2 ополчение. Нижегородское ополчение

С самого начала 1611 года является движение, которое окончательно вывело государство из разрухи. Оно возникло в уездных, посадских и волостных мирах (общинах) Севера, привычных к самостоятельности и самоуправлению. Эти общины, получившие уездные и земские учреждения 16 века, более широкую организацию и приобщение к задачам государства управления, сами строили свой быт, разрабатывали свои внутренние отношения и даже ведали обороной от врагов, содержа казаков и даточных людей, которых меж себя набирали, под весьма мягким руководством и воздействием центральной власти.

Историческая справка

Не затронутые развитием служилого землевладения города и области Севера были свободными от резкого сословного расчленение населения. Там не было сильного разделения на богатых и бедных, поэтому они были социально сплоченной силой. Зажиточные и энергичное население городов поморских пробудилась к борьбе с переустройством земли и обороны государства, как только столкнулося с озарением от воровских шаек Тушинского вора.

То есть эти силы были патриотические, только нужно помнить, что в истории идеализма бывает очень мало. При том, что среди этих людей было много искренне православных и патриотических, ясно было совершенно, что хозяйничание поляков в Москве, ослабление государственной власти - ведет их к материальным убыткам, ломает им торговлю. То есть у них был не только национально-классовый, но и материальный интерес, чтобы вышибить поляков из Москвы, и чтобы в Москве была сильная Центральная власть. Строго говоря, первая волна этого движения возникла еще в 1609 году, и объективно ее лидером мог бы стать Скопин-Шуйский. Но в 1609 году ситуация была еще слишком запутанной. А вот в 1610 году ситуация изменилась.

Первое Земское ополчение

Возникло так называемое первое Земское ополчение. Его возглавили братья Липуновы (Прокопий и Захар), а также Иван Заруцкий, который когда-то был за Тушинцев, и князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (так называемый триумвират). Всё это были авантюристы, но это нормальная черта для Смутного времени в России. Именно такие Люди и выходят на первый план во время Смуты.

В это время поляки находятся в Кремле. В марте 1611 года первое ополчение во главе с триумвиратом стало штурмовать Москву, чтобы выбить оттуда поляков. Взять город не удалось, но блокада Кремля продолжалась. Поляки дошли до трупоедства. Почему оно приняло весьма организованный характер. Если умирает человек в одной роте - его едят только представители этой роты. Это был действительно ужас.

Но поляки держались. Кстати, во время этого восстания поляки подожгли город, и Москва почти вся сгорела. И здесь начинается конфликт между казаками и дворянами, потому что Липуновы были предводителями дворянской части, а Заруцкий и особенно Трубецкой - казаков. Это использовали поляки. Они подбросили письмо, по которому якобы Липунов собирался войти с поляками в какое-то соглашение. Казаки поверили этому и Липунова убили. После гибели Липунова дворянская часть ушла, и казаки остались одни. Между тем в Пскове объявился очередной Царевич Дмитрий. Правда, все знали, что никакой это не Дмитрий, а Сидорко из местных. Но Трубецкой его признал. В некоторых областях целовали крест Марине Мнишек и ее сыну, которого официальные власти называли "Воренком", то есть сыном вора. Считалось что он сын Лжедмитрия 2, но на самом деле он был сыном Ивана Заруцкого. В этих условиях в провинции начался новый этап Земского движения.

Второе Земское ополчение


Возникло второе Земское ополчение во главе с Кузьмой Мининым, который сначала просто собрал средства и была снаряжена прежде всего пехота, но нужен был военный предводитель. Военным предводителем стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который происходил из князей Стародубских. То есть он был потомком Всеволода Большое Гнездо. И у него были более чем серьезные основания сесть на русский трон.

Собственно второе ополчение на Москву шло под гербом князя Пожарского. Другое дело, что Пожарскому не удалось стать русским царем, а Романовы потом сделали всё, чтобы его оболгать и никогда не обращать внимания на то, что гербом второго ополчения был герб Пожарского. То есть второе ополчение шло для того, чтобы посадить на трон именно Пожарского. Но это не входило в планы Романовых. Движение во главе со вторым ополчением охватило все Поволжье и всё это войско пришло в Ярославль, где они находились 4 месяца. В Ярославле были созданы альтернативные органы управления. Здесь были собраны средства, и был созван собор Всея Земли. Этот Собор стал временным правительством. Были учреждены временные приказы. В Ярославль прибыло посольство из Новгорода, которое предложило звать на царство шведского королевича Карла Филиппа. Хитрые купцы в Ярославле ничего и никому не отказывали. Они просто тянули время, давая туманные обещания.

