Борис Годунов. Венчание на царство

IV. Венчание Бориса на царство

Соборная площадь в Кремле, залитая ярким утренним солнцем. Прямо перед зрителем Успенский собор, справа Грановитая палата, слева Архангельский собор. Сверкают на солнце золотые купола, ослепительно белеют стены. Вся площадь запружена праздничной толпой. Звон колоколов, переливный гул голосов.

Григорий и Мисаил пробираются через толпу на площадь. Толстому Мисаилу трудно протиснуться за Григорием. Отстал, с кем-то переругиваясь, и затерялся в толпе. Но и Григорию не удается пробраться на площадь; он влезает на Кремлевскую стену, откуда ему будет видно все.

Внутри Успенского собора. Торжественная служба – венчание Бориса на царство. Когда толпа, под пенье молитв, опускается на колени, виден стоящий лицом к алтарю Борис, которому патриарх передает скипетр и державу.

Шуйский выходит на крыльцо Успенского собора и, обращаясь к толпе, говорит: «Да здравствует царь Борис Феодорович!» Народ восторженно отвечает: «Да здравствует!» раздаются звуки «Славы».

По обитому красным сукном помосту – от Успенского собора до Архангельского и от Архангельского до Красного Крыльца движется коронационная процессия. Впереди идет духовенство в полном облачении. Несут иконы, хоругви. За духовенством бояре, стрельцы, затем иностранные послы и гости. Наконец, показываются рынды. Рынды проходят. Появляется Борис, со скипетром и державой.

При появлении царя народ продолжает петь. Опускается на колени. Царь медленно и торжественно шествует, кланяясь на четыре стороны. Дойдя до середины помоста, он останавливается. Народ сразу замолкает. Наступает полная тишина.


Борис (про себя).

Скорбит душа. Какой-то страх невольный

Зловещим предчувствием сковал мне сердце.

О, праведник, о, мой отец державный,

Воззри с небес на слезы верных слуг

И ниспошли ты мне священное

На власть благословенье.

Да буду благ и праведен, как ты,

Да в славе правлю свой народ.

(Обращаясь к боярам).

Поклонимся почиющим властителям Руси.

А там – сзывать народ на пир,

Всех – от бояр, до нищего слепца,

Всем вольный вход, все гости дорогие.


Шествие под пение «Славы» снова трогается по направлению к Архангельскому собору. Григорий со стены жадно и пристально смотрит на царя. Борис, под взглядом Григория, тоже обращает на него глаза. Взгляды встречаются. На лице Бориса – мгновенная и непонятная тревога: опять этот монах. Кто он? Григорий выдерживает взгляд Бориса и вдруг узнает в нем всадника, которого видел на мельнице.

Венчание Годунова на царство

Возведение нового государя на царский престол было назначено на 1 сентября. Именно в этот день в то время начинался новый год. В поздних источниках, правда, встречались другие даты: 2 или 3 сентября.

По устоявшемуся обычаю церемонию проводили в Успенском соборе. Осуществлял ее патриарх Иов. В Чине венчания впервые было записано, кто из представителей знати принимал в ней активное участие. Некоторым из них было поручено нести царские регалии в собор, другие держали их во время литургии. Так, было зафиксировано, что шапку Мономаха (царский венец) держал князь и боярин Ф. И. Мстиславский, скипетр (символ царской власти) держал боярин Д. И. Годунов, яблоко (державу) - боярин С. В. Годунов. При выходе из собора царя обсыпал золотыми монетами царевич Федор.

Затем в Грановитой палате состоялся грандиозный пир, на который были приглашены не только представители знати, но и простолюдины, члены гостиных сотен, купцы, городские старосты и рядовые москвичи. Такие пиршества продолжались 10 дней. При этом для народа на Соборную площадь выкатывали бочки с пивом и медом, ставили столы с всевозможными угощениями. Кроме того, по всей стране было объявлено, что население на год освобождается от уплаты налогов, а государственные служащие получают тройной оклад. Все заключенные были выпущены на волю, получили свободу и пленники, которым было предложено либо остаться в России и получить ссуду на постройку дома и открытие своего дела, либо вернуться на родину. При этом царь Борис дал клятву 5 лет никого не казнить за преступления.

