Парад победы - это символ духовного единения армии и народа россии. CNN: парад Победы — символ не только прошлого, но и настоящего
Где ты бродишь Надежда?
Весь высокий пафос празднования 70-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. СМИ Новой России демократического выбора сосредоточили на вопросе право-преемственности результатов победы либеральной властью РФ и недопустимости фальсификации истории Второй мировой войны.
Если же говорить о символах победы СССР, то ими являются:
Красное Знамя Победы с пятиконечной звездой, серпом и молотом, как символами Советской власти рабочих и крестьян.
Мавзолей Ленина к подножию гранитной трибуны которого бросали знамена поверженного Третьего Рейха германской нации.
Черно-золотая «Георгиевская» лента от медали «За победу над Германией» (с профилем Сталина) и солдатских Орденов Славы.
Небополитики весь период подготовки к юбилею говорили о том, что фальсификацией истории Великой Отечественной войны в символах будет: А) вынос Красного Знамени Победы позади нового государственного флага – «российского триколора» (под которым на стороне Германии против СССР воевали изменники родины в форме перехода на сторону врага: Русская освободительная армия Власова). Как это было на всех парадах победы в последние годы.
Б) «Картонная бутафория» закрытия Мавзолея Ленина щитами и установка перед скрытой твердью гранитного Мавзолея временного помоста с местами для сидения «зрителей».
В) Оформление Красной площади в преимущественно синий цвет либерализма (аналогично расцветке флага Евросоюза и НАТО).
Что же можно было увидеть в той символике, в которую был вписан торжественный марш войск 09.05.15 на переломе эпох?
1. Устроители услышали обоснование необходимости нести красное Знамя Победы впереди «триколора». Однако пошли дальше. Исподволь без комментариев первым Знаменем, под которым проходил собственно торжественный марш войск оказалось знамя суворовского военного училища юных барабанщиков – белое полотнище с косым (Андреевским) крестом оранжевого цвета. То есть символом из периода царской Руси. Примечательно и то, что принимающий парад министр обороны Шойгу выехав из Спасских ворот Кремля осенил себя крестным знаменем под надвратной иконой.
2. Устроители не услышали доводы о необходимости убрать «картонную бутафорию» с Мавзолея Ленина. Однако закрыли щитами не только сакральный символ Советской власти, но и под самый купол закрыли щитами и находящийся в северном углу Красной площади синодальный Казанский собор церкви, на земле торжествующей. Таким образом весь смысл парада исподволь оказался в фокусе Храма Василия блаженного, построенного по приказу первого царя Святой Руси Ивана Грозного Рюриковича в 1555-1561 гг. и символизирующего вход душ на Небо - в Небесный Иерусалим (в вечность).
3. Оформление Красной площади в синий цвет либерализма впервые коснулось не только сидений временного помоста, но и впервые же построенной (видимо, как инженерная защита от снайперов) загородки на полную высоту окон всех этажей здания Государственного универсального магазина, что на противоположной от Мавзолея стороне Красной площади. В символике победы, как и прежде, отсутствовала народная - самая массовая медаль ВОВ: «За победу над Германией».
Отрадно было видеть, что по примеру президента Путина В.В. при прохождении войск торжественным маршем все лица, присутствовавшие на помосте, ныне, в отличие от прошлых лет, встречали парад не сидя, но в положении стоя.
Примечательно, что торжественный марш войск традиционно идет по Красной площади с северо-запада на юго-восток к Храму Василия Блаженного и после Васильевского спуска за Москворецким мостом вектор его движения уходит на улицу Большая Ордынка – то есть идет в сторону ставки Золотой Орды. Так ещё в XVI веке Иван Грозный заложил сакральный смысл стяжания Святого Духа в русской экспансии на Восток. А поскольку главным гостем на юбилее был Председатель КНР Си Цзиньпин, который 08.05.15 в Кремле встретился с Патриархом русской православной церкви Кириллом, следует заметить, что парад войск в Пекине идет мимо трибуны ворот императорского дворца Тяньаньмэнь с востока на запад. Что с времен династии Мин символизирует китайскую экспансию в Среднюю Азию. То есть на уровне символов Россия и Китай в историческом процессе движутся навстречу друг другу.
