Педагогическое мастерство, его составные части. Развитие педагогического мастерства

пути его становления.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности”.

К таким важным свойствам относятся

1)гуманистическая направленность деятельности личности учителя;

2) профессиональные знания;

3) педагогические способности;

4) педагогическая техника”.

Итак, мастерство зависит от свойств личности педагога, но проявляется оно в практической деятельности.

Педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках.

Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.

Главное в педагогическом мастерстве – эффективное применение психолого-педагогической теории, использование передового опыта, искусное использование различных методик, которые способствуют достижению высоких результатов в обучении и воспитании.

Педагогическое мастерство немыслимо без выработки речевой культуры, мимики, жестов. Приятный, хорошо поставленный тембр голоса, строгая логика и аргументированность суждений, включение в объяснение ярких примеров и фактов, выделение с помощью интонации главных положений все это слагаемые педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство во многом связано с педагогической интуицией учителя и с проявлением им определенного такта в разрешении внезапно возникающих конфликтных ситуаций.

Если педагогическая умелость должна охватывать все стороны деятельности учителя, то мастерство вначале проявляется в отдельных видах: одни мастерски проводят уроки, но слабы во внекласной воспитательной работе, другие интересно ведут воспитательную работу, но с меньшим успехом учебные занятия.

Процесс выработки педагогического мастерства длителен, сопряжен с многогранной работой учителя и требует большого упорства и настойчивости.

Педагогическое мастерство- следующая ступень профессионального роста и совершенствования учителя.

Педагогическое творчество – всегда поиск и нахождение нового.

Уровни творчества:

1.Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения пед. задач (они уже известны и описаны, но учитель их открывает для себя).

Учитель переходит от алгоритмов, стереотипов к новому.

Примеры этого уровня творчества:

Выбор оптимального решения из веера возможных;

Использование нового приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке;

Объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень доступен каждому.

2.Творчество в узком понимании – открытие нового для себя и для других – новаторство.

Педагогическое новаторство - высший уровень профессиональной деятельности учителя.

Новаторство – новое в созидательной деятельности людей”.

Педагогическое новаторство включает в себя выдвижение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения, которые меняют существующий взгляд на имеющийся педагогический опыт.

В отличие от мастерства и творчества, которые могут охватывать довольно широкую сферу деятельности, новаторство чаще относится к решению отдельных узловых проблем. Но решение этих проблем оказывает влияние на всю систему обучения и воспитания.

Компоненты педагогического мастерства:

1. Гуманистическая направленность личности учителя.

Что составляет направленность личности? (Идеалы, интересы, ценностные ориентиры).

Личность учителя, ее ценностные ориентиры, смыслы, идеалы определяют сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Личность является центральным фактором в труде учителя.

Свойства личности: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности, педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность.

Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, создает устойчивость личности, является основой профессионализма и нравственности.

Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, ориентация на развитие личности ученика.

Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной деятельности и в отдельных педагогических ситуациях.

Гуманистическая направленность личности проявляется в потребности учителя заниматься педагогической деятельностью, видеть ее результаты, адекватно их оценивать, в преданности педагогической профессии, в уважении к личности ученика.

Профессионально-педагогическая направленность личности будущего учителя формируется всем укладом жизни педагогического учебного заведения, морально-психологическим климатом в преподавательской и студенческой среде.

2.Профессиональные знания. В основе направленности учителя – мастера две страсти – увлеченность предметом и потребность в общении с детьми. Фундаментальная основа мастерства – профессиональные знания.

Важной особенностью профессионализма является умение синтезировать эти науки: стержень синтеза - решение пед.задач; анализ пед. ситуаций.

Решение каждой отдельной пед. ситуации – активизирует всю систему знаний учителя, которые проявляются как единое целое.

Профессиональные знания учителя должны формироваться сразу на нескольких уровнях:

1. Методологическом (знание закономерностей развития)

2. Теоретическом (законы, принципы пед. и психологической формы деятельности)

3. Методическом (конструирование учебно–воспитательного процесса)

4. Технологическом (решение пед. задач в конкретных условиях)

Но пед. мастерство не всегда приобретается с ростом профессиональных знаний. (Студент – отличник не всегда хороший учитель). Важны способности к педагогической деятельности.

К свойствам личности учителя относят педагогические способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воля, интеллект, речь и др.). Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности. Они обеспечивают скорость совершенствования учителя.

Выделяют 2 группы педагогических способностей :

1.Перцептивно – рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя. (профессиональная зоркость, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия).

2.Проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

Ведущие способности без которых учитель как мастер не состоится.

1.Коммуникативность (общительность, доброжелательность).

2.Перцептивные способности (профессиональная зоркость, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия).