В это время Заруцкий и Трубецкой объявляют Минима и Пожарского мятежниками. Кроме того между самим Трубецким и Заруцким происходит конфликт. Заруцкий забирает Марину Мнишек и уходит сначала в Калугу, а потом на юг. В 1614 году он будет захвачен на Яике и посажен на кол, а его сына повесят. То есть царствования Романовых началось с убиения ребенка. И вот это вот историческая симметрия... Когда говорят о том, что жалеют в царевиче Алексее, которого расстреляли большевики в 1918 году, забывают, что в этом есть какая-то историческая симметрия. Романовы начали свое правление с убийства ребенка, потому что этому ребенку, сыну Марины Мнишек, многие целовали крест, как возможному наследнику престола. И это как бы бумерангом историческим вернулась через много-много лет. Саму Марину не то утопили, не то задушили, но она тоже в 1614 году исчезает.

Изгнание поляков из Москвы

Но вернемся к текущим событиям. В Москве остался Трубецкой, который послал наемных убийц к Минину и Пожарскому, чтобы они убили по крайней мере Пожарского. Из этого ничего не вышло и в августе 1612 года ополчение во главе с Мининым и Пожарским подошло к Москве. В Москве ситуация такая: поляки сидят в Кремля, Трубецкой со своими казаками тоже сидит в Москве (но не в Кремле). Минин и Пожарский приходят в Москву, но на выручку полякам идет гетман Ходкевич. Встречаются гетман Ходкевич и ополчение Минина и Пожарского около Крымского брода (там где сейчас Крымский мост). Тогда там моста не было был брод. И вот они стоят друг на против друга. 22 августа случился первый бой (он больше был разведовательным), а 24 августа развернулось главное сражение. Русская конница не выдержала удара, но Нижегородская пехота спасла положение.

Поляки стали перестраиваться для следующей атаки, и Пожарский объяснил Минину, что ополченцы не выдержат второго удара. Тогда Пожарский обратился к Трубецкому за помощью. Но Трубецкой отказал, потому что казаки сильно ненавидели всех у кого было или могли быть хоть немного лучшее материальное положение. И тогда схитрил Минин... Началось сражение, успех стал клониться на сторону поляков, и тогда Минин решил дело. Он послал казакам Трубецкого гонца с обещанием, что если казаки помогут и ударят во фланг, то весь обоз Ходкевича будет их. Для казаков это всё решило (обоз – святое дело). Казаки ударили во фланг, гетман Ходкевич был разбит и в результате казаки въехали в русскую историю с обозом. Забегая вперед - казаки на возу и выйдут из русской истории.

§ 73. Второе ополчение против поляков и освобождение Москвы

К осени 1611 г. положение Московского государства стало отчаянным. Поляки занимали Москву и взяли Смоленск после двухлетней геройской защиты. Вместе со Смоленском перешли во власть короля и другие города по юго-западной границе. Шведы, ставшие открытыми врагами Москвы после избрания Владислава в цари , захватили Новгород и Финское побережье. Таким образом, вся западная часть государства оказалась в руках врагов. Земское ополчение распалось. Казаки грабили и своевольничали. Никакого правительства не существовало, и русские люди, не желавшие повиноваться ни полякам в Москве, ни казакам под Москвою, были предоставлены самим себе. Города, ожидавшие обыкновенно указаний из Москвы, теперь не знали, что делать и откуда ждать совета и приказа. Отчаяние русских людей было полное: оплакивая свое погибшее царство, они просили Бога, чтобы Он сохранил хотя бы остаток народа русского от зол смуты и от насилия врагов. Казалось, всему приходил конец.

В эти ужасные дни раздавались, однако, голоса мужественных представителей духовенства. Выдержав тяжелую осаду, Троицкий Сергиев монастырь поступил под руководство нового архимандрита Дионисия . Дионисий, которого наша церковь чтит преподобным, был человек исключительной доброты и благородства. Он необыкновенно развил благотворительную и патриотическую деятельность своего славного монастыря. Братия монастыря призревала больных и раненых, хоронила умерших, одевала и кормила бедных, собирая их отовсюду, где только могла найти. Для того, чтобы обеспечить безопасность в смутное время себе и своим призреваемым, монастырь должен был просить защиты и помощи у казачьих бояр Трубецкого и Заруцкого (с которыми особенно был дружен известный келарь монастыря Авраамий Палицын). В то же время власти монастыря считали своим долгом нравственно действовать на народ, побуждая его соединиться против врагов веры и государства, против короля и поляков.