Во время пиров щедро раздавались чины. Конюшим был объявлен боярин Д. И. Годунов, дядя царя. Боярство получили князь М. П. Катырев-Ростовский, А. Н. Романов, князь A. B. Трубецкой, князь Б. К. Черкасский, князь Ф. А. Ноготков. Окольничество было сказано М. Н. Романову, Б. Я. Вельскому, князю В. Д. Хилкову, М. М. Салтыкову, Н. В. Годунову, С. Н. Годунову, С. С. Годунову (сын боярина С. В. Годунова), Ф. А. Бутурлину. Кравчим был назначен И. И. Годунов (сын боярина И. В. Годунова), чашником - П. Ф. Басманов, ясельничим - М. И. Татищев.

Все эти назначения говорят о том, что Б. Ф. Годунов стремился угодить всем: и знатным Рюриковичам, и кровным родственникам царя Федора Романовым, и своим родичам.

Всеобщее веселье омрачила лишь болезнь и смерть дворецкого Г. В. Годунова. Вместо него был назначен С. В. Годунов. В итоге ключевые позиции в правительстве остались в руках Годуновых, но они уже были не так молоды и энергичны, как при царе Федоре Ивановиче. Самому Борису было уже 47 лет (он родился в октябре 1552 г.), и в то время это считалось более чем зрелым возрастом.

После окончательного утверждения Б. Ф. Годунова на престоле была составлена новая Утвержденная грамота, которую подписали все члены царского двора. В ней заслуги нового государя были расписаны со всеми подробностями: победил крымского хана, разгромил шведского короля, установил мир и дружбу с турецким султаном и крымским ханом, устроил «все великие государства Российскаго царствия тихи и немятежны… Бедные вдовы и сироты в милостивом покровении и в крепком заступлении, всем повинным пощада и неоскудные реки милосердия». Один экземпляр этой грамоты положили на хранение в государственную казну, второй - в гробницу митрополита Петра в Успенском соборе. Царь Борис надеялся, что этот документ остановит подданных от измены в будущем. Но он просчитался. По приказу самозванца Лжедмитрия I оба экземпляра грамоты уничтожили. До нас дошло лишь несколько ветхих копий.

Таким образом, все документальные источники говорят о том, что Б. Ф. Годунов получил царскую корону совершенно законным путем. Сначала он был избран государем на представительном Земском соборе. Потом духовенство и подданные с помощью наиболее почитаемых икон совершили обряд умоления его на царство. Затем царица Ирина Федоровна, обладавшая по завещанию мужа легитимной властью, благословила его на престол, и, наконец, в монастырском и Успенском соборах патриарх Иов благословил его с использованием одной из царских регалий - животворящего креста.

Однако позднее современники оценили воцарение Бориса по-разному. Неизвестный автор «Истории в память сущим», использованной Авраамием Палицыным в качестве предисловия к своему «Сказанию о Троицкой осаде», писал об этом следующее:

«Благочестивому и храброму во царех великому князю Ивану Васильевичу… восприиимник бысть сын юнейший Федор Иванович. И той убо не радя о земном царьствии мимоходящем, но всегда ища непременяемого, его же и видя око зрящее от превыщниих небес, дает по того изволению немятежно земли Росийстей пребывание. В славе же его вознесся брат царицы его Ирины, якоже Иосиф во Египте… Но аще и разумен бе в царских правлениих, но писания Божественнаго не навык и того ради в братолюбствии блазен бываше». (Сказание Авраамия Палицына. М., Л., 1955. С. 250–251.)

Можно заметить, что версия «Истории» возвышения Б. Ф. Годунова при царе Федоре аналогична «Повести о честном житии царя Федора». Это подразумевает использование в ней сочинения Иова. Различие лишь в том, что анонимный автор почему-то представил Федора Ивановича «юнейшим», хотя тому было на момент воцарения 27 лет. Видимо, так он пытался объяснить, почему царь Федор не правил сам.

