Восстание Черниговского полка.Декабристы в Мотовиловке. Декабристы

Южное общество и соединившееся с ним Славянское общество напряженно ожидали восстания. Южные декабристы узнали о смертельной болезни императора Алекс-

андра I раньше, чей в Петербурге. Фельдъегери из Таганрога в Варшаву проезжали через южную станцию Умань и сообщили декабристу Волконскому, что император при смерти. Кроме того, южане раньше узнали и о доносах на тайное общество, поданных покойному императору. Было ясно, что в сложившейся обстановке междуцарствия обязательно произойдет выступление тайного общества. По принятому еще ранее решению, первым должен был выступать Петербург. И лишь после сигнала из Петербурга, при известии, что восстание в столице не разбито, а имеет хотя бы первый успех, должны были выступить южные войска. В обстановке междуцарствия Постель и его товарищи напряженно ждали вестей с севера. Но вести не приходили. Было решено, что Постель и Барятинский при первом известии о столичном восстании выедут в Петербург и восстание на юге пойдет под руководством Сергея Муравьева-Апостола. Сведения о доносах заставляли предполагать возможность арестов. Сергей Муравьев-Апостол стоял на той точке зрения, что начало арестов само по себе является сигналом к восстанию. «Если хотя бы один член будет взят, я начинаю дело»,- писал Сергей Муравьев-Апостол Пестелю.

Ожидая событий, Постель позаботился о сохранности «Русской Правды»: ее укрыли в местечке Немирове, у майора Мартынова, затем в Кирнасовке, у братьев Бобрищевых-Пушкиных и Заикина. Конституционный проект должен был понадобиться: его, по планам декабристов, надо было публиковать во всеобщее сведение в начале восстания и поэтому надо было сохранить его любой ценой.

В этот напряженный момент «Русскую Правду» приходилось не только скрывать от правительства, но и беречь от представителей правого течения. Охладевший к обществу Юшневский настойчиво требовал уничтожения «Русской Правды». «Я важную вещь имею вам сообщить,-говорил спешно прискакавший от него в Кирнасовку доктор Вольф,- скорее велите сжечь бумаги Пестеля» Но Бобрищевы-Пушкины решили, что «крайней опасности еще нет» и отказались уничтожить ру-

копись; однако для успокоения Юшневского и его сторонников распустили слух, что уже сожгли «Русскую Правду». Ночью они зарыли её недалеко от Кирнасовки «под берег придорожной канавы». Она была вырыта лишь в 1826 -г. во время следствия над декабристами.

Но весть о столичном восстании все не приходила. Напряженность ожидания возрастала. И именно в этот момент в жизни Южного тайного общества произошло неожиданное событие, подорвавшее его планы. Начальство вытребовало Пестеля из Линцов в Тульчин, где находился штаб II армии. Хотя приказ предписывал явку в Тульчин всем полковым командирам. Постель и друг его Лорер, не покидавший его в те дни, чувствовали что-то недоброе. «Чуя приближающуюся грозу, но не быв уверены совершенно в нашей гибели, мы долго доискивались в этот вечер какой-нибудь задней мысли, дурно скрытого намека в приказе по корпусу, но ничего не нашли особенного, разве то, что имя Пестеля было повторено в нем 3 раза»,- пишет в своих «Записках» декабрист Лорер. Постель решил не ехать и сказал бригадному командиру: «Я не еду, я болен... Скажите Киселеву, что я очень нездоров и не могу явиться» (Пестель действительно был нездоров в тот момент). В эту тревожную ночь на 13 декабря Пестель то принимал, то вновь отбрасывал какое-то решение. В нем шла глухая внутренняя борьба. Только Лорер ушел от Пестеля, узнав о его решении не ехать в Тульчин, как к нему спешно - уже ночью-прибежал «пестелев человек» с известием, что полковник опять передумал и в Тульчин едет. «Не постигая таких быстрых перемен, я наскоро оделся и побежал к полковнику... Он был уже одет по-дорожному и коляска его стояла у крыльца... «Я еду... Что будет, то будет»,-встретил он меня...»

Решив ехать, Пестель взял с собой яд. В протоколе следственного комитета записано: «Яд взял он с собой для того, чтобы, приняв оный, спасти себя насильственной смертью от пытки, которой опасался».

Видимо, Пестель обдумывал вопрос о сигнале к восстанию. Отказ ехать в Тульчин был бы открытым вызовом штабу, был бы равносилен даче сигнала. Но было еще рано. Во-первых, предположения об аресте могли

оказаться неосновательными. Во-вторых, вестей из Петербурга еще не приходило. Пестель предупредил Лорера, что, может быть, пришлет ему с дороги записку, и попрощался с ним. «...Мы обнялись, я проводил его до коляски и, встревоженный, возвратился в комнату... Свечи еще горели... Кругом была -мертвая тишина. Только гул колес отъехавшего экипажа дрожал в воздухе» .

13 декабря при въезде на Тульчинскую заставу Постелю передали приказ дежурного генерала II армии Байкова немедленно явиться к нему. Пестель повиновался. Байков объявил его арестованным и поместил у себя на квартире, приставив караул. По случаю болезни к нему допустили доктора Шлегеля - члена тайного, общества. На квартире Байкова виделся с ним и Волконский. «Не падайте духом»,- сказал он Постелю по-французски (Байков не понимал французского языка). «Будь спокоен, я ни в чем не сознаюсь, хотя бы в кусочки меня изорвали,- спасайте только «Русскую Правду»,- отвечал ему Пестель» .

Пестеля не сразу отвезли в Петербург, он оставался на юге под арестом до 26 декабря -14 дней. Все это время на вопросы следствия он отвечал полным отрицанием, утверждая свою непричастность к какому бы то ни было тайному обществу.

Почему Пестель не отдал приказа о начале выступления? Он мог это сделать.