Авраамий Палицын на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

В монастыре составлялись грамоты, призывавшие города идти на помощь русскому войску, осаждавшему Москву, и выбить из столицы польский гарнизон. Монастырская братия не принимала во внимание, что русское войско под Москвою стало казачьим, воровским и враждовало с земщиной, разогнав из-под Москвы земских людей. Всех русских людей одинаково призывали монахи на подвиг за веру и отечество в своих отлично составленных, красноречивых грамотах. Посылая эти грамоты по всей земле, они думали всех примирить и снова объединить в одном патриотическом движении.

Но не так думал патриарх Гермоген , живший в осажденном Кремле под стражею и угнетаемый поляками и изменниками за нежелание служить Сигизмунду. Он видел, что созванное им ополчение проиграло свое дело и распалось от казачьего воровства. Он знал, что казаки, имея в своих таборах Марину Мнишек , задумали воцарить в Московском государстве сына ее Ивана, называемого «Воренком». Считая казачье воровство и самозванщину главным злом, патриарх всеми средствами, как только мог, учил русских людей не верить казакам и бороться с ними как с лютыми врагами. Когда к нему проникали его почитатели за благословением и поучением, Гермоген устно передавал им свою мысль о необходимости борьбы с казачеством. Когда было можно, он писал грамотки о том же в города. Сохранилась такая его грамотка, посланная к нижегородцам.

Итак, в дни общего уныния и растерянности духовенство подняло свой голос и громко звало к борьбе за родину. Города, разобщенные друг от друга и лишенные всякого иного руководства, кроме увещаний духовных отцов, вступали в сношения между собою, посылали друг другу разные вести, отправляли из города в город послов для общего совета. Ждали, кто возьмет на себя почин объединения земских сил. Почин взяли, наконец, нижегородцы. В главе их городской общины, как и везде, стояли земские старосты. Один из них, Козьма Минин Сухорук , отличался громадным умом и железной энергией. Под влиянием грамотки Гермогена он начал дело народного объединения тем, что предложил своим согражданам собрать казну и на нее устроить войско. Нижегородцы согласились и постановили приговор, по которому каждый домовладелец обязан был дать на ратных людей «третью деньгу», то есть одну треть своего годового дохода или же товара; были, сверх того, и добровольные пожертвования. Для сбора денег был всем миром избран тот же Козьма. Когда дело было налажено, тяглые люди оповестили нижегородского воеводу князя Звенигородского и соборного протопопа Савву Ефимьева о своем намерении устроить ополчение для очищения Москвы. Те собрали весь город, духовных, служилых и тяглых людей, в городской собор, прочитали Троицкую грамоту, которая тогда пришла в Нижний-Новгород, и объявили приговор тяглого нижегородского мира. Протопоп Савва и Минин говорили речи о необходимости идти на освобождение государства от внешних и внутренних врагов. Решили сбирать ополчение и выбрали в его начальники князя Дмитрия Михайловича Пожарского , который недалеко от Нижнего жил в своей вотчине и лечился от ран, полученных им при разорении Москвы. Затем начали из Нижнего посылать грамоты в ближайшие города, объявляя о своем ополчении и приглашая присоединиться к нему. В этих грамотах нижегородцы прямо говорили, что идут не только против поляков, но и против казаков, и не дадут им делать никакого воровства.