3.Динамизм личности (волевое воздействие, логическое убеждение, стабильность, способность к убеждению, внушению).

4.Эмоциональная устойчивость (способность владеть собой).

5.Оптимистическое прогнозирование.

6.Креативность (способность к творчеству)

Проверку своих способностей следует начать с коммуникативности. Такой способностью владеет каждый человек, но выражена она по-разному. Для учителя низкий уровень коммуникативности создает преграды, препятствует взаимодействию с учащимися, их родителями, коллективом.

Педагогическая техника

Форма организации поведения учителя.

2 группы умений.

а) техника управления собой: самоконтроль, саморегуляция, самокоррекция (владение телом, речью, эмоциями)

б) умение взаимодействовать в процессе решения пед. задач (дидактические, организаторские) техника контактности. Умение находить оптимальные решения в стандартных и нестандартных пед. ситуациях.

Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие.

Когда можно говорить о мастерстве?

Принято выделять следующие этапы профессионального становления учителя

1.педагогическая умелость.

2.Педагогическое мастерство.

3.Педагогическое творчество.

уровни: а) творчество

Б) новаторство

Выделим самую простую из характеристик, которая по отношению к другим выступает как базовая.

Педагогическая умелость.

Один учитель умеет вести педагогическую работу. Другой же испытывает большие затруднения. Допускает ошибки во взаимоотношениях с учащимися. Ведет обучение на низком профессиональном уровне, т.е. у него недостает необходимой умелости.

Педагогическая умелость – достаточно хорошее владение учителем системой важнейших обучающих и воспитывающих и развивающих умений и навыков, которые в единстве позволяют осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе.

Она базируется на достойной теоретической и практической подготовке, которая закладывается в учебном заведении и продолжает совершенствоваться в школе.

Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, уметь сознавать проблемные ситуации, поддерживать внимание и дисциплину учащихся, сочетать различные приемы проверки оценки знаний.

Воспитание ученического коллектива начинается не с призывов и нравоучений, и с организации ярких и увлекательных практических дел. Поэтому важно владеть приемами организации трудовой деятельности, культурно-массовых мероприятий, индивидуальной работы, работы с родителями.

Система этих знаний, умений и навыков определяется курсами психологии, педагогики и частных методик.

Владение этой системой знаний, умений и навыков дает возможность говорить о педагогической умелости.

Вариант 5

1. Педагогические знания и умения учителя

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение слова «учитель» определяется как на­ставник, преподаватель.

Наставник наставляет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим человеком, т.е. воспитывает. Пре­подаватель вооружает детей знаниями, помогает овладеть элементами разных культур, человеческими ценностями, т.е. обучает. Эти две составные части (воспитание и обучение) деятельности по передаче подрастающему поколению об­щественно-исторического опыта, по формированию ценно­стных ориентации и подготовке его к жизни и труду осуще­ствляет одно лицо - учитель. Таким образом, в современ­ном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.

Педагог является представителем одной из самых социально значимой профессии. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педаго­га в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.

Педагог, выступает как целостная лич­ность с особым складом ума, индивидуальными особен­ностями темперамента, определенным стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, зас­тавляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас» профессионализма и дает возможность постоянно совершенствовать его.

Профессиональные знания обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания – комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза – решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов на основании законов формирования личности. Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое. Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.

На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание – принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.

Педагог учится всю жизнь. Постоянно повышать профессиональный уровень – первостепенная задача преподавателя.

Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и профессиональные умения. Анализируя педагогическую литературу, можно выделить несколько подходов к определению педагогических умений.

Педагогические умения представляют собой совокупность самых различных действий педагога, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально – психологические особенности педагога.

Согласно классификации, предложенной Е.А. Панько, эти умения делятся на гностические, конструктив­ные, коммуникативные, организаторские и специальные.

Гностические умения (от греч. гпосис - знание) - это уме­ния, с помощью которых педагог изучает ребенка (его воз­растные, индивидуальные особенности, личностные каче­ства, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, сте­пень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки обще­ственного мнения). Изучение ребенка - основа понимания его внутреннего мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенство­вания воспитания, обучения. Объектом изучения должна быть и семья. Педагогу необходимо знать воспитательные возможности семьи: отношение к воспитанию ребенка, меру участия обоих родителей, других членов семьи; особеннос­ти семейного микроклимата и др.

Много ценного в познании детей, их семей педагогу дают целенаправленные наблюдения, беседы, рассказы родителей, детей (о режиме дня, о домашнем труде, о чтении книг и др.), посещения семьи, совместные праздники, трудовая деятель­ность детей, педагогов и родителей. В отдельных случаях организуется специальная экспериментальная работа с це­лью выявления каких-либо особенностей в развитии детей.