На этот вопрос ответить трудно. Правдоподобнее всего такой ответ: сначала он не отдал приказа о восстании, потому что ждал вести о начале восстания в Петербурге. Лишь 23 декабря Пестель, уже будучи под арестом, узнал о восстании 14 декабря. Но это была весть не о.начале восстания, а о поражении восстания. Пестель всегда считал, что восстание на юге не имеет самостоятельного значения. Оно было нужно только для поддержки восстания в столице. Брать в руки власть можно только в Петербурге. Восстания на местах имели, по его мнению, значение лишь как поддержка восстания в центре. Но поддерживать было уже нечего. Восстание было разгромлено. Планы рухнули. Видимо,

именно поэтому Пестель так и не отдал приказа о выступлении. Конечно, ему нужна была весть не просто о победившем восстании, а хотя бы о начавшемся и продолжающемся, еще не побежденном восстании. Но крах восстания был для него ясен.

Самыми деятельными членами Южного общества, в руках которых после ареста Пестеля оставалось большое число организационных нитей, были руководители Васильковской управы - Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин. Членам тайного общества было необходимо послать в столицу своего гонца для связи в столь ответственный момент. Сергей Муравьев-Апостол со своим братом Матвеем выехали 24 декабря из Василькова в Житомир к корпусному командиру генералу Роту под предлогом поздравления его с праздником; настоящей же причиной была необходимость выхлопотать у корпусного командира отпуск другу Муравьева-Апостола - Бестужеву-Рюмину, поручику Полтавского полка, стоявшего в тот момент в Бобруйске. Бестужев-Рюмин приехал для этого к Муравьеву-Апостолу в Васильков. Именно он намечался связным в столицу. Бывшим семеновским офицерам в армии отпусков не давали, и получить его для Бестужева Сергей Муравьев-Апостол надеялся только в порядке исключения (был и предлог: у Бестужева-Рюмина в Москве только что умерла мать, и ему нужно было повидаться с отцом). При въезде в Житомир Муравьевы-Апостолы узнали важнейшую для них весть: 14 декабря в Петербурге произошло восстание. Им сообщил об этом сенатский курьер, развозивший присяжные листы. Это известие было бы бесспорным сигналом к южному восстанию, если бы речь шла о восстании, еще не подавленном. Но курьер сообщал не вообще о восстании, а о разгроме восстания правительством Николая I.

Правда, Сергей Муравьев-Апостол и ранее всегда расходился с Постелем в оценке места восстания. Он полагал, что начинать можно и не в столице, а в любом месте. Тем не менее в создавшейся обстановке сразу принять решение было трудно. Сергей Муравьев-Апостол колебался. Из Житомира оба брата поехали в Троянов, оттуда- в Любар к Артамону Муравьеву, члену Южного общества, командиру гусарского Ахтырского

полка, который давно обещая поднять свой полк первым в начале восстания. Кавалерийские войска были особенно нужны для восстания. Артиллерией Южное общество располагало: большинство «славян» были артиллеристами. Черниговский же полк был пехотным; кавалерийским прикрытием артиллерии должен был командовать Артамон Муравьев. Но разгром столичного восстания спутал все карты: большинство членов Южного общества стало отказываться от выступления. Предложение Муравьева-Апостола не встретило поддержки.

Тем временем в Василькове события приняли новый оборот.

25 декабря был день полкового праздника, совпадавший с рождеством; по этому случаю командир Черниговского полка Гебель давал бал. Среди многочисленных военных, чиновников и членов их семей на балу присутствовали и командиры 2-й и 3-й мушкетерских рот Черниговского полка - Соловьев и Щепило, решительные и жаждавшие действия члены Общества соединенных славян. Внезапно на балу появились два прискакавших во весь опор жандарма; они привезли Гебелю приказ об аресте и опечатании бумаг подполковника Сергея Муравьева-Апостола и его брата Матвея. Бумаги Сергея Муравьева были немедленно забраны при обыске у него на квартире, где в то время находился и Бестужев-Рюмин.

Сейчас же после обыска на квартиру Сергея Муравьева пришли узнавшие о приезде жандармов члены Общества соединенных славян - офицеры Черниговского полка И. И. Сухинов, А. Д. Кузьмин, М. А. Щепило и В. Н. Соловьев. Они почувствовали, что настал момент неизбежного выступления, иного выхода они не видели. Первым решением «славян» было арестовать немедленно командира полка Гебеля, собрав для этого преданных солдат. Но по случаю рождества солдаты были отпущены и разбрелись по деревням; немедленно собрать их было невозможно. Решено было, что Бестужев-Рюмин помчится в Житомир, приложи г все усилия, чтобы обогнать поскакавших туда с Гебелем жандармских офицеров, и предупредит Сергея Муравьева-Апостола об обыске и грозящем аресте. «Славяне» же в это время взялись подготовить восстание. С их стороны не было по этому вопросу никаких колебаний: они всегда стояли на точке зрения

целесообразности восстания даже при условии разгрома выступления тайного общества в столице. «Славяне» предполагали, что, подняв восстание в военных частях, состоявших под их командой, и в частях, находившихся под командой членов Южного общества, можно будет захватить Киев. Испанская революция тоже началась на окраине государства. Сдаваться без боя «славяне» не хотели и, по-видимому, надеялись, что выступление на Украине еще может оказаться призывом к новому восстанию. По свидетельству «Записок» Общества соединенных славян, мысль о восстании подало «славянам» именно «известие о неудачном происшествии 14 декабря в Петербурге: зная несчастные следствия оного, они хотели произвести новое восстание на юге и тем спасти тайное общество от конечной гибели».

Действительно, Бестужеву-Рюмину удалось обогнать жандармов, настичь С. Муравьева-Апостола с братом в Любаре у Артамона Муравьева и сообщить им о готовящемся аресте.

27 декабря братья Муравьевы выехали из Любара на Паволочь. Сергей Муравьев, по собственному признанию, хотел доехать до своего полка и, «скрывшись там, узнать все обстоятельства... и по сим известиям решаться уже на что-нибудь».