К. Маковский. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

Таково было начало Нижегородского ополчения . К ноябрю 1611 г. Пожарский уже приехал в Нижний и начал устраивать войска. По его желанию, Минин принял на себя заведование деньгами и хозяйством ополчения. В зиму 1611-1612 гг. к Нижнему присоединилось много городов (от Казани до Коломны), и у Пожарского собралось большое войско, с которым он мог выступить в поход. Так как подмосковные казаки враждебно отнеслись к земскому движению и сочли его за мятеж против своего правительства, то они послали свои отряды на север противодействовать нижегородцам. Вот почему весною 1612 г. Пожарский пошел не под Москву, а в Ярославль, главный город среднего Поволжья. Он желал прогнать казаков из северных областей и присоединить северные города к своему ополчению. Это ему удалось. Целое лето провел он в Ярославле, устраивая свои дела. В то время, как под Москвою его враги, поляки и казаки, взаимно стерегли друг друга и в непрерывной борьбе ослабляли свои силы, Пожарский окончательно устроил свое войско и собрал в Ярославле земский собор , которому и вверил управление всею землею и всем своим войском. В составе этого собора было духовенство с митрополитом Кириллом во главе. (Патриарх Гермоген уже скончался в начале 1612 г. под стражею в Москве, и Пожарский считал престарелого, жившего на покое, Кирилла как бы заместителем патриарха.) Участвовали в соборе и те немногие бояре, которые избежали московской осады и польского плена и приехали в Ярославль. На собор к Пожарскому были присланы из многих городов выборные люди от служилого и тяглого населения. Таким образом, состав собора был полон и правилен. Была мысль, не спеша под Москву, в Ярославле всею землею избрать и государя. Но обстоятельства заставили идти под Москву.

В июле 1612 г. Пожарский получил известие, что король Сигизмунд посылает гетмана Ходкевича с войском и провиантом на помощь своему московскому гарнизону. Нельзя было пропустить Ходкевича в Москву, потому что он надолго бы укрепил польскую власть в столице. Ярославское ополчение заторопилось к Москве. Казаки, бывшие в таборах под Москвою, относились к Пожарскому настолько враждебно, что даже подсылали к нему убийц, которые только случайно его не убили. Поэтому земское ополчение, подходя к Москве, очень остерегалось казаков и стало отдельно от казачьего лагеря. Казаки же, думая, что Пожарский пришел на них, испугались. Большая половина их с Заруцким и Мариною Мнишек убежала от Москвы и пошла к Астрахани, где Заруцкий задумал устроить особое казачье государство под покровительством Персидского шаха. Другая же половина казаков, с князем Трубецким во главе, пыталась вступить в переговоры с Пожарским. Эти переговоры еще не привели к миру и согласию, как пришел Ходкевич и напал на войско Пожарского. Шла жестокая битва, казаки вообще действовали вяло и в решительную минуту не думали помочь Пожарскому. Только тогда, когда Авраамий Палицын усовестил их, они опомнились, - и русские отбили гетмана. Ходкевич ушел обратно, не успев оказать польскому гарнизону в Кремле никакой помощи. Русские же рати помирились и дружно повели осаду. Трубецкой и Пожарский соединили свои «приказы» и своих дьяков в одно правительство и начали «всякие дела делать заодно», управляя вместе ратью и государством. Через два месяца, именно 22 октября 1612 г., русские взяли приступом Китай-город. Истощенные голодом и борьбою, поляки не могли долее сопротивляться: они дошли в осаде даже до людоедства. Вскоре после потери Китай-города польский начальник Струсь сдал Пожарскому и Кремль.

Первое ополчение

Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. Противниками сложившего положения дел выступали все более широкие слои населения. С целью пресечь брожения в октябре 1610 года Гонсевский арестовал ряд представителей видных боярских фамилий. 30 ноября с призывом к борьбе с интервентами обратился патриарх Гермоген, который также был взят под строгий арест. Москва оказалась фактически на военном положении.

В стране созрела идея всенародного ополчения для освобождения Москвы от интервентов. В феврале-марте 1611 году к стенам Москвы подступило 1-е Ополчение Ляпунова и князя Трубецкого, а также казаки атамана Заруцкого. Решающее сражение, в котором приняли участие москвичи и один из воевод ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский, состоялось 19 марта. Однако освободить город не удалось: по совету Дмитрия Молчанова поляки подожгли город и этим остановили восстание москвичей. Тем не менее в руках ополченцев остались районы Белого города, и поляки, контролировавшие только Кремль и Китай-город, оказались изолированными. Но и в лагере ополченцев имелись внутренние противоречия, которые вылились в вооруженное столкновения, в одном из которых 22 июля 1611 года Прокопий Ляпунов был убит казаками, а ополчение стало разваливаться.

В том же году крымские татары, не встречая отпора, разоряют Рязанский край. Смоленск после долгой осады был захвачен поляками, а шведы, выйдя из роли «союзников», разоряли северные русские города.

Второе ополчение

Второе Ополчение 1612 года возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Пожарского. Важным делом, которое смогли осуществить Пожарский и Минин, была организация и сплочение всех патриотически настроенных сил. В феврале 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было «строить» не только войско, но и «землю». Пожарский хотел собрать «общий земский совет» для обсуждения планов борьбы с польско-литовской интервенцией и того, «как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю». Для обсуждения предлагалась и кандидатура шведского королевича Карла-Филиппа, который «хочет креститься в нашу православную веру греческого закона». Однако земский совет не состоялся.