«…царю святому Феодору, пременившу земное царьство на небесное, от многих же правление держащих в России промышляется бытии царем вышеупомянутый Борис. Он же, или хотя, или не хотя, но вскоре на се не подадеся, и отрицаяся много, и достойных на се избирати повелевая; сам же отшед в великую лавру матери Слова Божия… и ту сестре си царице Ирине… служаше; от народного же множества по вся дни принужаем бываше к восприятию царствия и молим от многих слез, но никакоже преклонящеся… Вси церковницы, повелением патриаршим, со всем освященным собором приемлют убо икону матери всех Бога… приписан сыи Лукою апостолом. Той убо и инии прочии святыи иконы и мощи нешеносцы износими бываше от места… Сим же образом тленна человека увещеваху… Той образ Пречистыя Богоматере не изношаху никому же на умоление, разве к чюдотворным иконам и… святым… мощем на сретение… Достойно убо бяше самому тому приити Борису в дом Матери всех Бога и от тоя пречистаго образа милости просити… Двигнут бысть той образ нелепо, двигнута же и Росия бысть нелепо.

Венчеваему же бывшу Борису рукою святейшего отца Иева… не вемы, что ради, - испусти сицев глагол, зело высок и богомерзостен: «Се, отче… Бог свидетель сему. Никто же убо будет в моем царьствии нищ или беден». И треся верх срачицы на собе, глаголя: «И сию последнюю разделю со всеми». (Сказание Авраамия Палицына. С. 251–252.)

Как видим, современник осудил обряд умоления Б. Ф. Годунова иконой Владимирской Богоматери. Не понравились ему и слова нового царя, произнесенные во время обряда венчания на царство. Но в целом он не обвинил Бориса в узурпации власти и подробно описал народные шествия к нему с просьбой сесть на царский престол.

Совсем по-иному представлено это событие в «Сказании о Гришке Отрепьеве», «Повести како» и связанном с ними «Ином сказании». Например, в «Сказании» писалось так: «И при державе государя царя и великако князя Федора Ивановича… был на Московском государстве властелин царев шурин Борис Годунов с родом своим и нача умышляти злыми своими помыслы и лукавыми обычаи на царский род и на великих Российских боляр, подъискивая государства Российскаго, как бы Российского великого государства царьский род извести и великих бояр и самому бы в Российском государстве воцаритися и царьствовати». Для исполнения своих преступных замыслов он сначала сослал в Углич царевича Дмитрия, а всех его родственников отправил в темницы, где их «горкою смертию и голодною помориша». Затем с дьяками Щелкаловыми оболгал князя боярина И. Ф. Мстиславского и сослал его в Кириллов монастырь в заточение. Потом составил «изменные слова» на князей Шуйских и разослал их по темницам. Наконец, Борис нашел наемных убийц, «зверообразного злодея Михаила Бетяговского с товарищи», которые по его приказу убили царевича Дмитрия.

После смерти царя Федора Ивановича «начат Борис Годунов возвышатися и укреплятися на Российское государство и приводити к себе всяких вельмож, и иных милостию и дарами, и ласкою, и обещанми великими, а иных гневами и свирепством, и розсылками, и лютым лукавым умыслом. И потом тако восприемлет скипетр Росиискаго государства, и поставлен бысть царем».

(Русская историческая библиотека. Т. 13. СПб. 1909. Стб. 714–718.)

Содержание многих сочинений о Смутном времени показывает, что их авторы не стремились к исторической правде. Они выполняли политический заказ очередного претендента на престол. При этом для всех Б. Ф. Годунов являлся самым главным злодеем и преступником. Объяснить это можно лишь тем, что он первым осмелился нарушить устоявшийся порядок престолонаследия и надел царскую корону не имея на нее прав. Добиться успеха ему помогли лишь шоковое состояние русского общества после безвременной кончины Федора Ивановича и ловкая агитация патриарха Иова. Другие претенденты на власть осознали это позднее и возненавидели обошедшего их Бориса.

Из книги Тайны дома Романовых автора

автора

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Над Москвой плыл колокольный звон. Звонили во всех кремлевских соборах - у Спаса на Смоленской площади, у Николы Чудотворца у Каменного моста через Москву-реку. Им вторили окраинные церкви и монастыри - Новинский, Симонов, Андроньев и другие. В

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

Венчание на царство 1 Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). СПб., 1904, т. XIII, с.