Гностические умения используются при изучении педа­гогического опыта других воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы.

Конструктивные умения необходимы педагогу для про­ектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспита­ния применительно к конкретной группе детей и к каждо­му ученику с учетом особенностей его развития. Пе­дагог замечает «ростки» нового в развитии ребенка, кол­лектива и в соответствии с этим организует дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными умени­ями пе­дагог вносит в их деятельность изменения и усложнения. Он проектирует матери­альное оснащение образовательного процесса. Конструктивные умения воплощают­ся в планировании работы, в составлении конспектов заня­тий, сценариев праздников и т.п.

Коммуникативные умения проявляются при установле­нии педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями вос­питанников, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения. Они также проявляются в установ­лении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают педагогу расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность учеников, родителей, коллег. Организаторские умения, даже хоро­шо сформированные, не дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых, заразить их сво­ей энергией.

Специальные умения педагога - это умения петь, танце­вать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педа­гога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в образовательном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться. В ряду специальных умений у педагога обязательно есть самое любимое занятие, в котором в наибольшей степени про­являются творчество, увлеченность.

А.И. Щербаков и А.В. Мудрик педагогические умения сводят к трем основным:

1. умение переносить известные педагогу знания, варианты решения, приемы воспитания и обучения в условия новой педагогической ситуации;

2. умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;

3. умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации.

В.А. Сластенин выделяет четыре группы педагогических умений, отражающих единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.


Таким образом, эффективность деятельности педагога будет зависеть от профессиональных знаний и умений педагога и в заключение следует отметить, что в становлении профессиональных качеств, умений, знаний очень велика роль самовоспи­тания. Исследованиями установлено, что умения, знания – прижизненные образования, они развиваются в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.


2. Педагогическая техника, ее компоненты.

Педагогическая техника - это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».

Ю.П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педа­гогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.

Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.

Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.

Доклад по теме «Пути формирования педагогического мастерства»

За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения. В жизнь всего образовательного процесса прочно вошёлФедеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Он четко определил, каким государство хочет видеть выпускника общеобразовательного учреждения, и какова роль педагога в этом. Стоит отметить, что требования, предъявляемые ФГОС второго поколения к педагогу достаточно высоки. Чтобы соответствовать необходимым качествам, учитель должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Актуальность выбранной темы связана с недостаточной информированностью педагогов, особенно молодых специалистов, о способахформирования педагогического мастерства и заключается в необходимости обобщения опыта специалистов.

Важное место, внынешних реалиях образовательного процесса, занимает вопрос формирования педагогического мастерства. Становление учащегося как всесторонне развитой личности -процесс сложный и требующий от учителя не только глубоких знаний, разнообразных способностей, творческого подхода, но и постоянного самосовершенствования.Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога наличие определённых качеств -эрудиции, креативности, способности предвидеть и проектировать,характеризующих его как творческую личность. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом индивидуально-оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью.

Основными характеристиками мастерства педагогов принято считать также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим предметом увлечь каждого, направить активную деятельность учащихся на творческий поиск знаний. В современных реалиях, образовательному учреждению нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели.

Известный педагог Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. 1 Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности.Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства.Но,для начала, рассмотрим этапы его становления:

I этап - профессиональное просвещение. Начинается в старших классах, когда учащиеся уже всерьёз задумываются о будущей профессии.На этом этапе благодаря информации, получаемой от учителей, родителей, из средств массовой информации, формируется отношение к той или иной специальности, и учащиесяначинают готовиться к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап– профессиональный отбор. Начинается с обучением в средних и высших учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

III этап - профессиональная адаптация.Связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических знаний на практике и укрепляют свои умения и навыки. Можно сказать, происходит своеобразная «примерка» выбранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о правильности или неправильности своего выбора.

IV этап - профессиональный рост. Начинается вместе с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, навыкии умения, постепенно развивают своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный и его успешность зависит от множества факторов. Молодой специалист должен понять, что его профессиональное развитиеистановление, как учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Для формирования педагогического мастерства ему будет необходимо овладеть суммой знаний, навыков, умений, развить свои личностные качества.

Таким образом, познакомившись с этапами становления педагогического мастерства, можно отметить, что его формирование начинается уже на 1 стадии, когда молодой человек только определяется с выбором профессии и происходит на протяжении всей педагогической деятельности учителя.

На основании проанализированного опыта выдающегося педагога Макаренко, педагогов Азарова, Хозяинова выделим следующие пути формирования педагогического мастерства:

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Это, ещё раз, доказывает опыт выдающихся педагогов – Сухомлинского, Макаренко, Амонашвилли, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем непрерывной систематической работы над собой, и начинавших работу по самосовершенствованию с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю или месяц.