Доехав до деревни Трилес, где находилась квартира командовавшего 5-й ротой Черниговского полка поручика Кузьмина (члена Общества соединенных славян), братья остановились. Бестужев-Рюмин направился в соседний Алексопольский полк, на который имел большое влияние бывший командир, находившийся еще при полку, Повало-Швейковский, член Южного общества, обещавший оказать решительную поддержку восстанию. Из Трилес в тот же вечер С. Муравьев-Апостол послал в Васильков записку членам Общества соединенных славян - Кузьмину, Соловьеву и Щепило с просьбой приехать немедленно в Трилесы и обсудить положение.

Гебель с жандармами мчался между тем по следам Муравьевых-Апостолов, не находя их ни в Житомире, ни в Любаре. По дороге он съехался с жандармом Лангом, имевшим приказ арестовать Бестужева-Рюмина. Остановившись в Трилесах, Гебель пошел на квартиру поручика Кузьмина погреться и узнать, не проезжали ли здесь Муравьевы, и... застал там обоих Муравьевых. Они не

оказали сопротивления при аресте, сдали оружие. Наступало утро.

Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества. С этой целью они послали из Василькова гонца для извещения этих полков о начале восстания; гонцом был избран член Общества соединенных славян Андреевич 2-й. Узнав о восстании в Петербурге, он сам приехал 26 декабря в Васильков из Киева, где состоял при арсенале, и отправился сразу в Радомысль - к члену тайного общества полковнику Повало-Швейковскому-поднимать на восстание Алексопольский полк.

Тем временем, получив записку С. Муравьева, все четыре члена Общества соединенных славян-Кузьмин, Щепило, Сухинов и Соловьев - бросились в Трилесы. Они быстро заручились согласием стоявших в карауле солдат освободить арестованных Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов. Нет сомнения, что «караул» был распропагандирован ими раньше. С помощью караульных солдат они с оружием в руках освободили из-под ареста Муравьевых, ранили Гебеля. В этих условиях Сергей Муравьев, освобожденный из-под ареста, принял решение начать восстание. Дата его начала-утро 29 декабря 1825 г.

Маршрут восстания сложился следующим образом: первой восстала 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах. Вечером того же 29 декабря она пришла в деревню Ковалевку, где соединилась с другой ротой того же полка - 2-й гренадерской. Ранним утром 30 декабря С. Муравьев-Апостол во главе двух рот вступил в Васильков, где к нему присоединились другие -роты Черниговского полка. Полк оказался, таким образом, почти весь в сборе. Из Василькова 31 декабря после полудня восставшие войска двинулись в деревню Мотовиловку, куда пришли к вечеру. 1 января в Мотовиловке полку была объявлена дневка. Это вызвало недовольство солдат, требовавших быстрых действий. Из Мотовиловки восставшие двинулись на Белую Церковь, но, не доходя до нее, остановились в селении Пологи, откуда, еще раз, резко переменив маршрут, стали дви-

гаться к Трилесам и, пройдя деревню Ковалевку, не дойдя до Трилес, встретили отряд генерала Гейсмара, который их разбил. Таков маршрут восстания. Если взглянуть на карту местности, видно, что этот маршрут имеет приблизительную форму восьмерки. Этот зигзаг становится понятен, если с помощью документов вникнуть в мотивы изменения маршрутов. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков (что было характерно и для 14 декабря) и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания.

Движение из Трилес в Васильков было целесообразным и неизбежным: там стояла основная масса полка. Днем 30 декабря 1825 г. авангард Черниговского полка под командой Сухинова вошел в Васильков. Оставшийся на стороне правительства майор Трухин (старший в Черниговском полку после Муравьева) бросился навстречу авангарду и «начал еще издалека приводить его в повиновение угрозами и обещаниями», пишет мемуарист Общества соединенных славян, но, «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгровенно изчезло миролюбие солдат. Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, ра-

зорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». Подоспевший С. Муравьев приказал арестовать майора Трухина. Восставшие захватили город Васильков. Приехавший из Белой Церкви подпоручик Вадковский (из 17-го егерского полка) обещал С. Муравьеву поднять на восстание если не весь полк, то, по крайней мере, батальон и с этим намерением отправился в Белую Церковь, но был арестован ври въезде на заставу.

Полк собрался на площади. Полковые знамена, полковая казна - все было в руках восставших. «Собравшиеся роты были построены в густую колонну,-рассказывается в «Записках» славян.-Подошедши к ней, Муравьев приветствовал солдат и в коротких словах изложил им цель восстания... представил, сколь благородной возвышенно пожертвовать жизнью за свободу. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник».

Подъем духа достиг в Василькове особенно высокой точки. С. Муравьев позвал полкового священника Даниила Кейзера, и тот по его поручению прочел перед полком сочиненный С. Муравьевым революционный политический катехизис, который, по словам «славян», «состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого».

В революционном движении того времени (например, испанском) была распространена подобная «катехизисная» форма прокламаций, составленная из вопросов и ответов.

«Катехизис» Муравьева дошел до нас. Вот некоторые его вопросы и ответы:

«Вопрос: Какое правление сходно с законом божиим?

Ответ: Такое, где нет царей. Бог создал нас всех равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.

Вопрос: Стало быть, бог не любит царей?

Ответ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа.

Вопрос: Отчего же упоминают о царях в церквах?

Ответ: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа»

Но уже в Василькове проявилась борьба двух направлений в руководстве восстанием: штаб восстания состоял из четырех офицеров-«славян» (Сухинова, Щепило, Кузьмина и Соловьева), с одной стороны, и Сергея Муравьева-Апостола, его брата Матвея и Бестужева-Рюмина - с другой. «Славяне» стояли за немедленное, быстрое, решительное действие и за привлечение на сторону военного восстания крестьян. Муравьев-Апостол и его сторонники придерживались выжидательной тактики. С. Муравьев медлил, потому что ждал присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В Василькове славяне умоляли Муравьева немедленно идти на Киев: там были сочувствующие офицеры и распропагандированные «славянами» части (например, пропаганду среди рабочих арсенала вел Андреевич 2-й); этот план имел некоторые реальные основания. Но С. Муравьев не решился принять этот план и предпочел выжидать. Осколок замысла «славян»-идти на Киев-видев в небольшой уступке Муравьева: он послал в Киев офицера Мозалевского с записками к «верным людям» и с экземплярами цитированного выше революционного «катехизиса» для распространения в народе.