По дипломатическому протоколу (слева от Путина) вторым гостем на юбилее был Президент Казахстана Н.А. Назарбаев.
Так исподволь организаторы торжеств на уровне символов сложили связку трех сил: Китай – Россия – Казахстан. Где Казахстан, к своей выгоде, выступает местом сопряжения интересов Экономического пояса Нового шелкового пути и пространства Евразийского экономического союза.
Вот здесь и спрятана надежда на сохранение исторической правды результатов Второй Мировой войны, хотя веры в искренность партнерства либерализма в России и социализма с китайской спецификой как не было, так и нет.
Исполнил Андрей Девятов (с)
upd от Девятова.
Друзья мои!
Преображение Руси, о котором так долго твердили небополитики, НАЧАЛОСЬ! И началось оно не столько на параде, сколько тогда, когда на Красную площадь вступил «Бессмертный полк». Началось причащением потомков к подвигу дедов и Славе Отечества. Вот как чудесным образом состоялось необходимое для коллективного бессознательного «усиление ритуала»
Проходит же Преображение по ленинской формуле: «Исход борьбы, в конечном счете, определяет то, что Россия, Индия и Китай составляют громадное большинство населения… (это из политического завещания: «Лучше меньше, да лучше»). То есть: невидимые планировшики за кулисой - это «большевики-ленинцы» наших дней.
Парад Победы - это то зрелище, которое рекомендуется к просмотру вживую. По объективным причинам такая честь мало кому выпадает 9 мая, и единственная возможность понаблюдать за прохождением военнослужащих и военной техники - это две репетиции, которые, как правило, проходят в начале мая. Первая - проходит поздно вечером, а вторая - утром.
В этом году вечерняя репетиция состоялась 3 мая в 22:00. Впервые Минобороны вело стрим-трансляцию в социальной сети «Одноклассники». Причем камера была установлена на самоходной гаубице «Мста-С», которая двигалась в составе парадного расчета. Кстати, 4 мая Минобороны обещает провести стрим-трансляцию подготовки авиационной части Парада Победы. Утренняя репетиция состоится 7 мая.
3 мая по брусчатке прошагали курсанты суворовских училищ и высших военных учебных заведений, а также офицеры различных подразделений Вооруженных сил, Росгвардии, ФСБ и МЧС. Прекрасной традицией стало участие в Параде суворовцев (они шагают первыми) и женщин, которые служат в частях связи и материального обеспечения.
Из техники на Параде, помимо упоминавшейся самоходки «Мста-С», можно будет увидеть новейшие САУ «Коалиция-СВ», танки Т-72Б3 и Т-14 «Армата», БТР-МД «Ракушка», боевую машину десанта БМД-4, гусеничную платформу «Курганец-25», бронетранспортеры БТР-82А, бронеавтомобили «Тигр» и «Тайфун», зенитные ракетные комплексы «Бук-М2», «Тор-М2У», «Панцирь-С1», оперативно-тактические комплексы «Искандер», ЗРК «С-400» и мобильные стратегические комплексы «Ярс», которые приходят на смену «Тополю-М».
Однако первой техникой, которая проехала по Красной площади, был легендарный Т-34 - детище Михаила Кошкина, работавшего на Харьковском заводе транспортного машиностроения № 183. Гениальный конструктор заложил в машину огромный модернизационный потенциал, который позволил совершенствовать танк, приспосабливая его к изменяющимся условиям войны.
Мне посчастливилось впервые в жизни побывать на репетиции Парада Победы и ощутить мощь техники, которая двигалась по брусчатке главной площади страны. На обывателя ряды шагающих солдат и массивные оружейные конструкции производят неизгладимое впечатление. Это неудивительно, ведь смысл военного парада изначально заключался в демонстрации военной мощи. Государство как бы дает понять всему миру, что с ним шутки плохи.