Тем временем первое ополчение полностью распалось. Иван Заруцкий и его сторонники ушли в Коломну, а оттуда в Астрахань. Вслед за ними ушли еще несколько сотен казаков, однако основная их часть во главе с князем Трубецким осталось держать осаду Москвы.

В августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого ополчения. 22 августа гетман Ходкевич попытался прорваться на помощь осажденным соотечественникам, но после трехдневных боев вынужден отступить с большими потерями.

22 сентября 1612 происходит одно из самых кровавых событий Смуты-- город Вологда был взят поляками и черкасами (запорожцами), которые уничтожили практически всё его население, включая монахов Спасо-Прилуцкого монастыря.

22 октября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

В Кремле поляки держались ещё месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боярам и всем русским людям выслать своих жён вон из Кремля. Бояре сильно встужили и послали к Пожарскому Минину и всем ратным людям с просьбою, чтобы пожаловали, приняли их жён без позору. Пожарский велел сказать им, чтобы выпускали жён без страха, и сам пошёл принимать их, принял всех честно и каждую проводил к своему приятелю, приказавши всем их довольствовать.

Доведённые голодом до крайности, поляки вступили наконец в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им сохранена была жизнь, что и было обещано. Сперва выпустили бояр -- Фёдора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Ивана Никитича Романова с племянником Михаилом Фёдоровичем и матерью последнего Марфою Ивановною и всех других русских людей. Когда казаки увидали, что бояре собрались на Каменном мосту, ведшем из Кремля чрез Неглинную, то хотели броситься на них, но были удержаны ополчением Пожарского и принуждены возвратиться в таборы, после чего бояре были приняты с большою честию. На другой день сдались и поляки: Струсь с своим полком достался казакам Трубецкого, которые многих пленных ограбили и побили; Будзило с своим полком отведён был к ратникам Пожарского, которые не тронули ни одного поляка. Струсь был допрошен, Андронова пытали, сколько сокровищ царских утрачено, сколько осталось? Отыскали и старинные шапки царские, которые отданы были в заклад сапежинцам, оставшимся в Кремле. 27 ноября ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского -- к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей; ополчения сошлись у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, и вот из Фроловских (Спасских) ворот, из Кремля, показался другой крестный ход: шёл галасунский (архангельский) архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую: вопль и рыдания раздались в народе, который уже потерял было надежду когда-либо увидать этот дорогой для москвичей и всех русских образ. После молебна войско и народ двинулись в Кремль, и здесь радость сменила печаль, когда увидали, в каком положении озлобленные иноверцы оставили церкви: везде нечистота, образа рассечены, глаза вывернуты, престолы ободраны; в чанах приготовлена страшная пища -- человеческие трупы! Обедней и молебном в Успенском соборе окончилось великое народное торжество подобное которому видели отцы наши ровно через два века.»

В центре столицы, на главной площади нашей страны, установлен хорошо известный всем памятник, созданный в 1818 году скульптором И. П. Мартосом. На нём запечатлены достойнейшие сыны России — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, в тяжёлый для Родины час сумевшие организовать и повести на борьбу с захватчиками многотысячное народное ополчение. События тех давних лет стали одной из славных страниц нашей истории.

Молодой и предприимчивый нижегородец

Когда родился Кузьма Минин, точно не известно. Принято считать, что произошло это около 1570 года в приволжском городе Балахне. Сохранила история и имена его родителей — Михаила и Домники. Известно также, что были они людьми состоятельными, и когда сыну исполнилось одиннадцать лет, переселились в Нижний Новгород — один из самых крупных волжских городов. В те времена было принято, чтобы сыновья с ранних лет по мере сил помогали своим отцам добывать хлеб. Так и Кузьма привычку к труду приобрёл ещё в юности.

Когда же повзрослел, то открыл собственное дело. Недалеко от стен Кремля появились принадлежавшие Минину бойня для скота и лавка с мясным товаром. Дела пошли превосходно, что позволило построить собственный дом в посаде Благовещенской слободы, где селились по тем временам люди с достатком. Вскоре нашлась и хорошая невеста — Татьяна Семёновна, которая, став женой, родила ему двух сыновей — Нефёда и Леонтия.