Позже (в 1861 г.) член Общества соединенных славян Горбачевский, который «всегда... жалел о проигранном» и этого никогда не мог забыть, писал из Сибири своему другу Михаилу Бестужеву: «[С.] Муравьев-Апостол заразился петербургскою медленностью... когда славяне отбили его и вырвали из когтей арестовавших его, эти же славяне упрашивали его и умоляли идти в один переход и упасть, как снег на голову, на Киев, и взять его; тем более, там была бригада в карауле, с готовыми членами тайного общества, ожидавшими его» .

Движение из Василькова на Мотовиловку имело своей целью Брусилов, место, которое С. Муравьев-Апостол, веря в присоединение других полков, полагал удобным сборным пунктом для восставших войск: в том же районе стояли Алексопольский полк и уже упомянутый гусарский Ахтырский, на которые С. Муравьев продолжал рассчитывать. В случае удачи Муравьев предполагал идти дальше, на Житомир, вокруг которого были расположены

воинские части под командой членов Общества соединенных славян. Но в Мотовиловке новые полки не присоединились. Положение становилось тревожным. Бестужев-Рюмин, посланный для связи с Алексопольским полжом, принес самые неутешительные вести: член Южного общества Повало-Швейковский отказался принять участие в восстании. С. Муравьев переменил маршрут и направился на Белую Церковь, где стоял 17-й егерский полк, в котором был верный человек-член Южного общества офицер А. Ф. Вадковский, приезжавший во время восстания к Муравьеву в Васильков и обещавший поднять свой полк. Но Муравьев не знал, что при возвращении из Василькова в Белую Церковь Вадковский был арестован.

В Мотовиловке произошел резкий перелом настроения солдат, не понимавших смысла дневки во время восстания и тревожившихся за исход дела. Бегство ряда офицеров восставшего полка также произвело на солдат тяжелое впечатление., «Славяне» разделяли их волнение и недовольство, но всеми силами поддерживали дисциплину и единство в восстании.

В Мотовиловке декабристы имели случай убедиться в сочувствии крепостных крестьян. Восставший полк проходил по землям графини Браницкой, крупнейшей помещицы края. Крестьяне в ее селениях находились в самой бедственном положении. Слухи о цели восстания - отмене крепостного права - быстро распространялись по деревням; крестьяне приходили к Муравьеву, желали успеха. Некоторые из них шли в обозе восставшего полка.

«Славяне» вели агитацию среди крестьян, читали и объясняли им революционный «катехизис». Через некоторое время после восстания декабристов в том же районе развилось сильнейшее брожение в крестьянской массе, и связь между тем и другим, несомненно, была.

Подойдя к деревне Пологи, восставший полк остановился. По настоянию. Сухинова была сделана рекогносцировка. Оказалось, что 17-го егерского полка в Белой Церкви уже нет: он двинулся совсем по иному маршруту - на Сквиру (начальство знало о противоправительственных настроениях в полку и поспешило удалить его от опасного места). Пришлось ухватиться за последний, уже совсем несбыточный план: идти на соединение со «славянами» к Житомиру. Но Житомир был в стратегическом смысле глухим углом, приход туда не сулил никаких перспектив.

Восставшие опять направились через Ковалевку к Трилесам - исходному пункту восстания.

Около Ковалевки Черниговский полк встретил отряд генерала Гейсмара, высланный правительством для усмирения восстания. С. Муравьев был уверен, что отряд перейдет на сторону восставших; уверенность эта передалась и солдатам. Но первые залпы картечи разрушили эту иллюзию. С. Муравьев был ранен в голову картечью. В последний момент вспыхнуло солдатское возмущение. «Обмавщик!»-крикнул рядовой 1-й мушкетерской роты, бросаясь на С. Муравьева. Соловьев закрыл собой Муравьева и этим спас его.

На месте восстания остались убитые - в их числе крестьяне, шедшие за полком в его обозе, и три офицера. Со стороны правительственных войск убитых и раненых не было. Было арестовано 869 солдат и пять офицеров восставшего Черниговского полка. Брат Муравьева-Апостола Ипполит, только что прибывший из Петербурга вестником северного восстания, застрелился на поле боя. Щепило был убит. Сухинов бежал. Сергей Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин были арестованы на поле боя с оружием в руках. Раненый Кузьмин скрыл в рукаве пистолет и застрелился в первой корчме, где остановился его конвой.

Члены Славянского общества пытались оказать всяческую поддержку восстанию. Всюду, где они были,- в Житомире, Новоград-Волынске, деревне Барановке, Кузьмине, Старо-Константиновке-они всеми силами стремились поднять восстание в других частях на помощь Черниговскому полку. Особенно много усилий приложили к этому Андрей и Петр Борисовы, Андреевич 2-й, Бечаснов, Иванов, но попытки их не дали результатов. Члены

Южного общества - командиры полков - не соглашались выступать в создавшемся положении (ведь восстание в Петербурге было разгромлено! -они это знали). Попытки «славян» действовать через голову командиров не имели успеха: «славян»-офицеров никто не знал, и голос их не имел авторитета.

Попытка прапорщика С. Трусова, члена Славянского общества, поднять восстание в Полтавском полку - самое позднее по времени усилие «славян» осуществить революционный замысел; она относится уже к февралю 1826 г. Трусов действовал вместе с подпоручиком Полтавского

полка Емельяном Троцким. Во время смотра Трусов выбежал перед первым батальоном с обнаженной шашкой, крича солдатам: «Ребята! Бросайтесь в штыки, найдем вольность и независимость! У нас государь не есть государь Николай Павлович, а тиран!» Но на призыв никто не откликнулся. Оба участника были арестованы и заключены в Бобруйскую крепость.