До Первой мировой войны военные парады проходили достаточно часто, но потом эта мода ушла. Стоит понимать, что организация парада - дело трудоемкое и затратное. Необходимо собрать, одеть и научить идеально маршировать несколько тысяч военнослужащих. Если государство привлекает тяжелую военную технику, то водители как минимум несколько дней отрабатывают синхронное движение в городских условиях.
Кроме того, прохождение колонн техники неблагоприятно сказывается на инфраструктуре: портится асфальт, перекрывается практически весь центр города, создаются неудобства для передвижения граждан, самолеты с помощью химикатов разгоняют облака, полиция, Минобороны и мэрия стоят на ушах.
Именно за это либеральная общественность России критикует парады в честь 9 мая. Почему, дескать, нельзя победу над нацизмом отметить скромнее? Почему мы уподобляемся какой-то КНДР и тратим большие ресурсы на организацию шествия военнослужащих и военной техники?
Побывавший на репетиции или на самом Параде Победы человек однозначно ответит - нельзя праздновать этот день по-другому! Без демонстрации военной мощи невозможно прочувствовать множество находящихся за гранью разума вещей. Для тех, кто сейчас отдаленно помнит войну, Парад Победы - это, несомненно, дань памяти и уважения. В свою очередь послевоенным поколениям и особенно гражданам, родившимся после 1991 года, Парад нужен как духовная связь с советским прошлым.
Глупо рассчитывать на какой-либо интерес молодежи и детей к Великой Отечественной войне, если в стране нет Парада и достойных фильмов о том периоде истории. На Параде исполняются песни и марши, которые ассоциируются с великим праздником, хотя часть из них не была сочинена во время ВОВ.
Суть Парада Победы не в этом, а в том, чтобы каждый гражданин осознавал важность исторической преемственности. С течением лет меняется название государства, меняется политическая власть, меняется идеология, меняется экономика, меняется военная техника и структура Вооруженных сил, но память о героическом прошлом и великом подвиге народа должна всегда оставаться незыблемой.
Это простая истина, однако ее очень сложно сохранить. Российская молодежь и зрелое поколение бесконечно далеки от более-менее глубокого понимания того, что происходило в первой половине 1940-х годов, и в этом нет их вины. Очевидцев ВОВ становится все меньше и меньше. Определенное беспамятство - это естественный процесс, и потому какой бы ни была экономическая и политическая ситуация в нашей стране традиция проводить Парад Победы должна быть неприкосновенна.
Еще один важнейший гештальт, который несет в себе Парад Победы, это гордость за армию и осознание единства Вооруженных сил и народа. Красную площадь пересекают как давно стоящие на вооружении образцы военной техники, так и новейшие. В этом есть некоторое лукавство. Например, Россия пока не может развернуть серийное производство «Арматы», «Курганца» и «Коалиции-СВ», вероятно, из-за проблем, выявленных на испытаниях.
Наша страна хвалится тем оружием, которое оно не сможет применить даже в ближайшие годы. Это неприятная правда, но она не означает, что россияне не могут гордиться достижениями отечественной оборонной отрасли. Во всех ведущих рейтингах Россия уступает только США, а с мотивацией у наших военнослужащих не было проблем и в 1990-е годы.
Тема Вооруженных сил всегда имела особое значение для нашей страны в силу бесчисленного количества угроз военного характера. Армия, по сути, всегда была народной и служила ему. И дело не только в призывной системе. На человека в погонах возлагается священная обязанность, и только во время Парада Победы это ощущает вся страна, включая самих военнослужащих.
Великая Отечественная Война
Парад Победы на Красной площади 1945 года
ПРИКАЗ Верховного Главнокомандующего
Одним из важнейших событий ХХ века стала победа советского народа над фашизмом во Второй мировой войне. В исторической памяти народов и в календаре навсегда останется главный праздник – День Победы, символами которого стали первый Парад на Красной площади 24 июня 1945 года, посвященный победе над Германией в Великой Отечественной войне и праздничный салют в небе Москвы.