Призыв земского старосты

Среди прочего посадского люда Кузьма выделялся умом, энергией и явными задатками лидера. Благодаря этим качествам жители слободы, у которых он пользовался авторитетом, избрали Кузьму своим старостой. Но по-настоящему заложенные в нём способности раскрылись в 1611 году, когда в Нижний Новгород была доставлена грамота Патриарха Гермогена, призывавшего все сословия русского народа подняться на борьбу с польскими захватчиками.

Для обсуждения этого послания в тот же день собрался городской совет, состоявший из представителей городских верхов и духовенства. Присутствовал на нём и Кузьма Минин. Сразу после того, как грамота была зачитана жителям Нижнего Новгорода, он обратился к ним с призывая встать за веру и Отечество и для этого святого дела не пожалеть ни жизни, ни имущества.

Жёсткие требования войны

Жители города с готовностью откликнулись на его призыв, но для столь масштабного дела необходимы были энергичный и деловой хозяйственник, которому по силам было бы материально обеспечить войско, и опытный боевой командир, способный взять на себя командование. Ими стали Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, который не раз показал себя отменным воеводой. Теперь по всем вопросам, связанным с человеческими ресурсами и необходимыми денежными средствами, обращались непосредственно к Минину.

Используя данные ему полномочия и опираясь на поддержку войск Пожарского, он постановил, что каждый житель города обязан внести в общий фонд сумму, равную трети от всего своего имущества. В исключительных случаях эта сумма уменьшалась до пятой части от оценки всего, чем владел горожанин. Нежелавшие вносить положенную долю, лишались всех гражданских прав и переходили в разряд холопов, а все их добро полностью подлежало конфискации в пользу ополчения. Таковы суровые законы военного времени, и Кузьма Минин не вправе был проявлять слабость.

Формирование ополчения и начало боевых действий

Грамоты, подобные той, что получили в Нижнем Новгороде, были разосланы также и во многие другие города Руси. Очень скоро к нижегородцам примкнули многочисленные отряды из других районов, где жители с не меньшим энтузиазмом откликнулись на призыв Патриарха. В результате в конце марта на Волге было собрано многотысячное ополчение, которое возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Базой для окончательного формирования войск стал многолюдный торговый город Ярославль. Отсюда в июле 1612 года ополченцы, в количестве более тридцати тысяч человек, выступили на перехват сил гетмана Яна Ходкевича, спешившего на помощь блокированному в Москве польскому гарнизону. Решающее сражение последовало 24 августа под стенами столицы. Численный перевес был на стороне интервентов, но боевой дух ополченцев лишал их этого преимущества. Князь Пожарский и Кузьма Минин руководили ходом сражения и своим личным примеров вселяли мужество в бойцов.

Осада Кремля

Победа была полной. Враги бежали, оставив в руках ополченцев богатые трофеи: шатры, знамёна, литавры и четыреста возов с продовольствием. Кроме того, было захвачено множество пленных. Гетман был отброшен от Москвы, но за кремлёвскими стенами оставались отряды польских полковников Струся и Будилы, которых ещё предстояло оттуда выбить. Кроме того, определённую силу представляли и их пособники — бояре, переметнувшиеся на сторону захватчиков. У каждого из них были свои дружины, с которыми также предстояло сражаться.

У осаждённых в Кремле поляков давно закончилось продовольствие, и они терпели страшный голод. Зная об этом, Кузьма Минин и Пожарский, во избежание лишних жертв, предложили им сдаться, гарантируя жизнь, но получили отказ. 22 октября (1 ноября) ополченцы пошли на приступ и захватили Китай-город, но сопротивление осаждённых продолжалось. От голода в их рядах началось людоедство.

Капитуляция поляков и вступление ополченцев в Кремль

Князь Пожарский смягчил требования и предложил захватчикам покинуть Кремль с оружием и знамёнами, оставив лишь награбленные ценности, но и на это поляки не согласились. Вышли только изменники - бояре со своими семьями, которых Кузьма Минин, стоя на Каменном мосту у ворот, вынужден был оберегать от казаков, горевших желанием тут же разделаться с предателями.

Понимая свою обречённость, 26 октября (5 ноября) осаждённые сдались и вышли из Кремля. Их дальнейшая судьба сложилась по-разному. Повезло полку, которым командовал Будила: он оказался в расположении ополченцев Пожарского, и тот, сдержав своё слово, сохранил им жизнь, выслав впоследствии в Нижний Новгород. А вот полк Струся попал к воеводе Трубецкому и был полностью уничтожен его казаками.