Записки декабриста Н. И. Лорера, с. 83-84.

Записки декабриста Н. И. Лорера, с. 84.

Восстание декабристов. М., 1953, т. 10, с. 138; ср.: с. 141 (дело С. Г. Волконского).

Восстание декабристов. М.; Л 1929, т. 6, с. 128-129.

Записки и письма декабриста И. И. Горбачевского. М., 1925, с. 361

Одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 - 3 января 1826 г (10-15 января 1826 г н. ст.) в Черниговском полку, расквартированном в Киевской губернии.

Восстание было организовано Южным обществом. После известия о восстании в Петербурге командующий полком распорядился арестовать подполковника С. И. Муравьёва-Апостола, связанного с заговорщиками. 29 декабря офицеры полка Кузьмин, Соловьёв, Сухинов и Щепилла освободили Муравьёва-Апостола в селе Трилессы и на другой день, 30 декабря, вступили в город Васильков, где захватили всё оружие и полковую казну. 31 декабря перед строем был оглашён «Православный катехизис» - прокламация восставших, составленная Муравьёвым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым.

Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками; Сергей Муравьёв-Апостол был тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен.

Верховный уголовный суд определил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», повесить (приговор приведён в исполнение в Петербурге 13 (25) июля 1826 г, вместе с ними казнены через повешение лидеры Северного общества Рылеев и Каховский, а также руководитель Южного общества Пестель), офицеры Соловьёв, Сухинов, Быстрицкий и Мозалевский приговорены к пожизненной каторге. Над могилами погибших Ипполита Муравьёва-Апостола, Кузьмина и Щепиллы не было велено ставить памятников, а вместо этого их имена были прибиты к символической виселице. 100 человек из солдат и нижних чинов подвернуты телесным наказаниям, 805 человек переведены на Кавказ.

После восстания полк был переформирован.

Впоследствии ряд участников восстания возглавили заговор на Зерентуйской каторге (Зерентуйский заговор).

Пушкин планировал повесть о восстании, написал небольшой пролог о прапорщике, едущем «в местечко В.» (Васильков) в мае 1825 года (текст известен как «Записки молодого человека»). не дай нам бог увидеть русский бунт бессмысленный и беспощадный

не дай нам бог увидеть русский бунт бессмысленный и беспощадный

Литература

· Андреева Л. Восстание Черниговского полка. (Декабристы на Украине). - «Пламя», Харьков, 1925,

· Н. М. Дружинин Восстание Черниговского полка//Очерки истории движения декабристов. Издательство политической литературы, 1954.

· Оксана Ивановна Киянская Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка 29 декабря 1825-3 января 1826 г. Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 1997 ISBN 978-5-7281-0004-1

· Восстание Черниговского полка в показаниях участников. - журнал Красный Архив. 1925.

В Черниговском полку , расквартированном в Киевской губернии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Восстание было организовано Южным обществом декабристов. После известия о восстании в Петербурге командир полка лично арестовал подполковника С. И. Муравьёва-Апостола , связанного с заговорщиками. 29 декабря офицеры полка Плеханов (Кузьмин), Соловьёв, Сухинов и Щепилло освободили Муравьёва-Апостола в селе Трилесы , при этом совершив нападение на арестовавшего его командира полка - полковника Густава Ивановича Гебеля . Когда Гебель отказался не только освободить братьев Муравьевых, но и объяснить причины их ареста, участники заговора нанесли ему 14 штыковых ран. Впоследствии полковнику Гебелю, чьи раны оказались не опасны для жизни, удалось спастись. Воспользовавшись оплошностью бунтовщиков он, с помощью рядового 5-й роты Максима Иванова и - ряда знакомых и доброжелателей, сумел добраться до дома.

    Ход восстания

    30 декабря, восставшие вступили в город Васильков , где захватили всё оружие и полковую казну. Полковая казна составляла около 10 тыс. руб. ассигнациями и 17 тыс. руб. серебром. 31 декабря декабристы заняли Мотовиловку, где перед строем был оглашён «Православный катехизис» - прокламация восставших, составленная Муравьёвым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым . Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир , стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян , но - избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, - повернули на Белую Церковь . Гренадёрской роте под командованием капитана Козлова в полном составе удалось ускользнуть от восставших. При занятии Ковалёвки офицерами была уничтожена революционная переписка, а солдат полка уже с трудом удавалось держать в повиновении.

    Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненый в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Последний, вонзив штык в брюхо лошади, проговорил: „вы нам наварили каши, кушайте с нами“», - сообщал в Петербург один из военных следователей, граф Георгий Ностиц. Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетерской роте. Ударил же он штыком лошадь командира, решив, что тот хочет ускакать, скрыться от ответственности. «Нет, ваше высокоблагородие, и так мы заведены вами в несчастие», - такими, по другим источникам, были слова Буланова .

    Последствия восстания

    Пленные мятежники содержались в Ковалёвке под прицелами 2 заряженных картечью орудий, окружённые пехотой генерала Гейсмара.