История парада началась сразу же после окончания Великой Отечественной войны. Решение о проведении Парада Победы Сталин принял 24 мая 1945 года, практически сразу после разгрома последней не сдавшейся группировки немецких войск.
«В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона – Парад Победы.
На парад вывести: сводные полки фронтов, сводный полк наркомата обороны, сводный полк Военно-морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову. Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому. Общее руководство по организации парада возлагаю на командующего войсками Московского военного округа и начальника гарнизона города Москвы генерал-полковника Артемьева».
Верховный Главнокомандующий, Маршал Советского Союза
И. Сталин»
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков принимает Парад Победы в Москве
19 июня 1945 г. в Москву самолетом было доставлено победоносно водруженное над Рейхстагом красное знамя. Именно оно было обязано присутствовать во главе колонны, а нести его должны были те, кто непосредственно водрузил знамя в Германии. На подготовку участникам парада отводился месяц. «Отчеканить» строевой шаг, пошить новую форму, подобрать участников. Их отбирали по строгим критериям: возраст – не старше 30, рост – не ниже 176 см. Месяц тренировки по несколько часов в день, чтобы в течение трех минут сделать 360 шагов по Красной площади. Накануне Парада лично Жуков проводил отбор. Получилось так, что многие не сдали экзамен маршалу. Среди них оказались Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария, которые водрузили Красное знамя над зданием Рейхстага. Поэтому первоначальный сценарий изменили, Маршал Жуков не пожелал, чтобы Знамя Победы несли другие солдаты. И тогда было отдано распоряжение о транспортировке знамени в музей Вооруженных Сил.
Таким образом, в главном параде XX-го века, проходившем 24 июня 1945-го года, главный символ победы так и не принял участие. Он вернется на Красную площадь лишь в юбилейный 1965-ый год. (Именно с этого парада 1965 года день 9 мая станет официальным праздником). Принимал Парад Победы маршал Жуков верхом на белом коне под проливным дождем. Командовал парадом маршал Рокоссовский также на белом коне. С трибуны Мавзолея Ленина за парадом наблюдал Сталин, а также Молотов, Калинин, Ворошилов, Буденный и другие члены Политбюро.
Открывал парад сводный полк суворовцев-барабанщиков, вслед за ним шли сводные полки 11 фронтов («коробка» каждого полка насчитывала 1054 человек), в порядке их расположения на театре военных действий к концу войны – с севера на юг: Карельского, Ленинградского, 1-го и 2-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских, сводный полк Военно-Морского Флота. В составе полка 1-го Белорусского фронта особой колонной прошли представители Войска Польского. Перед каждым полком шли командующие фронтами и армиями, знаменосцы – Герои Советского Союза – несли 36 знамен отличившихся в боях соединений и частей каждого фронта. Оркестр из 1400 музыкантов исполнял особый марш для каждого из проходивших полков. Намечался и воздушный парад, но он (как и шествие трудящихся) из-за небывалой непогоды не состоялся.
Необходимо отметить, что парад впервые был отснят на цветную трофейную пленку, проявлять которую пришлось в Германии. К сожалению, из-за искажений цветов фильм позже был переведен в черно-белый вариант. Фильм о параде облетел всю страну и везде его просмотр проходил при полном аншлаге.
Советские солдаты с немецкими штандартами
Парад завершился акцией, потрясшей весь мир, – умолк оркестр и под дробь барабанов на площадь вступили двести солдат, несших опущенные к земле трофейные знамена побежденных вражеских дивизий, они бросили их к подножию Мавзолея. Первым был брошен Лейбштандарт Гитлера. Шеренга за шеренгой воины поворачивались к мавзолею, на котором стояли руководители страны и выдающиеся военачальники, и бросали на камни Красной площади, захваченные в боях знамена уничтоженной гитлеровской армии. Солдаты несли знамена в перчатках, чтобы подчеркнуть свое отвращение к врагам, а тем же вечером перчатки солдат и помост сожгли. Эта акция стала символом нашего торжества и предупреждением всем, кто посягнет на свободу нашей Родины.