На мой взгляд, в самообразовании и саморазвитии педагогу помогут несколько принципов, которые выделил основоположник научной педагогики в России - Константин Дмитриевич Ушинский: спокойствие, прямота, обдуманность действий, решительность, не говорить о себе без нужды ни одного слова, не проводить время бессознательно, каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках, не хвастаться. 2

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования.Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации учителей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Если учитель занимает активную позицию и стремится к дополнительному образованию, то рост его профессионального мастерства идёт более интенсивно.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах.Одним из важных условий формирования профессионального мастерства учителя является хорошо организованная в школе система методической работы, как части системы непрерывного образования.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации: демонстрация внеклассных занятий с учащимися,серии уроков,творческий отчет, «экзамен» по определенной программе, защита опытно-экспериментальной илинаучно-методическойразработки. Аттестация даёт учителю дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.

5. Инновационно-педагогическая деятельность,освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики. 3 Инновационная деятельность помогает педагогу не застаиваться на месте. Искать новые пути и решения старых вопросов и проблем. Знакомство с инновационной деятельностью помогает педагогу сделать проводимые занятия более разнообразными и интересными.

6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога).Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства осуществляется в процессе развития исследовательских умений и навыков: от творческого использования достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность.

Участие в профессиональных конкурсах дает учителювозможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне,повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Учитель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.

Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю.П. Азаров. - М.: МПСИ, 2010. - 432 с.

    Беляев, В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство / В.И. Беляев. - М.: МИУПУ, 2006. - 516с.

    Котова, И. Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 298с.

    Неудахина, Н.А. Основы педагогического мастерства / Н.А. Неудахина. - Барнаул: АлтГТУ, 2012. - 152 с.

    Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009. - 510с.

    Хозяинов, Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов.- М.: Высш. шк.,2010. - 201с.

1 Беляев В. И. «Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство». - М.: МИУПУ. 2006. С.312.

2 Неудахина Н.А. «Основы педагогического мастерства». - Барнаул: АлтГТУ. 2012. С. 64.

3 Азаров Ю.П. «Тайны педагогического мастерства». - М.: МПСИ. 2010. С. 211.

Нургалиева А.А.
ГУ «Отдел образования района Магжана Жумабаева СКО»
КГУ «Медвежинская СШ» района Магжана Жумабаева СКО

Аннотация: В статье «Пути и способы повышения педагогического мастерства учителя» отмечается необходимость постоянного совершенствования учителя путем непрерывного педагогического образования. Опыт работы над собой направляет на сознательную работу по развитию своей личности как профессионала.
Ключевые слова: компетентность, непрерывное образование, педагогическое мастерство, «образование в течение всей жизни», педагогическая рефлексия.

Качество образования, в первую очередь,
определяется качественно подготовленными
преподавателями .

Успешная реализация Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в условиях интеграции в мировое образовательное пространство всецело зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности.

Сегодня, в XXI веке в условиях новых требований к школьному образованию особенно актуально звучат слова Ахмета Байтурсынова: «Учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа». Качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель. Учитель…, не просто учитель - от корня «учи», а учитель-мастер, высококвалифицированный, высококомпетентный, способный к творческому продуктивному труду.

Профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию. Концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение.

В эпоху глобализации образования знание становится ключевым ресурсом, а школа в этих условиях – одним из важных источников знаний. Наряду с этим, в школе формируется личность будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства.
А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Упорным трудом, методом проб и ошибок педагог достигает своего мастерства. «Учитель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности» учитель обретает профессиональное мастерство» . Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при овладении им системой необходимых знаний, навыков, умений, формировании профессионально важных качеств, способностей и готовности к педагогической деятельности и изменениям.

Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. «Педагогический работник обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень» и неотъемлемой частью деятельности педагога становится самообразование и самосовершенствование

Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является специально организованная в школе система методической работы. Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам.

Утверждение «образование в течение всей жизни» в современных условиях приобретает особое значение . Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием"..

Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным сторонам.

Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.).
Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии. Педагогическая рефлексия выражает умение учителя дать объективную оценку себе и своим поступкам, понять свою роль и значение в педагогическом процессе, понять то, что он является ключевой фигурой в таком ответственном деле, как формирование личности учащегося.

Рефлексивное отношение учителей к своей деятельности является одним из важных факторов глубокого осмысления, осознания самого себя и на основе этого конструктивного самосовершенствования. Управляя педагогическим процессом, учитель анализирует собственные действия, их закономерности по отношению к другим субъектам объекта своей деятельности. .
Опыт работы над собой в плане самосовершенствования меня, как педагога, профессионально самовоспитывает, направляет на сознательную работу по развитию своей личности как профессионала. Современность выдвигает перед нами такие требования как постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

«Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы» .