Великим днём в истории России стало 27 октября (6 ноября) 1612 года. После молебна, совершённого архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, ополчение Кузьмы Минина и Пожарского под звон колоколов торжественно вступило в Кремль. К сожалению, до этого дня не дожил поднявший своим призывом русский народ на борьбу с захватчиками. За отказ подчиниться их воле поляки заморили его голодом в подвале Чудова монастыря.

Царская милость

В июле 1613 года произошло знаменательное событие, положившее начало трёхсотлетнему правлению Дома Романовых: на Российский престол взошёл первый их представитель — государь Михаил Фёдорович. Это произошло 12 июля, а уже на следующий день основатель монархической династии - в знак благодарности за его патриотические деяния - пожаловал Кузьме Минину чин думского дворянина. Это была достойная награда, так как в те времена этот чин был третьим по «чести», уступая лишь боярскому и окольничему. Теперь создатель ополчения имел право заседать в возглавлять приказы или быть воеводой.

С тех пор Минин пользовался безграничным доверием государя. Когда в 1615 году Михаил Фёдорович со своим ближайшим окружением отправился на паломничество в то охрану столицы поручил именно ему, так как знал, что, освободив Москву от прежних врагов, этот человек сумеет уберечь её и от будущих. И в дальнейшем государь часто доверял Минину ответственные поручения.

Смерть и загадка, связанная с останками героя

Кузьма Михайлович Минин умер 21 мая 1616 года и был погребён на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый Нижегородский Митрополит Филарет повелел перенести его прах в Спасо-Преображенский собор Кремля в Нижнем Новгороде. В тридцатых годах XIX века изрядно обветшавший к тому времени храм был снесён, и в 1838 году в стороне от него построили новый.

В его подземелье был перенесён прах Минина и ещё нескольких удельных князей. Через сто лет, проводя политику воинственного атеизма, большевики сравняли с землёй этот храм, и останки нижегородского ополченца попали в местный музей, а затем были перенесены в Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода. Его и принято официально считать местом погребения Кузьмы Минина.

Однако у исследователей есть на этот счёт некоторые сомнения. Существует предположение, что в Михайло-Архангельском соборе хранится прах совершенно иного человека, а останки прославленного героя до сих пор остаются в земле на том месте, где был разрушенный храм. Там теперь построено здание Нижегородской администрации и Городской думы, так что провести раскопки и подтвердить или опровергнуть сию гипотезу уже невозможно.

Благодарность потомков

После смерти Минина остался его сын Нефёд, который служил в Москве стряпчим — мелким чиновником в одном из государевых приказов. Помня заслуги отца, специальной грамотой закрепил за ним право вотчинного владения селом Богородским в Нижегородском уезде. Ему же принадлежал и участок на территории Кремля в Нижнем Новгороде.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский защитили Россию, и благодарные потомки в 1818 году установили в Москве памятник этим истинным патриотам своей Родины. Его автором был выдающийся скульптор И. П. Мартос, а создавался он на добровольные пожертвования граждан. Первоначально планировалось установить монумент в Нижнем Новгороде — колыбели но впоследствии решили перенести его в столицу, так как подвиг этих людей по своему масштабу выходит далеко за рамки одного города.

Летом 1611 г. после захвата Смоленска поляками и проникновения шведов в Новгород положение стало особенно тяжёлым. Стране угрожали политический распад и потеря национальной независимости. Население, особенно в центральных уездах, было разорено и вымирало от голода и болезней. Крестьяне, спасаясь от насилий интервентов, бросали дома и скрывались в лесах. Многолюдные посады пустели, торговля замерла.

Осенью 1611 г. поднимается новая, более мощная волна национально-освободительного движения. Центром его снова оказался Нижний Новгород. Движение зародилось в посадской среде. Организатором народных сил явился земский староста Кузьма Минин. По его призыву в Нижнем Новгороде начало формироваться второе ополчение.

Организация ополчения, требовавшая крупных расходов, сразу была поставлена Кузьмой Мининым на прочное материальное основание. Помимо добровольных взносов, был установлен обязательный оклад в размере одной пятой от общей стоимости имущества. Сбор средств давал возможность приступить к созданию крупных военных сил. Для руководства военными делами требовался военачальник, который соединял бы опытность в ратных делах с преданностью и верностью своему народу.