Затем прошли части Московского гарнизона: сводный полк Наркомата обороны, военной академии, военные и суворовские училища, сводная конная бригада, артиллерийские, мотомеханизированные, воздушно-десантные и танковые части и подразделения. Парад длился 2 часа и 9 минут. В параде участвовали 24 маршала, 249 генералов, 2536 офицеров, 31 116 рядовых, сержантов. По Красной площади прошло более 1850 единиц военной техники. Радость Победы переполняла всех. А вечером по всей Москве был праздничный салют.
К сожалению, с каждым годом число людей, принимавших участие в том легендарном параде 70 лет назад, сокращается. В настоящее время насчитывается всего 211 человек, среди них – семь Героев Советского Союза.
Габриэль Цобехия
Является не только демонстрацией силы нашей армии, но и символическим сакральным обрядом-действом в образах и смыслах православной традиции нашего народа. Для лучшего понимания рассмотрим происходившее в контексте исторических и религиозных ассоциаций, смыслов и символов. Основная часть мистерии празднования 9 мая - дня Победы в Великой Отечественной войне - разворачивается на Красной площади, включающей Покровский собор, Спасскую башню и Лобное место - центральную сцену русской истории - «безмолвную страны».
Красная площадь составляет сакральное святилище нашего народа, повидавшее на своём веку как победы, так и поражения. До 1917 г. к намоленной Красной площади притекали или из Кремля через неё истекали многочисленные крестные ходы. В Советский период великими национальными символическими действами, мистериями стали парады 1941 и 1945 гг. Доминанты Красной площади - Покровский собор с памятником Минину и Пожарскому и Спасская башня с надвратной иконой Спасителя. Именно к ним от Арсенальной, затем Никольской башни и Исторического музея было направлено движение колонн во время парада (посолонь вокруг Кремля как воплощение Града Небесного, что соответствует ещё дониконовским установлениям).
Если Красная площадь символизирует общестоличный и общенациональный храм Духа Русского народа, то Покровский собор - алтарь этого храма. Покровский собор возведён в 1555- 1560 гг. первым русским царём Иоанном во исполнение обета, данного во время осады Казани московскими войсками. Храм отмечен глубочайшей по смысловым аналогиям религиозной и государственной символикой. При проектировании и строительстве общей композицией необычайных форм храма руководил идеолог Русского централизованного государства митрополит Московский Макарий, прекрасно осозновавший, что в условиях враждебного окружения и огромности наших пространств сохранить государство может только Русский Крест - чёткая дисциплинированная вертикаль центральной власти - и в качестве перекладины - память предков, соборность, язык, культура, национальные духовные идеалы. Направляясь от Арсенальной башни к Покровскому собору, участники парада символически шествуют к причастию Духа чаемой Русской Победы уже наших дней.
Семь приделов собора в контексте этой легенды символизируют семь городских соборов царствующего града, объединённых воедино, семь столпов вселенских соборов, соответствующий семи дням творения, семи тысячам лет существования мира и семи царствам в контексте христианской и ветхозаветной образности. В одну линию с востока на запад расположены три престола: восточный - в честь Живоначальной Троицы, средний - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, западный - в честь Входа Господня в Иерусалим. Этим приделам отведено главное смысловое значение всей архитектурной композиции. Во время взятия Казани у наших предков сложилось мнение, что Матерь Божия проявила очевидное покровительство русским войскам. Поэтому центральным приделом стал именно Покровский.