    Верховный уголовный суд по делу декабристов приговорил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение в Петербурге 13 (25) июля 1826 года. Вместе с ними казнены лидеры Северного общества Рылеев и Каховский , а также руководитель Южного общества Пестель . Офицеры Соловьёв , Сухинов , Быстрицкий и Мозалевский были приговорены к пожизненной каторге. Погибших Ипполита Муравьёва-Апостола, Щепилло и Кузьмина похоронили в общей могиле. Над ней не велено было ставить памятников, а вместо этого их имена были прибиты к символической виселице . Все захваченные в плен мятежники были лишены чинов и, кроме тяжело раненых, подвергнуты телесному наказанию - пропущены сквозь строй. 805 человек переведены рядовыми солдатами на

    ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ

    вооруж. выступление декабристов на Украине 29 дек. 1825 - 3 янв. 1826; явилось последним этапом деятельности Южного общества. Будучи составной частью ранее разработанного плана гос. переворота, Ч. п. в., после ареста 13 дек. П. И. Пестеля и поражения северян 14 дек. в Петербурге, имело целью спасти положение и способствовать осуществлению замыслов декабристов (захват Москвы и Петербурга, свержение самодержавия и создание под Киевом укрепленного лагеря для борьбы с контрреволюцией). Подготовка восстания была начата еще в нояб. 1825. 24 дек. С. И. Муравьев-Апостол выехал из Василькова для оповещения членов об-ва - командиров полков о скором выступлении. 25 дек. в Житомире он узнал о поражении в Петербурге и решил немедленно начать восстание. Однако командиры полков - декабристы А. З. Муравьев, В. К. Тизенгаузен и И. С. Повало-Швейковский проявили малодушие и не выполнили его распоряжения. По пути в Васильков Муравьев-Апостол 29 дек. был арестован в с. Трилесы, но в тот же день освобожден офицерами Черниговского полка А. Д. Кузьминым, В. Н. Соловьевым, И. И. Сухиновым и М. А. Щепиллой. 30 дек. Муравьев-Апостол с 2 ротами вступил в Васильков, где к нему присоединились еще 3 роты. Утром 31 дек. перед строем восставших была прочитана революц. прокламация "Православный катехизис", призывавшая к вооруж. выступлению для освобождения народа от ига тирании. Восставшие двинулись на г. Брусилов, к ним присоединилось еще ок. 2 рот Черниговского полка, но соединиться с др. частями, где служили декабристы, не удалось. Правительств. войска перекрыли дорогу на Житомир и восставшим пришлось повернуть на Белую Церковь. Но присоединить 17-й егерский полк не удалось, Муравьев-Апостол попытался пробиться к Житомиру на соединение с полками 8-й пех. дивизии. 3 янв. у д. Устимовки Черниговский полк был встречен правительств. войсками, к-рые открыли арт. огонь. После залпов картечью в упор черниговцы дрогнули и были окончательно разбиты кавалерией. С. И. Муравьев-Апостол был тяжело ранен, Щепилла убит, Кузьмин и И. И. Муравьев-Апостол застрелились. По приговору Верх. суда руководители восстания С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин были повешены, офицеры Соловьев, Сухинов, Быстрицкий, Мозалевский приговорены к пожизненной каторге. Св. 100 унтер-офицеров и солдат подвергнуты телесным наказаниям, 805 чел. переведены на Кавказ. Полк был сформирован заново.

    Источн.: Восстание декабристов. Мат-лы, т. 4, 6, 8, 9, 10, 11, М.-Л., 1925 - 54; Вадковский P. P., Белая Церковь, в кн.: Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х гг., т. 1, М., 1931.

    Лит.: Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 2, М., 1955; Порох И. В., Восстание Черниговского полка, в кн.: Очерки из истории движения декабристов, М., 1954.

    И. В. Порох. Саратов.


    Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

    Смотреть что такое "ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ" в других словарях:

      Вооруженное выступление декабристов на юге России 29.12.1825 3.1.1826. Организаторы и руководители С. И. Муравьев Апостол и М. П. Бестужев Рюмин. Св. 1000 участников. Началось в с. Трилесы, был взят г. Васильков. Разгромлено в районе Белой Церкви … Большой Энциклопедический словарь

      ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ, вооружённое выступление, организовано членами Южного общества декабристов на территории Киевской губернии 29.12.1825 3.1.1826. Руководители С. И. Муравьёв Апостол и М. П. Бестужев Рюмин. Св. 1000 участников.… … Русская история

      Вооруженное выступление декабристов на юге России 29 декабря 1825 3 января 1826. Организаторы и руководители С. И. Муравьёв Апостол и М. П. Бестужев Рюмин. Свыше 1000 участников. Началось в селе Трилесы, был взят г. Васильков. Разгромлено в… … Энциклопедический словарь

      Вооруженное выступление декабристов на Украине 29 декабря 1825 3 января 1826, последний этап деятельности Южного общества декабристов (См. Южное общество декабристов). Будучи составной частью плана государственного переворота, имело целью … Большая советская энциклопедия

      Карта восстания Восстание Черниговского полка одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступл … Википедия

      Восстание Черниговского полка - О неудачном восстании в Петербурге членам Южного общества стало известно 6 января 1826 г. В это время аресты на юге продолжались, угрожая полным разгромом и этой организации. Ближайшие единомышленники Пестеля, руководители Васильковской управы… … Всемирная история. Энциклопедия

      Карл Кольман. Восстание декабристов … Википедия

      Карл Кольман. Восстание декабристов Восстание декабристов закончившаяся неудачей попытка государственного переворота. Состоялась в Санкт Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года. От предыдущих попыток захвата власти… … Википедия

      Василий Перов «Суд Пугачёва» (1879), Русский музей, Санкт Петербург Крестьянская война 1773 1775 годов (Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под… … Википедия

    Книги

    • Южный бунт: Восстание Черниговского пехотного полка , Киянская Оксана Ивановна. Книга посвящена одному из самых трагичных эпизодов движения декабристов - восстанию Черниговского пехотного полка. Привлекая новые архивные материалы, автор анализирует состояние тайных…

    Схожі матеріали

      Западноукраинские земли в составе Австрийской империи в конце XVIII - первой половине XIX в.

    Содержание: 1. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель. 2. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX века. 3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев. 4. Украинские национальные и общественно-политические движения на западноукраинских землях во второй половине XIX столетия. 4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи. 4.2. Москвофильство (русофильство). 4.3. Народовцы. 4.4. «Просвещение» 4.5. Радикалы.

    1. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель 8 февраля 1867 г. в результате переговоров австрийского правительства с лидерами венгерских политических партий была создана Австро-Венгерская империя. 21 декабря 1867 г. император Франц Иосиф I утвердил австро-венгерское соглашение и конституцию. Австрийская империя была превращена в двуединое(дуалистическую) государство , получившее название Австро-Венгерской империи. Венгрия обрела политическую и административную автономию, она имела собственное правительство и парламент - сейм.