Профессиональное развитие учителя - это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира..

В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием .

Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутрение силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности.

От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности.

Учитель, обладающий рефлексией, является менеджером по отношению к самому себе и своим поступкам и исследователем по отношению к учащимся .

Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения самосовершенствоваться

Одним из основных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации и через республиканские, региональные институты повышения квалификации, на современном уровне филиалы АО «НЦПК «ӨРЛЕУ»
В результате повышения квалификации – педагогом используются знания как средства решения актуальных проблем и задач образования. Поэтому главной функцией этой системы становится развитие социокультурного и интеллектуального потенциала личности педагога, способной не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их. т.е. педагог и руководитель новой формации, это педагог и руководитель не только умеющий решать задачи определенного уровня сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте этих тенденций.

Сейчас в институтах повышения квалификации Республики, в том числе и в нашей области на базе Института повышения квалификации создана новая модель повышения квалификации, ведущим принципом которых является принцип личностного развития взрослых людей. В таких моделях педагоги и руководители образования учатся технологии процесса, механизму действия и мышления. Ими приобретаются способности действовать, строить знания о действии, создавать проекты действий, использовать интеллектуальные средства самоорганизации деятельности. Ведущей формой при этом выступает моделирование/проектирование индивидуальной деятельности и деятельности организаций образования.

Результатом здесь являются коллективные проекты-разработки, которые проходят практическую проверку, обобщаются и используются на практике. Главной целью творческих объединений педагогов является разработка технологий перевода обучаемых в режим саморазвития. Изменения в системе повышения квалификации педагогов связаны с внедрением курсов нового формата, построенных на основе программы Кембриджского университета и предполагающих обучение учителей с использованием активных и интерактивных методов обучения через сознательный подход к решению проблем. Основная задача Программы – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику.

Программа на подсознательном уровне формирует убеждение учителя в необходимости знания состояния учеников, характере социального окружения, доступности и уровне их возможностей. Курсы рассчитаны на подготовку учителя направляющего и влияющего, а не руководящего, с энтузиазмом занимающегося преподаванием и изучением, осознающего, как ученик думает, как выстраивать понимание предмета, знающего цели и критерии успешности урока, умеющего развиваться от единственной идеи к множеству идей, понимающего, что важна не передача готовых знаний, а построение учениками этих знаний и идей на деятельностной основе.

Программа Кембриджского университета дает учителю мощную систему для самоанализа собственной педагогической деятельности, формирует его как рефлективного практика, развивает у учителя критическое мышление, как процесс целеустремленного, саморегулируемого суждения, использующего рассмотрение доказательств, контекста, методов и критериев. Теоретические основы Кембриджского подхода к преподаванию нашли активное применение и в школах нашего района. 59 преподавателей, получившие сертификаты, активно внедряют в практику подходы, основанные на конструктивистких теориях. 20 педагогов обучаются. Курсы нового формата заставляют перестроиться педагогов полностью. Меняется мировоззрение, ментальность, начинают думать по-новому: «Курсы нового формата, изменили мои взгляды на преподавание и обучение воспитанников. Курсы заставили взглянуть на себя и свою каждодневную работу совершенно с другой стороны, а их практическая часть позволила мне в своей школе апробировать основные идеи семи модулей программы.

Я пришла к выводу, что сегодня работать по-старому – несовременно. По сравнению с традиционным обучением я стала замечать, что у учащихся стало изменяться взаимодействие со мною: моя активность на уроке уступила место активности учащихся, поменялась и моя задача как учителя - создать условия для их инициативы. Мне нужно было перестраиваться сомой, осознать, что учащиеся на уроке выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем мой опыт, и не мало важное открытие для меня не давать готовые знания на уроке, а побуждать учащихся к самостоятельному поиску, теперь дав ребятам больше самостоятельности, я увидела, что работа учеников на уроке очень активна и учитель теперь является только дирижером урока и смотрит на работу класса со стороны, наблюдая и анализируя учебный процесс. Создавая группы для работы в классе, я наблюдала за учащимися, как они меняются - они учатся самоорганизовываться, увлеченно заниматься, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими учениками...Я учусь вместе с детьми, учусь у детей. Результаты проведенных мною уроков позволили не только разнообразить формы урока, новые подходы в преподавании и обучении позволили мне по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам» (учитель истории Хлеборобовской неполной средней школы, прошедшая курсы третьего (базового) уровня).