Для отдания должной чести храму Живоначальной Троицы ему было отведено первое, почётное, место на востоке, в связи с чем весь храмовый комплекс долгое время именовался Троицким собором - «всенародным чудом». В процессе строительства, для придания основанию храма конфигурации традиционного символического смысла, был добавлен ещё один придел. Если собор рассматривать как единое целое, то Троицкий престол можно представить как алтарь всего соборного комплекса разных церквей на едином основании. Шатёр Покровского храма объединяет в единое целое всю группу придельных церквей, образуя собор святых-заступников за Русский народ и его государство.
Многоимённость подчёркивает идею единения всех русских людей в Святой Живоначальной Троице для преодоления трагической розни мира сего. Гармония соцветий куполов Покровского-Троицкого собора наглядно иллюстрирует идею веками стяжаемой русской соборности: общинности, артельности, воинского братства, жизни, когда «один за всех и все за одного»… Весь собор энергично устремлён в небо. Относительно небольшой купол Покровской церкви воспаряет, увлекает за собой остальные купола и весь объём собора. Во время его строительства Московское государство лишь недавно превратилось из великого княжества в царство, поэтому утверждение образов и символов царственности Руси - одно из достижений создателей собора.
Особую роль здесь играет именно шатровое венчание храма. Весь собор в общих внешних чертах напоминает форму сакрального царского места наместника Бога на земле, установленного в Успенском соборе в 1551 г. Венчание шатра Покровского собора луковичной главкой на барабане символизирует исхождение из шатра в пространство храма Духа Святого. В контексте религиозных представлений XVI века создатели собора дополнительно сообщили всему святилищу образную сопоставимость с Голгофой, которая по представлениям того времени располагалась в центре Земли и обладала огромной благодатной энергетической силой. Выражаясь образно, Покровский собор аккумулирует светлые, созидательные космические энергии и передаёт, сообщает, транслирует их участникам парада. Мы живём не только в пространстве, но и во времени, где есть понятие своевременности, представление о «вечном сейчас», воспоминания о прошлом и предуготовление к будущему, грядущему. В контексте времени к востоку от Кремля на огромной Красной площади был возведён храм-символ будущего спасения, чаемого после Преображения России, символ грядущего вечного царства.
Близлежащие Спасские ворота почитались в Москве особенно благоговейно. Согласно христианскому преданию, Второе пришествие ознаменуется въездом Спасителя в Иерусалим через Золотые ворота. Поэтому ещё в древности, захватив Иерусалим, завоеватели заложили ворота камнем. Также поступили турки в поверженном Константинополе.
Золотые ворота были построены вскоре после крещения Руси в Киеве, затем во Владимире-Залесском. В результате известных исторических процессов именно Москва, по частному мнению скромного монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея, стала столицей третьего ромейского царства, и четвёртому Риму не бывать. Таким образом, в череде перемен в роли Золотых остались лишь главные ворота Московского Кремля, где надвратная икона «Спас Смоленский» ожидает Спасителя. Характерно, что главные ворота Кремля-крепости в Спасской башне устремлены к Покровскому-Троицкому собору и Лобному месту. В 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел впредь на вечные времена проходить через эти ворота с непокрытой головой. Нынешний вид башни был сформирован в начале XVIII века. В 1812 г. французы хотели взорвать Кремль: был сделан подкоп, и под Спасскую башню заложен порох и подожжён фитиль.
В это время на Кремль обрушился сильнейший ливень, и фитили залило водой. Бой курантов на башне Кремля на фоне многозначительного молчания Покровского собора и Лобного места невольно наводит на мысль о неостановимом потоке времени, о противоречивости и скоротечности человеческого бытия… Перемещаясь к Спасской башне, участник парада может подсознательно почувствовать себя идущим навстречу времени не как длительности, но как последовательности событий. Минуя Спасскую башню, при достаточном воображении идущего, можно представить себя освобождающимся от власти времени, уходящим в вечность. Завершение любого праздничного шествия по Красной площади встречает водную преграду - Москву-реку - Лету, реку забвения древних легенд, символизирующую необратимость потока времени, олицетворяемого течением вод Москвы-реки. Это наполняет подсознание образами скоротечности, переменчивости нашего земного бытия и предчувствием ответственности за доверенный нам краткий «миг между прошлым и будущим».
