При этом органы управления переводятся на круглосуточную работу или на работу по уточненному распорядку дня. Из состава штаба могут создаваться рабочие группы для решения отдельных задач (контроля и оказания помощи частям и подразделениям, разработки важнейших документов и решения других вопросов).

Боевой режим работы вводится при чрезвычайном положении, с введением боевой готовности ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ или ПОЛНАЯ. При этом работа штаба организуется в соответствии с боевыми расчетами по круглосуточному графику посменно (дежурными сменами).

Усиленный и боевой режимы работы штаба устанавливаются командиром соединения (части).

Штаб должен быть готов с получением приказа (сигнала) в предельно короткий срок оставить пункт постоянной дислокации и занять оборудованные пункты управления в запасных районах или подвижные пункты управления. Выход штаба может осуществляться по боевой тревоге или без ее объявления в распорядительном порядке с одновременным или последовательным выдвижением органов управления.

Во всех случаях должны поддерживаться постоянная работоспособность штаба и его готовность к управлению частями (подразделениями). О своем прибытии и готовности к управлению с командного пункта в новом районе штаб докладывает по команде

С убытием основного состава штаба соединения из пункта постоянной дислокации в нем остается группа офицеров во главе с начальником штаба. Эта группа осуществляет сбор данных обстановки и контролирует выполнение мероприятий по приведению частей в боевую готовность. Она оставляет пункт постоянной дислокации с разрешения командира только после прибытия основного состава штаба на подготовленный пункт управления и взятия на себя управления частями.

Штаб части (подразделения) из пункта постоянной дислокации убывает в полном составе.

Воспитание и морально-психологическая подготовка.

Работа по воинскому воспитанию и морально-психологической подготовке в штабах и других органах управления направляется на обеспечение и поддержание их высокой боевой готовности, воспитание психологической устойчивости офицеров, способности самоотверженно, активно и инициативно выполнять возложенные обязанности, выработку умения проявлять высокое самообладание, стойкость и мужество при управлении действиями подчиненных частей и подразделений, поддерживать крепкую воинскую дисциплину в любых условиях боевой обстановки.

Организуют и несут ответственность за состояние воинского воспитания и морально-психологической подготовки командиры и органы по работе с личным составом. Начальники штабов, родов войск и служб должны оказывать помощь в проведении этой работы. В своей практической деятельности они тесно взаимодействуют, используют рекомендации и методики управлений, отделов и служб воспитательных органов.

Успешное решение задач воинского воспитания и морально-психологической подготовки личного состава органов управления обеспечивается: формированием высоких морально-психологических качеств и правильных представлений о характере службы и современного боя; овладением офицерами методикой управления духовными процессами, приемами снятия морально-психологической напряженности; способностью в самых сложных условиях боевой обстановки уверенно выполнять функциональные обязанности и управлять подчиненными частями (подразделениями); постоянным доведением и глубоким знанием военно-политической, оперативно-тактической обстановки, боевых задач и быстрым реагированием на их изменения; своевременной и достоверной информацией о ходе выполнения боевых задач и морально-психологической обстановке в воинских коллективах, оперативным влиянием на нее в интересах успешного ведения боевых действий; недопущением массовых панических настроений в критических условиях боя; прогнозированием возможных негативных проявлений со стороны отдельных военнослужащих; постоянным контролем за состоянием воинского, морально-психологического воспитания и дисциплины личного состава в органах управления и подчиненных им войсках.

Настоящее издание является сборником (в какой-то степени и справочником) высказываний, рекомендаций, размышлений известных военачальников, военных историков и ученых практически по всем вопросам управления войсками в бою и операции. Оно (издание) стало возможным в результате многолетнего изучения составителем воспоминаний как известных советских и российских, так и немецких, английских, американских военных специалистов.

Эти высказывания, размышления, рекомендации военных специалистов структурированы в соответствии с основными функциями управления войсками, основными из которых являются: непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение и анализ данных об обстановке; принятие решения на операцию (бой); доведение задач до подчиненных войск (сил); планирование операции (боя); организация и поддержание взаимодействия; организация и проведение мероприятий по всем видам обеспечения; организация управления войсками; подготовка войск (сил) и штабов к боевым действиям; организация контроля и помощи подчиненным командующим (командирам), штабам, войскам (силам).

Современное искусство управления войсками впитало в себя многовековой опыт войн, необходимость изучения которого обусловлена тем обстоятельством, что без знания прошлого невозможно проникновение в будущее. Уроки прошлого помогают избежать ошибок, допущенных предшествующими поколениями.

Вот пример. В декабре 1994 – январе 1995 гг. федеральные войска провели операцию по штурму города Грозный в Чечне. "Операция готовилась наспех, без реальной оценки сил и средств противника. Даже название операции не успели придумать" .