В районе действует сетевое сообщество учителей. Целью работы сетевого сообщества является: обмен опытом учителей, дистанционное взаимодействие всех педагогов, где все участники сетевого сообщества выступают в роли партнеров. Сертифицированные учителя стали проводниками перехода от традиционной модели, построенной по структуре науки, к модели, позволяющей воспитать личность лидера, обладающего всеми ключевыми навыками социализации, адаптации и самореализации. С уверенностью могу сказать, что данное направление в работе помогает учителям посмотреть на себе со стороны найти ответ на вопрос – как научить ученика тому, как учиться.

В своей педагогической деятельности, которая насчитывает уже достаточный стаж работы, я стараюсь применять и даже не побоюсь этого слова «примерять» все педагогические инновации. Сейчас учитель свободен в выборе современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология развития, критического мышления, мыследеятельностная педагогика, проблемное обучение, проектное обучение, технологии логико-смыслового моделирования и другие. И все эти инновации через самообразование, повышение квалификации и совершенно новую форму- сетевое сообщество. И все это непременно на УРОК.

Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск. Поэтому, как учитель русского языка и литературы, я применяю на уроках приемы критического мышления, так как считаю, что технология развития критического мышления через чтение и письмо развивает интеллектуальные способности учащихся.

Данная технология во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках.
На мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Технология эффективна и дает хорошие результаты, с каждым применением я убеждалась все больше. Главное для меня в этом - свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов.

Некоторые методические приемы технологии критического мышления, применяемые мною на уроках:

- Прием "Корзина” идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме или, скажем, теме.
-Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме, теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в "корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно "сбрасывать” факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием "Пометки на полях”


Технология "критическое мышление" предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

  • Знаком "галочка” (v)отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.
  • Знаком "плюс” (+)отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
  • Знаком "минус” (-)отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
  • Знаком "вопрос” (?)отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Прием «Пирамида»

Этот приём помогает составлять тексты, превращать их в рассказы, отзывы, рецензии. Я переработала и адаптировала этот приём к потребностям уроков литературы. Он универсален для работы с учащимися любого возраста. Урок, на котором применяется данный приём, строится так:

  1. Знакомство с текстом (чтение учителем вслух или индивидуальное чтение).
  2. Письменные ответы учащихся – построение «пирамиды».
  3. Дополнение каждой строки «пирамиды» - составление основы – заготовки текста.
  4. Написание полноценного текста.
Лучше всего не сообщать название рассказа, над которым будем работать. После первого знакомства с текстом предложить ребятам самим озаглавить текст и затем попросить одним словом сказать, о чём он и записать это на первой строчке. (записи делаются в столбик, в левой части листа тетради.

Четвёртая строка – четыре слова о главных событиях рассказа.

Пятая строчка – пять слов о главных героях и их особенностях.

Шестая – шесть слов о чувствах, возникших в ходе чтения – в начале, в середине и в конце рассказа.

На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.
Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.

Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах.

Вопросы для построения «пирамиды» - основы написания отзыва.

  1. О чём.
  2. Особенности.
  3. Место и время.
  4. Главные события.
  5. Главные герои.
  6. Ваши эмоции.
  7. Дополнение к п. 1
  8. Собственное мнение о прочитанном.
Затем предлагается дописать, дополнить новыми словами и мыслями каждую строчку. Для наглядности это лучше сделать пастой другого цвета, чтобы был виден ход работы над рассказом. При этом нужно помнить о правилах:
  1. Можно менять формы слов, части речи, число и род;
  2. Порядок использования слов, записанных в одной строке, может быть любой, но надо использовать все слова;
  3. Нельзя менять порядок строк, порядок изложения ответов.
В тетради получается текст-заготовка, из которого можно составить сочинение, отзыв, рецензию.
Достоинство данного приёма в том, что он позволяет ребятам создать опору для связного выражения собственных мыслей, передать их собственное видение и восприятие произведения.

Самое интересное в том, что этот приём универсален. Он подходит для работы с текстами любого стиля, на любом уроке. В процессе построения «пирамид» происходит обсуждение, разговор, упорядочиваются и систематизируются мысли и знания как учащихся, так и педагога.

«Пирамидный» приём «помогает выявлять мысли учеников, их понимание темы. Благодаря этому определяются проблемы и пути их решения. При общем обсуждении вырисовывается огромная панорама мнений, и зачастую ученики открывают для себя что-то совершенно новое, что может в дальнейшем действительно помочь в решении реальных проблем.

Работая в русле критического мышления, следует уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удастся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.

Развитие рационального, критического мышления на протяжении последних десятилетий является одной из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные взвешенные решения.

Что же это за система и откуда она взялась? По признанию самих американцев, разработавших эту систему, от идей Жана Пиаже и Льва Выготского. В основу ее положены идеи великих психологов о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу, чтобы воспитать их не потребителями информации, а активными творческими людьми.