Символика шатровой архитектуры храмов в составе Покровского собора и башен Кремля нашла своё неожиданное развитие во время победного салюта 1945 г. в Москве. Свет мощных прожекторов образовал шатровый купол, устремлённый в горний мир как подтверждение Победы в войне именно светлых сил бесплотных. Световой шатёр этот устремил Кремль, Красную площадь, Москву и всю Россию через ночной покров, «сквозь тернии к звёздам», к незаходящему Солнцу Правды. Вспомним юбилейный 2015 год. Впервые в ритуале военного парада начало неожиданно оказалось символическим: именно в тени Спасской башни, выезжая из ворот, министр обороны перекрестился… впервые через столетие после исчезновения Российской империи.
Народами, помимо их воли, управляют символы. Вскоре из Спасских ворот почётный караул торжественно вынес знамя Победы под звуки бессмертной «Священной войны» в сопровождении триколора. Символично, что знамя Победы несли солдаты именно Преображенского президентского полка в стилизованном обмундировании императорской гвардии. Весь совокупный потенциал Русского Духа и героической отечественной истории приветствовал участников парада. Это было духоподъёмное послание всей нации. Знамя Победы торжественно проплыло мимо Лобного места - амвона храма Красной площади - к центру шествия парада.
Маршрут движения войск по Красной площади можно образно назвать дорогой к храму как зримому образу Победы: обетному Покровскому собору в память покорения Казанского и Астраханского ханств; монументу Минину и Пожарскому в ознаменование преодоления Смуты и изгнания иноплеменных и иноверных оккупантов, Спасской башне, чьи куранты звучали на весь мир в победном 1945 г.
А.С. БОЧКОВ, член Русского исторического общества
Парад Победы - это то зрелище, которое рекомендуется к просмотру вживую. По объективным причинам такая честь мало кому выпадает 9 мая, и единственная возможность понаблюдать за прохождением военнослужащих и военной техники - это две репетиции, которые, как правило, проходят в начале мая. Первая - проходит поздно вечером, а вторая - утром. В этом году вечерняя репетиция состоялась 3 мая в 22:00. Впервые Минобороны вело стрим-трансляцию в социальной сети «Одноклассники». Причем камера была установлена на самоходной гаубице «Мста-С», которая двигалась в составе парадного расчета. Кстати, 4 мая Минобороны обещает провести стрим-трансляцию подготовки авиационной части Парада Победы. Утренняя репетиция состоится 7 мая. 3 мая по брусчатке прошагали курсанты суворовских училищ и высших военных учебных заведений, а также офицеры различных подразделений Вооруженных сил, Росгвардии, ФСБ и МЧС. Прекрасной традицией стало участие в Параде суворовцев (они шагают первыми) и женщин, которые служат в частях связи и материального обеспечения. Из техники на Параде, помимо упоминавшейся самоходки «Мста-С», можно будет увидеть новейшие САУ «Коалиция-СВ», Т-72Б3 и Т-14 «Армата», -МД «Ракушка», боевую машину десанта БМД-4, гусеничную платформу «Курганец-25», бронетранспортеры БТР-82А, бронеавтомобили «Тигр» и «Тайфун», зенитные ракетные комплексы «Бук-М2», «Тор-М2У», «Панцирь-С1», оперативно-тактические комплексы «Искандер», ЗРК «С-400» и мобильные стратегические комплексы «Ярс», которые приходят на смену «Тополю-М». Однако первой техникой, которая проехала по Красной площади, был легендарный Т-34 - детище Михаила Кошкина, работавшего на Харьковском заводе транспортного машиностроения № 183. Гениальный конструктор заложил в машину огромный модернизационный потенциал, который позволил совершенствовать танк, приспосабливая его к изменяющимся условиям войны. Мне посчастливилось впервые в жизни побывать на репетиции Парада Победы и ощутить мощь техники, которая двигалась по брусчатке главной площади страны. На обывателя ряды шагающих солдат и массивные оружейные конструкции производят неизгладимое