    Некоторые изменения произошли и в положении западноукраинских земель, входивших в состав империи. Хотя Галичиной руководил австрийский наместник из числа польских магнатов, край получил ограниченную автономию. Еще в 1861 г. во Львове начал свою работу Галицкий областной сейм. Преимущество в нем получили польские помещики и предприниматели, но избирательное право (право избирать и быть избранным в Галицкий сейм) имели и украинцы, в частности крестьяне. Имперское правительство отказалось удовлетворить давнее украинское требование - разделить Галичину на две административные единицы - украинскую (Восточная Галичина) и польскую (Западная Галиция). Как и до 1867 г. существовало «Королевство Галиции и Лодомерии».

    Внутреннее самоуправление было предоставлено также Буковине , однако доступ украинцам в Буковинский сейм был ограничен: в нем доминировали румыны и немцы.

    Закарпатье стало частью Венгрии и никакого самоуправления не получило.

    2. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX в. Несмотря на промышленный переворот, начавшийся в Австрийской империи еще в 30-х - 40-х гг., в последню треть XIX в. Австро-Венгрия оставалась одной из отсталых стран Европы с многочисленными феодальными пережитками.

    Развитие промышленности и рыночных отношений в различных областях Австро-Венгрии проходило неравномерно. Наибольшего промышленного развития достигли Чехия и Австрия, а Галичина, Буковина, Закарпатье, а также Словакия, Босния и Герцеговина и некоторые другие области ощутимо отставали в своем социально-экономическом развитии.

    Восточная Галиция, Северная Буковина, Закарпатье сохраняли < strong> аграрный характер экономики , большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Развитие экономики на западноукраинских землях все больше определялось интересами крупной фабричной промышленности западных и центральных провинций империи.

    Промышленность западноукраинских земель под властью Австро-Венгрии в последнюю треть XIX в. почти полностью находилась в руках иностранных капиталистов (немецких, австрийских, канадских). На протяжении 70-х - 80-х гг. XIX в. здесь также происходил интенсивный процесс формирования фабрично-заводской промышленности , главным образом нефтедобывающей, мукомольной, спиртоводочной, лесоперерабатывающей отраслей. На этих предприятиях стали широко применяться паровые двигатели.

    Но в экономической структуре Австро-Венгрии западноукраинским землям отводилась роль рынка сбыта готовых товаров и источника поступления сырья и рабочей силы в индустриально развитые провинции. Западная промышленность не могла выдержать конкуренции дешевых товаров и начался упадок . Имперское правительство фактически не принимало мер для развития промышленности в Западной Украине. Западноукраинским предпринимателям не предоставлялись налоговые льготы, которыми пользовались в западных провинциях. Доступ западноукраинским товарам на рынки Австро-Венгрии и соседних стран был фактически закрыт. В то же время существовали льготы для вывоза из края сырья и полуфабрикатов.

    Провозглашенная в 1848 г. крестьянская реформа , главным положением которой была отмена крепостного права , была осуществлена в 50-х гг. Правительство сделало все, чтобы потери помещиков были минимальными и чтобы они получили все необходимое для приспособления к новым условиям хозяйствования.

    После реформы Западная Украина оставалась краем помещичьих латифундий . Крупным землевладельцам, которые имели 5 и более тыс. гектаров, принадлежало более 40% всех земель. Несмотря на большие остатки крепостничества, сельское хозяйство Западной Украины во второй половине XIX в. постепенно развивалось по-рыночному: в помещичьих и богатых крестьянских хозяйствах работали вольнонаемные рабочие. К концу XIX в. на западноукраинских землях насчитывалось свыше 400 тысяч постоянно занятых и периодически наемных рабочих. Все шире применялась сельскохозяйственная техника, углублялась специализация районов.

    3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев. В конце XIX в. в сельском и лесном хозяйстве Западной Украины было занято 75% всего населения. Активная дифференциация крестьянства привела к тому, что на рубеже веков в западноукраинских землях насчитывалось почти 80% бедняцких, 15% середняцких и только 5% экономически крепких зажиточных крестьянских хозяйств. Для крестьянского землевладения этой эпохи было характерно увеличение количества крестьянских хозяйств в результате дробления, которое сопровождалось прогрессирующим уменьшением земельных наделов.

    На этой почве остро встала проблема аграрного перенаселения в западноукраинских землях и началась массовая трудовая эмиграция западных украинцев. Основными причинами массовой трудовой эмиграции стали:

    Обнищание большинства крестьян, нехватка земли, поиски спасения от голодной смерти;

    - малые заработки или полное отсутствие их;

    Страх еще не разоренных крестьян перед будущей нищетой;

    Бремя национального гнета и политического бесправия. Ища выход из критического положения, западноукраинские крестьяне начали выезжать за границу - в Канаду, США, Аргентину, Австралию, Бразилию и т.д. В конце XIX в. из Восточной Галиции и Северной Буковины эмигрировало 250 тыс. человек, а из Закарпатья - 170 тыс. В дальнейшем этот процесс имел тенденцию к росту.

    В это время также имела место и временная (сезонная) заработная эмиграция из Западной Украины в Венгрию, Румынию, Австрию, Германию, Францию, Россию. Но в целом трудовая эмиграция западных украинцев (всего до Первой мировой войны за границу выехало свыше 1 млн человек) лишь частично решала проблему аграрного перенаселения и смягчало ситуацию на селе.

    4. Украинское национальное и общественно-политическое движение на западноукраинских землях во второй половине Х IX в.

    4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи. В западноукраинских землях украинское национальное и общественно-политическое движения приобрели больший размах после конституционных реформ в Австрийской империи в 60-х гг. Эти реформы создали прочный фундамент для активизации национальной и общественно-политической жизни всех народов империи, и в частности украинского. Утверждение парламентаризма постепенно меняло общественную психологию. Массы населения с молчаливых подданных превращались в доверяющих власти, граждан. Декларирование, хоть и формальное, равенства всех народов империи пробуждало национальное достоинство - первое необходимое основание национального возрождения.