Учителя, мыслящие критически - развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.

Исходя из результатов управленческой деятельности, как работника отдела образования, школьной практики, как учителя, я сделала вывод, что изменения в подходе повышения квалификации учителей – это, прежде всего, требование времени. Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств.
Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием.

Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. А такой учитель сам может ставить и решать сложные образовательные задачи и обеспечивать реальное развитие конкурентоспособности нашей республики. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель

Список использованной литературы
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана 2010
2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ имени С.М. Кирова, 2004 - 216 с
3. Закон РК «Об образовании»- Астана, 2007г.
4. Концепция непрерывного профессионально - педагогического образования педагога новой формации РК-Астана, 2005.
5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 203
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.
7. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Ғылым, 1998.-С 320
8. Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.:Просвещение, 1968.- с.557
9. Тотанова А.С. Педагогическое мастерство- Алматы, 2010.-с.105

    Педагогическое мастерство и творчество педагога. Опыт творческой деятельности студента – воспитателя. Проблема новаторства в дошкольном воспитании.

Творчество есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена на творчество. К.С. Станиславский

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что многие ученые считают её «проблемой века», и решение её лежит в целом ряде областей, в том числе и в образовательной, т. е. в современной школе. В этой ситуации на первый план выдвигается личность педагога, ведущей профессиональной характеристикой которого является способность к творчеству. Именно педагогическое творчество учителя способно решать проблему функционирования любого общеобразовательного учреждения, удовлетворять потребность общества в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи, нестандартно реагировать на изменения современного техногенного общества.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создаётся совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Процесс постоянного творчества - это педагогическая деятельность. В наборе педагогических способностей следует особо выделить «дар слова», который, по выражению методиста-словесника XIX в. В.П. Острогорского, состоит в способности говорить не только связно, плавно и ясно, но красиво и увлекательно. В специальной литературе рассматриваются обычно три самостоятельные сферы речевого искусства: сценическая речь, ораторское мастерство и речь как инструмент педагогического общения. В практике учебно-воспитательной работы эти виды речевой деятельности зачастую выступают в комплексе.

Кроме общепедагогических способностей и умений, работник образовательного учреждения должен владеть разнообразными приемами и средствами личного аудиовизуального воздействия на воспитанников, которые принято объединять термином «педагогическая техника». Предметом особой заботы учителя является главный инструмент общения - голос, который должен быть выразительным, звучным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Экспериментально доказано, что информация, переданная низким голосом, лучше запоминается.

Другим существенным элементом педагогической техники служит мимика - своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда содействует установлению живого контакта с воспитанниками.

Академик В.А. Энгельгард писал: «…что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». И действительно, что человек в любой, даже самый, казалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества. Существует также несколько видов педагогического творчества:

Педагогическое творчество

Моральное- деятельность в сфере морально-этических отношений студентов и педагогов с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Наибольший эффект дает при проектировании педагогических ситуаций. Моральное творчество - это искусство создания высоконравственных, доброжелательных отношений педагога со студентами.

Дидактическое - деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения студентами. Оно безгранично -комбинирование действий студентами, изобретение новых приемов, использование взаимопереходов, дополнений, фоновой музыки, самооценки, справочных устройств в учебных целях, игровых автоматов, оценка знаний родителями.

Технологическое- деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, педагогических процессов и учебных педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности обучения студентов. Это самый сложный вид педагогического творчества

Организаторское - творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия студентов и педагогов и т. д. Оно обеспечивает рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономичным путем.

Проблемы дошкольного образования волнуют сегодня всех, кто искренне верит в свою профессию воспитателя, кто хочет видеть в будущем нашей страны достойных граждан, культурных и образованных. Будущее нашей страны - это наши дети. От того, в чьи руки попадут малыши в первые годы своей жизни, зависит их будущее.

Мне кажется, что все проблемы дошкольного образования начинаются с неправильного отношения общества, правительства, Министерства образования, всех органов управления образованием на местах к дошкольному детству. Все как будто специально забыли, что Личность формируется до пяти лет и что, если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста в детском саду, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Мы привыкли любую значимость расценивать с позиции финансов. Сколько же вкладывается в дошкольное детство? Воспитатель с высшим образованием, начинающий, т.е. не имеющий стажа работы, получает 360 руб. в месяц. Разве можно удержать молодого, талантливого, творческого и ищущего специалиста на таком заработке?! Конечно, нет. И коммерческие структуры переманивают их к себе. В детских садах в основном работают стажисты, дорабатывающие до педагогической пенсии или до пенсии по возрасту. Это хорошие воспитатели, но ведь любое дело требует вливания свежих сил, энергии, активности. Кадровая политика - это очень серьезная и больная проблема дошкольного образования.