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

17. ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО Боярское правление избаловало знать. Она своевольничала, приказы выполняла кое-как. Вокруг великого князя шли склоки и интриги за влияние на него. А на местах по-прежнему творились злоупотребления, кормления рассматривались именно как сытная

Из книги Последний император автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Венчание на царство Царь Михаил Федорович не отличался отменным здоровьем. Он часто жаловался на «телесную скорбь» и особенно на боль в ногах, отчего во время поездок царя «в возок и из возка в кресле» носили. Позднее «скорбели ножками» и телесной слабостью сыновья царя

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. Здоровая финансовая система; самая большая в мире армия, правда, давно уже не воевавшая и почивающая на лаврах своих

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Время Ивана Грозного. XVI в. автора Коллектив авторов

Венчание на царство 16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны. На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Венчание на царство Церемониал являлся стержнем и основанием придворной культуры. Основополагающим церемониалом русского государства, экстраординарным событием в повседневной жизни царского двора, знаменовавшим вступление монарха в свой «государев чин», было

автора

Венчание Годунова на царство Возведение нового государя на царский престол было назначено на 1 сентября. Именно в этот день в то время начинался новый год. В поздних источниках, правда, встречались другие даты: 2 или 3 сентября.По устоявшемуся обычаю церемонию проводили в

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Венчание на царство Лжедмитрий находился в Туле до конца мая и оттуда рассылал по всей стране грамоты о своих победах. В них он уверял русских людей в том, что является истинным сыном Ивана Грозного. Однако не во всех городах его гонцов встречали с радостью. Бывали случаи,

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана - Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

6 января 1598 г. скончался, не оставив заве-щания, царь Фёдор Иоаннович. Вопрос о престолонаследии решено было вынести на рассмотрение Земского собора. Он собрался сразу же после истечения положенного 40-дневного траура по умершему государю.

На сторону главного кандидата на трон, Бориса Годунова, встал патриарх Иов. Его авторитет и настойчивость в конце концов и решили дело. Земский собор избрал Бориса на царство, а Бояр-ская дума хотя и с неохотой, но подчинилась этому решению.

Венчание на царство Бориса Годунова

В начале сентября 1598 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Бориса Годунова. Не желая обострять ситуацию, Борис в эти праздничные дни осыпал ми-лостями своих недавних соперников в борьбе за трон. Понимая, что они всё же сильно опасаются его мести, он дал обет в течение пяти лет не проливать крови. Простолюдины с умилением рассказывали и о том, как новый царь во время коронации пообещал заботиться о бедных, а в случае нужды отдать им и последнюю рубашку...

Репрессии Годунова

Хорошо зная нравы московской знати, Годунов не верил её клятвам. Опасаясь заговоров, он решительно расправлялся с наиболее опасными боярами. В 1599 г. за непочтительные речи о новом государе был арестован и сослан любимец Ивана Грозно-го воевода Богдан Вельский. На следующий год Борис расправил-ся с Романовыми , родственниками по женской линии царя Фёдора. Их обвинили в злых умыслах против царской семьи и отправили в ссылку.

Развитие страны

Борис Годунов искренне желал сделать что-то полезное для России. Он заботился о развитии городов и торговли, любил величе-ственные постройки и всяческие технические усовершенствования. По его распоряжению несколько молодых дворян были отправлены за границу для изучения наук и иностран-ных языков . Рассказывают, что царь со-бирался открыть в России школы и даже основать университет.

Однако большинство замыслов Году-нова так и осталось мечтами. Поначалу царю мешали многочисленные недуги, ли-шавшие его возможности заниматься де-лами. Потом пришла череда стихийных бедствий.

Великий голод (1601-1603)

В 1601-1603 гг. правительство принимало разные меры для борьбы с го-лодом. Были установлены твёрдые цены на хлеб, голодающим раздавали зерно из царских житниц, спекулянты подвергались суровым карам. Годунов приказал органи-зовать общественные работы, на которых бедняки могли заработать себе на пропита-ние. Царь велел не скупясь раздавать го-лодающим деньги из казны. Наконец, он издал указ, восстанавливающий на период голода Юрьев день во владениях провинциальных дворян. Холопам также разрешено было уходить от тех господ, которые не в состоя-нии были их прокормить.