По предложению Кузьмы Минина военачальником был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Пожарский в «смутные годы», когда боярская знать показала себя политически неустойчивой, не проявлял никаких колебаний в своём отношении к польским захватчикам. В 1608 г. он наголову разбил польский отряд, пытавшийся захватить Коломну, а весной 1611 г. был в рядах восставших москвичей и сражался до тех пор, пока, обессиленный от полученной раны, не был увезен из Москвы. Минин и Пожарский стали организаторами и руководителями второго ополчения.

Ядро ополчения первоначально состояло из посадских и мелких служилых людей Нижнего Новгорода и крестьян близлежащих уездов. Грамоты с призывом подняться на борьбу за освобождение Москвы быстро распространились среди населения Поволжья и за его пределами. Одними из первых на этот призыв откликнулись мелкие смоленские, вяземские и другие помещики из западных уездов, изгнанные поляками из родных мест. Затем поднялось население городов Верхней Волги. К Нижнему Новгороду присоединились и районы, лежащие по Оке и за ней. Таким образом, народное ополчение становилось общерусским делом. К ополченцам, основное ядро которых составляли посадские люди северных городов и черносошное, крестьянство, присоединились и широкие круги дворянства. Наряду с русскими в ополчении приняли участие татары, мордва, чуваши, мари и удмурты. В начале 1612 г. ополчение насчитывало в своих рядах от 20 до 30 тыс. человек.

К этому времени польский гарнизон в Москве был усилен, а казацкие отряды, стоявшие под Москвой, вместо того чтобы объединиться с народным ополчением, вели переговоры с новым самозванцем, объявившимся в Пскове. На северо-западной окраине Русского государства хозяйничали шведы. Общая обстановка не позволяла немедленно начать поход на Москву.

Из Нижнего Новгорода второе ополчение двинулось в конце февраля 1612 г. в Ярославль. Переход в область Верхнего Поволжья позволил ополчению вобрать в себя действовавшие там ещё с 1608 г. многочисленные партизанские отряды, состоявшие из посадских людей и крестьян. Население сёл и городов выходило встречать ополченцев, передавало им собранные деньги и припасы. Ряды ополченцев непрерывно пополнялись добровольцами. Ополчению предоставило свои богатые экономические ресурсы не разорённое интервентами Поморье.

Народное ополчение простояло в Ярославле с апреля по август 1612 г. За это время было закончено военное устройство ополчения и создана общегосударственная власть - «земское» правительство. Новое правительство состояло «из всяких чинов выборных людей» от всех городов. В него вошли представители дворянства, посада и отчасти крестьян («уездных людей»). В нём почти не было высшей феодальной знати; совсем отсутствовали представители крепостного крестьянства. Были восстановлены и органы центрального управления - приказы.

Руководителям второго ополчения пришлось заниматься в Ярославле и вопросами внешней политики. Пожарский в тактических целях вёл переговоры со шведами о принятии шведского королевича, но одновременно укреплял города на пути движения шведов. Ему удалось удержать шведов от выступления против ополчения и тем самым обеспечить возможность развёртывания борьбы с главным врагом - польскими захватчиками. Дипломатические способности Пожарского проявились также и в умелом использовании возникших противоречий между Польшей и австрийскими Габсбургами. В результате этих дипломатических переговоров и Габсбурги и Швеция не препятствовали действиям второго ополчения.

К концу 1612 г. власть правительства народного ополчения распространилась уже на половину территории государства. Территория, занятая врагами, освобождалась при участии местного населения. Крестьяне, вооружённые топорами, вилами, беспощадно уничтожали захватчиков, рыскавших по деревням в поисках продовольствия. Всюду в тылу врага действовали крестьянские партизанские отряды.

В то время, как ополчение укрепляло свои силы, среди казачества, стоявшего под Москвой, началось разложение. Некоторые атаманы «отъехали» в Ярославль и присоединились к ополчению. Заруцкий выступил против Пожарского и организовал покушение на его жизнь, окончившееся неудачей. Авантюрист Заруцкий пошёл на сговор с интервентами. Часть казаков с Трубецким во главе поддержала второе ополчение.

Интервенты, обеспокоенные успехами ополчения, обратились к Сигизмунду III с просьбой о помощи. Летом 1612 г. последний направил в Москву значительные силы наёмников под командой гетмана Ходкевича. К этому времени Заруцкий с частью казаков ушёл к Ходкевичу.



Copyright © 2023 Медицинский портал.