Если посмотреть дальше на финансовое обеспечение дошкольного учреждения, то мы увидим, что уже давным-давно не выделяются средства на приобретение игрушек, дидактического и развивающего материала, обновление мебели, ремонт зданий, особенно кровли и санитарной техники. Самые новые здания ДОУ стоят уже минимум 10 лет, а остальные - еще более. На питание детей в ДОУ в день уходит сейчас минимум 8-10 руб., что не может обеспечить полноценного рациона, поэтому постоянно растет родительская плата за пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении. В последний раз она выросла в 2 раза. Это вызывает отток детей из дошкольных учреждений, сокращение групп и т.д. Ребенок остается дома, часто без присмотра, он не получает необходимого воспитательного воздействия, затормаживается в развитии. Так что, вторая серьезная проблема, на мой взгляд, - это недостаточное, во многом плачевное, финансирование дошкольных учреждений.

Если говорить о проблемах содержательного плана работы ДОУ, то здесь на первый план выходит вопрос приоритетности задач: воспитывать или обучать, подготавливая ребенка к школе? Сегодня многие детские сады под давлением родителей, которые хотят, чтобы их дети поступали в гимназии или лицеи, превратились в мини-школы. Сместились акценты: детям стали давать конкретные знания, а не воспитывать интерес к познанию. Это приводит к серьезным последствиям: ребенок не хочет учиться, идти в школу или учится, но за оценку, за похвалу или в угоду родителям. Дошкольное учреждение призвано воспитывать будущую личность, а оформленные знания ребенок получит в школе, а затем - на протяжении всей своей жизни, если мы воспитаем у него любознательность, интерес к окружающему миру, желание узнать, задавать вопросы.

В дошкольном возрасте развиваются не только все психические процессы, необходимые для обучения, но и складываются, формируются его эмоциональная и нравственная сферы. И это главная задача воспитателя - осуществить нравственное и прежде всего патриотическое воспитание дошкольника. Мы все реже слышим и произносим слово «Родина». Но чтобы говорить, надо это прочувствовать. Мы должны научить ребенка проявлять чувство гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живешь, сопереживать трудностям и испытаниям, которые выпали на долю нашей России, желание стать ее защитником и созидателем. Именно целям нравственного воспитания посвящена комплексная программа «Пою тебя, моя Россия», реализация которой началась еще в 1994 году в детском саду № 174 «Сказка» Дзержинского района г. Новосибирска. В 2000 году программа была удостоена Малой золотой медали Сибирской Ярмарки на выставке «Учсиб-2000». Идея программы достойна всяческой поддержки, и мне интересно работать с Мариной Константиновной Войтенко, заведующей ДОУ «Сказка», руководителем высшей категории, в качестве их научного консультанта. Работа по этой программе продолжается, и мы теперь отслеживаем результаты не только по нравственному воспитанию, но и по влиянию искусства на здоровье детей и на их интеллектуальное развитие.

К сожалению, не в полной мере используют наши ДОУ искусство в воспитании и развитии детей, а возможности здесь открываются неограниченные.

Очень интересной программой по воспитанию любви к родному краю является программа по краеведению, разработанная старшим воспитателем В.Е. Мичковой (г. Куйбышев Новосибирской области). Материал программы не сможет оставить равнодушным ни одного ребенка. Здесь идет разговор о красоте природы родных мест и выездах на природу, сборе целебных трав, рисовании пейзажа с натуры и т.д. В программе - рассказы о талантливых, известных людях Каинска-Куйбышева, встречи с местными поэтами и художниками, музыкантами и фольклорными коллективами. Автор программы заслуженно получила высшую квалификационную категорию. Можно сказать, что есть примеры прекрасно поставленной работы по воспитанию детей в наших дошкольных учреждениях. Но нам хотелось бы, чтобы эта работа продолжалась и закреплялась и в начальной школе.

Преемственность в воспитании от детского сада к школе - также одна из ведущих проблем в дошкольном образовании. Сегодня широкое распространение получили учреждения типа сад-школа, которые призваны осуществлять плавный переход дошкольника в первый класс начальной школы. Но всегда ли этот переход связан с передачей основ воспитания, которые школа обязана проводить параллельно с обучением? Приходится констатировать, что не всегда. Школа должна занять четкую позицию по вопросам воспитания любви к Родине, к родному языку, чувства патриотизма. В решении проблемы преемственности специалисты по дошкольному и школьному образованию просто обязаны найти консенсус.

Хочется надеяться на лучшие времена для системы дошкольного образования, когда самые прекрасные мгновения детства дадут ростки человеку высокой культуры и образованности.



Copyright © 2023 Медицинский портал.