Конечно, трудно поверить в то, что командиры всех степеней, включая и министра обороны П. Грачева, не представляли себе, чем чреваты городские бои. Тем не менее, федеральные войска начали штурм города. Безусловно, тому во многом способствовали политические факторы, но военачальники должны были обосновать необходимость установления блокады города, а в ином случае добиваться предоставления достаточного времени для подготовки штурма. Можно смело предположить, что соответствующие военачальники, принимая решение о штурме Грозного, абсолютно не учитывали опыт Великой Отечественной войны и других войн. По всей видимости, в их памяти не возникали аналогичные примеры из военной истории.

Например, командующий 3-й гвардейской танковой армии П.С. Рыбалко (будущий маршал бронетанковых войск) 20 июля 1943 года получил директиву Ставки ВГК, предписывавшую ему освободить город Мценск, а затем – при благоприятных условиях – занять город Орел. Прочитав директиву, Рыбалко сказал: «Ни в Мценск, ни в Орел мы входить не будем. На узких улочках фашисты расстреляют наши танки в упор. Маневрировать-то там негде…» . Но приказ по освобождению города Мценск генерал Рыбалко выполнил, охватив город своей армией совместно с 3-й общевойсковой армией. Боясь оказаться в котле, гитлеровцы оставили Мценск. В результате поставленная задача была выполнена в указанный срок, причем с минимальными потерями.

А вот рекомендация другого видного военачальника времен Великой Отечественной войны по данной проблеме: «Обход населенных пунктов, обороняемых противником, с флангов и тыла считать обязательным и единственно правильным видом маневра, независимо от силы сопротивления противника» .

Будущий Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян в своих мемуарах тоже утверждал нечто подобное: «Напутствуя командира корпуса, я предупредил его, что если не удастся взять город с ходу и противник окажет организованное сопротивление, то нужно блокировать все выходы из Шауляя и начинать атаку только после подхода к городу стрелковых дивизий 51-й армии. Я опасался, что очень горячий комкор не удержится и бросит танки в уличные бои, а машины надо было беречь особенно, поскольку они обеспечивали нам стремительность в развитии наступления» .

Но, к сожалению, при штурме Грозного российские военачальники действовали вопреки богатейшему отечественному опыту управления войсками в аналогичных условиях. Вполне закономерно, что в результате неправильных решений подчиненные им войска понесли серьезные потери, а штурм завершился неудачей.

Вопрос о повышении эффективности управления войсками стоит сейчас весьма остро. Пути достижения этой эффективности многообразны: улучшение организационной структуры систем управления, развитие и внедрение высокоэффективных средств управления, развитие организационных форм и методов работы штабов, а также улучшение подготовки кадров для органов управления войсками и др. В связи с этим отметим, что уровень подготовки командных кадров во многом зависит от знания и творческого восприятия ими истории военного искусства.

В данной книге достаточно много внимания уделено вопросам принятия решений, планирования боя (операций), постановки боевых задач, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления во Второй мировой войне, локальных войнах и вооруженных конфликтах последних десятилетий. Безусловно, целью изучения опыта прошлых войн является не слепое копирование, а творческое использование в новых условиях, с учетом возможностей современных сил и средств вооруженной борьбы и способов их применения.

Следует также предупредить читателей, чтобы они спокойно воспринимали высказывания известных немецких военачальников, дававших нелестную оценку качества подготовки командного состава Красной Армии, особенно в начальный период Великой Отечественной войны. Проще простого было бы не включать в книгу подобные высказывания бывшего противника. Однако правильно воспринятая критика никогда никому не вредила. Напомним, что Петр I Алексеевич после победы в Полтавской битве предложил первый тост за своих учителей – шведских генералов. И от этого его величие не померкло.

Сущность и содержание управления войсками. Требования и принципы управления войсками

Управление войсками заключается в непрерывном воздействии командующих (командиров), штабов и других органов управления на подчиненные войска, основанном на принципах военного искусства (общей тактики), с целью эффективной реализации потенциальных возможностей войск при выполнении поставленных задач.

(Военная мысль. № 8. 2014. С. 13)

Успех централизации и плана находиться в тесной зависимости от верности данных, положенных в их основу. На фантастических данных может строится только бюрократическое, оторванное от реальности, управление, фантазии которого будут тем гибельнее, чем больше успехи централизации. Достоверность тактических фактов – основного сырья, над которым работает тактическое руководство, – далеко не одинакова в различных условиях обстановки.

(А. Свечин)

Современное управление основывается на связи, понятие которой допускает очень широкое толкование. Этого, пожалуй, недостаточно. Условия современного боя вопиют о тактическом контроле, о поверке исполнения. Лучшие командиры батальонов, полков и дивизий – это те, которые способны наилучше осуществить тактический контроль. Наличие последнего резко повышает боеспособность войск. Без поверки исполнения в условиях боя штабы обречены оторваться от реальной действительности и бюрократизировать свою деятельность. Централизованное управление должно особенно внимательно следить за быстрой эволюцией современного боя под влиянием новой техники. Высшие начальники, лишенные возможности непосредственно знакомиться с изменением физиономии боя, должны располагать помощниками – особенно надежными тактическими контролерами – и добиваться полной тактической искренности в донесениях подчиненных.



Copyright © 2023 Медицинский портал.