Начало смутного времени

И всё же эти меры не смогли предотвратить катастрофы. Мас-штабы бедствия были слишком велики. По некоторым сведениям, в голодные годы умерло около трети всего населения России. Материал с сайта

Народные волнения стали особенно опас-ными для Годунова после того, как у всех недовольных появилось своего рода «знамя» — царевич Дмитрий. Имя погибшего в Угличе в мае 1591 г. младшего сына

Поскольку Федор Иоаннович скончался не оставив наследников, править страной как первому лицу после царя надлежало патриарху Иову. Однако Иов склонился к тому, что на престол должен взойти Борис Годунов. Его поддержали, ибо деятельность Годунова при Федоре Иоанновиче всеми оценивалась высоко. Упрашивали Бориса Федоровича венчаться на царство долго. Только через сорок траурных дней, 17 февраля 1598 года, был созван Земский собор (из 474 человек) для обсуждения кандидатуры Бориса в качестве будущего самодержца.

Правительство Годунова стремилось всесторонне укреплять государственность. Так, благодаря его стараниям было учреждено патриаршество, свидетельствовавшее о возросшем престиже России. Деятельность Бориса Годунова высоко оценивалась современниками, поэтому после смерти царя Федора Земский собор избрал его на царство.

21 февраля его нарекли царем, а венчание состоялось 1 сентября, в праздник Нового года, в Успенском соборе Московского Кремля. Несмотря на избрание Земским собором Бориса государем, он остался в глазах бояр худородным выскочкой. Романовы, Шуйские, Мстиславские сами добивались шапки Мономаха, считая, что имеют больше прав на занятие царского престола. Они упорно поддерживали слухи о том, что царевич Дмитрий жив и скоро придет требовать отцово царство.

Венчание на царство

Венча́ние на ца́рство торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство (первоначальный чин поставления на великое княжение), характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя («помазанника Божьего») как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол (трон) и посох. «Посажение на стол» являлось на Руси ритуальной церемонией принятия великокняжеской власти и совершалось в Успенском соборе Московского Кремля. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой (её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета). По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство.

Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 по чину венчания Дмитрия. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор . Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. 3 сентября 1598 состоялось Венчание на царство Бориса Годунова (обряд совершил патриарх Иов). Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 (сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха). 8 мая 1606 патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и Венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения. 1 июня 1606 митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Ивановича Шуйского. Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова (11 июля 1613) совершил митрополит Казанский Ефрем. 28 сентября 1645 патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича, для которого в Константинополе были изготовлены новые регалии: в 1658 золотой скипетр «второго наряда», в 1662 — держава, в 1665 — «диадима» (бармы). При Венчании на царство (16 июня 1676) Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров. 25 июня 1682 состоялось Венчание на царство двух братьев-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебрянный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха «второго наряда».

С принятием Петром I титула «Императора Всероссийского» обряд Венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий.

О.Г. Ульянов.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Венчание на царство" в других словарях:

    Коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол Словарь русских синонимов. венчание на царство сущ., кол во синонимов: 6 возведение на престол … Словарь синонимов

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - (чин коронации) торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами … Юридическая энциклопедия

    Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж Венчание на царство церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи пра … Википедия

    Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло… … Русская история

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - см. ст. Царь … Православная энциклопедия

    Состоялось в 1605 году. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Московском Царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил Патриарх Игнатий, затем он же возложил… … Википедия

    Христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство) … Большой Энциклопедический словарь

    Я; ср. к Венчаться (1 2 зн.). ◁ Венчальный, ая, ое (2 зн.). В. обряд. В ое платье. В ые свечи. * * * венчание 1) христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в церковный брак. 2) Торжественное, носившее сакральный характер… … Энциклопедический словарь

    Венчание - церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Венчание русских государей на царство, начиная с царя Михаила Феодоровича до Императора Александра III , . Книга издана в память коронования Императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Описанию этого события предпослан исторический очерк венчания на царстворусских государей, который…


Copyright © 2023 Медицинский портал.