впечатление. Это неудивительно, ведь смысл военного парада изначально заключался в демонстрации военной мощи. Государство как бы дает понять всему миру, что с ним шутки плохи. До Первой мировой войны военные парады проходили достаточно часто, но потом эта мода ушла. Стоит понимать, что организация парада - дело трудоемкое и затратное. Необходимо собрать, одеть и научить идеально маршировать несколько тысяч военнослужащих. Если государство привлекает тяжелую военную технику, то водители как минимум несколько дней отрабатывают синхронное движение в городских условиях. Кроме того, прохождение колонн техники неблагоприятно сказывается на инфраструктуре: портится асфальт, перекрывается практически весь центр города, создаются неудобства для передвижения граждан, с помощью химикатов разгоняют облака, полиция, Минобороны и мэрия стоят на ушах. Именно за это либеральная общественность России критикует парады в честь 9 мая. Почему, дескать, нельзя победу над нацизмом отметить скромнее? Почему мы уподобляемся какой-то КНДР и тратим большие ресурсы на организацию шествия военнослужащих и военной техники? Побывавший на репетиции или на самом Параде Победы человек однозначно ответит - нельзя праздновать этот день по-другому! Без демонстрации военной мощи невозможно прочувствовать множество находящихся за гранью разума вещей. Для тех, кто сейчас отдаленно помнит войну, Парад Победы - это, несомненно, дань памяти и уважения. В свою очередь послевоенным поколениям и особенно гражданам, родившимся после 1991 года, Парад нужен как духовная связь с советским прошлым. Глупо рассчитывать на какой-либо интерес молодежи и детей к Великой Отечественной войне, если в стране нет Парада и достойных фильмов о том периоде истории. На Параде исполняются песни и марши, которые ассоциируются с великим праздником, хотя часть из них не была сочинена во время ВОВ. Суть Парада Победы не в этом, а в том, чтобы каждый гражданин осознавал важность исторической преемственности. С течением лет меняется название государства, меняется политическая власть, меняется идеология, меняется экономика, меняется военная техника и структура Вооруженных сил, но память о героическом прошлом и великом подвиге народа должна всегда оставаться незыблемой. Это простая истина, однако ее очень сложно сохранить. Российская молодежь и зрелое поколение бесконечно далеки от более-менее глубокого понимания того, что происходило в первой половине 1940-х годов, и в этом нет их вины. Очевидцев ВОВ становится все меньше и меньше. Определенное беспамятство - это естественный процесс, и потому какой бы ни была экономическая и политическая ситуация в нашей стране традиция проводить Парад Победы должна быть неприкосновенна. Еще один важнейший гештальт, который несет в себе Парад Победы, это гордость за армию и осознание единства Вооруженных сил и народа. Красную площадь пересекают как давно стоящие на вооружении образцы военной техники, так и новейшие. В этом есть некоторое лукавство. Например, Россия пока не может развернуть серийное производство «Арматы», «Курганца» и «Коалиции-СВ», вероятно, из-за проблем, выявленных на испытаниях. Наша страна хвалится тем , которое оно не сможет применить даже в ближайшие годы. Это неприятная правда, но она не означает, что россияне не могут гордиться достижениями отечественной оборонной отрасли. Во всех ведущих рейтингах Россия уступает только США, а с мотивацией у наших военнослужащих не было проблем и в 1990-е годы. Тема Вооруженных сил всегда имела особое значение для нашей страны в силу бесчисленного количества угроз военного характера. Армия, по сути, всегда была народной и служила ему. И дело не только в призывной системе. На человека в погонах возлагается священная обязанность, и только во время Парада Победы это ощущает вся страна, включая самих военнослужащих.