    В 60-е гг. XIX в. вследствие фактического запрета украинского языка в Российской империи усилился наплыв украинской литературы в Галичине, что значительно активизировало здесь процессы национального самоопределения. Но галицкое украинство раскололось на москвофилов и народников, которые соперничали между собой.

    4.2. Москвофильство (русофильство). Основателями и лидерами москвофильства были Д. Зубрицкий, Б. Дидицький, Н. Малиновский, А. Добрянский. Оно было порождено сложными условиями национальной жизни в Австро-Венгрии. Первоначально оно имело относительно прогрессивный характер. В нем объединились, с одной стороны, сопротивление насильственному ополячиванию, утрата иллюзий и надежд на австрийское правительство, которое поддерживало курс на подавление украинства в Галичине силами польского дворянства, а с другой - неверие в возможность украинской нации и поиск опоры в этнически родственном государстве. < /p>

    Предпосылками возникновения москвофильства были: потеря украинским народом собственной государственности; многовековое иностранное порабощение; раздробленность и обособленность отдельных земель; денационализация образованной элиты; низкий уровень национального сознания масс.

    Сначала москвофильство имело культурническое направление, выступая за то, чтобы литературным языком в Галиции стал русский. Однако постепенно оно стало набирать политическую окраску, пропагандируя идеи об этническом тождестве русских, украинцев и галицких русинов, отрицая существование украинцев как нации, утверждая необходимость объединения всего славянства под патронатом России.

    4.3. Народовцы. Именно в противовес движению москвофилов в начале 60-х гг. XIX в. и возникли народовцы, которые ориентировались на украинский народ и выступали за внедрение украинского языка и литературы во все сферы жизни.

    Движение народников возникло на основе идей национального возрождения, сформулированных «Русской Троицей» и Кирилло-Мефодиевским братством, и сформировалось под влиянием творчества Т. Шевченко, П. Кулиша, Н. Костомарова. Исходя из того, что украинцы - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат, народники выступали за единство всех украинских земель и развитие единого украинского языка на основе народных говоров. Народовцы отстаивали права украинского народа на государственную жизнь.

    Лидерами народников были Василий Барвинский, Ю. Романчук, В. Навроцкий, А. Огоновский, А. Вахнянин. Ими проводилась широкая научно-просветительская работа. В частности, по их инициативе в 1864 г. во Львове был основан первый украинский театр, в 1861 г. - культурно-образовательная организация «Русская беседа», в 1861 г. -« Просвита». Большое значение для развития украинского языка и литературы имело создание в 1873 г. во Львове Литературного общества им. Т. Шевченко, которое в 1892 г. реорганизовалось в Научное общество им. Т. Шевченко.

    Толчком к началу активной политической деятельности народников стали выборы 1879 г. в Галицкий сейм, когда украинцы, возглавляемые москвофильским Русским советом, смогли провести трех своих представителей.

    В 1890 г. Ю. Романчук, С. Сембратович, О. Барвинский при посредничестве В. Антоновича заключили с польскими политическими кругами и австрийским правительством компромиссное соглашение, получившая название «Новой эры». Соглашение предусматривало уступки австрийского правительства украинцам, признание прав галицкого украинского как отдельного народа. Предусматривалось предоставление украинцам определенного количества мест в парламенте в Галицком сейме, открытие гимназий в ответ на лояльность украинцев к австрийским властям. Но уже в 1894 г. недовольные действиями друг друга стороны отказались от «новоэрийской ПОЛИТИКИ».

    В 1890 г. значительная часть народников объединилась в Русско-Украинскую радикальную партию, резко осудив политику «Новой эры» и продолжила оппозиционную борьбу. В 1899 г. основная часть народников части радикалов образовали Украинскую национально- демократическую партию.

    4.4. «Просвещение». «Просвита» - украинское-культурное общество, основанное во Львове 8 декабря 1868 г. группой народников. Это была первая ячейка «Просвещения» в украинских землях. Общество «Просвита» в Галичине родилось в противовес антиукраинским течениям в культурной жизни: колонизаторскому, поддерживаемому царской властью, - с одной стороны, и москвофильскому - с другой.

    Главной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях. В начале 90-х гг. XIX в. «Просвещение» начало открывать собственные читальни. Деятельность филиалов координировало главное отделение во Львове. Общество издавало произведения ведущих украинских писателей, школьные учебники, популярные брошюры, газеты и журналы, литературно-научные альманахи. Через печатные издания, читальни, широкую сеть кружков «Просвещение» несло в народные массы культуру, знания и национальное сознание и была важным фактором консолидации галицких украинцев.

    4.5. Радикалы. В середине 70-х гг. в Галичине появляется молодая интеллигенция, которая стала критически оценивать деятельность как москвофилов, так и народников, и стремилась предоставить украинскому движению более революционный характер. Под влиянием М. Драгоманова молодые украинские политические деятели И. Франко, М. Павлик, О. Терлецкий и другие обращаются к социализму. Так в украинском движении возникла так называемая радикальная течь.

    Радикалы критиковали существующий строй, москвофилов и народников, стремились защищать интересы крестьян и рабочих в конкретных делах. Они вступали за национальное и социальное освобождение украинского народа, воссоединение украинских земель в единое государство.

    Радикалы активизировали деятельность всех украинских патриотов Галиции. Они пришли к осознанию необходимости объединения своих усилий в рамках единой организации. Такой организацией стал Народный совет, созданный народниками в 1885 г. Эта организация ставила перед собой задачу продолжить дело Главного Русского совета 1848 г. Народный совет стал прообразом политической партии. В 1890 г. во Львове радикалы создали Русско-Украинскую радикальную партию - первая украинская политичес



Copyright © 2023 Медицинский портал.