Виды всрф. Задачи танковых и мотострелковых подразделений

Основным гарантом независимости и неприкосновенности границ любого государства являются его вооруженные силы. Дипломатия и экономические средства – это, безусловно, важные (и действенные) инструменты международной политики, но жизнеспособной является только та страна, которая в состоянии себя защитить. Вся политическая история человечества является доказательством этого тезиса.

Вооруженные силы Российской Федерации (ВС РФ) в настоящее время являются одними из крупнейших в мире по численности. В рейтингах, составленных экспертными группами, армия России обычно входит в первую пятерку, наряду с вооруженными силами КНР, Индии, США и КНДР. Численность армии России определяется указами президента страны, который согласно Конституции РФ является главнокомандующим вооруженными силами. В настоящее время (лето 2018 года) она составляет 1 885 371 человек, в том числе около 1 млн военнослужащих. Сегодня мобилизационный ресурс нашей страны – это примерно 62 миллиона человек.

Россия является ядерным государством. Более того, наша страна обладает одним из крупнейших арсеналов ядерного оружия, а также совершенными и многочисленными средствами его доставки. Российская Федерация обеспечивает замкнутый цикл производства ядерного оружия.

Наша страна имеет один из самых развитых военно-промышленных комплексов в мире, российский ВПК способен обеспечить вооруженные силы практически всей номенклатурой оружия, боевой техники и боеприпасов от пистолетов до баллистических ракет. Более того, Россия является одним из крупнейших экспортеров вооружений в мире: в 2017 году российского оружия было продано на 14 млрд долларов.

Вооруженные силы РФ были созданы 7 мая 1992 года на основе подразделений ВС СССР, однако история российской армии значительно длиннее и богаче. Ее можно назвать наследницей не только вооруженных сил СССР, но и российской императорской армии, прекратившей свое существование в 1917 году.

В наше время комплектование российских вооруженных сил происходит по смешанному принципу: и через призыв в армию , и на контрактной основе. Современная государственная политика в сфере формирования вооруженных сил направлена на увеличение количества профессионалов, проходящих службу по контракту. В настоящее время весь сержантский состав ВС РФ является полностью профессиональным.

Годичный бюджет российских вооруженных сил в 2018 году составлял 3,287 трлн рублей. Это 5,4% от всего ВВП страны.

В настоящее время срок службы в армии России по призыву составляет 12 месяцев. В вооруженные силы могут быть призваны мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.

История армии России

14 июля 1990 года появилось первое российское военное ведомство. Оно получило название «Государственный комитет РСФСР по обеспечению и взаимодействию с Министерством обороны и КГБ СССР». После августовского путча в Москве на основе комитета на непродолжительное время было сформировано Министерство обороны РСФСР.

После распада СССР были сформированы Объединенные вооруженные силы стран СНГ, но это была временная мера: 7 мая 1992 года первый российский президент Борис Ельцин подписал указ о создании Вооруженных сил Российской Федерации.

Первоначально в состав ВС РФ вошли все воинские части, находившиеся на территории страны, а также войска, которые были под российской юрисдикцией. Тогда их численность составляла 2,88 млн человек. Практически сразу возник вопрос о реформировании вооруженных сил.

90-е годы были сложным периодом для российской армии. Хроническое недофинансирование приводило к тому, что из нее уходили лучшие кадры, практически прекратилась закупка новых видов вооружений, многие военные заводы были закрыты, а перспективные проекты остановлены. Практически сразу после создания российских вооруженных сил появились планы полностью перевести их на контрактную основу, но недостаток финансирования долгое время не позволял двигаться в этом направлении.

В 1995 году началась первая чеченская кампания, которая продемонстрировала катастрофическое положение российской армии. Войска были недоукомплектованы, боевые действия показали серьезные недостатки в их управлении.

В 2008 году ВС РФ участвовали в конфликте в Южной Осетии. Он вскрыл большое количество недостатков и проблем современной российской армии. Самыми серьезными из них были низкая мобильность войск и плохая управляемость. После окончания конфликта было объявлено о начале военной реформы, которая должна была значительно повысить мобильность подразделений ВС и увеличить согласованность их совместных действий. Результатом реформы стало сокращение количества военных округов (четыре вместо шести), упрощение системы управления сухопутными войсками, значительное увеличение армейского бюджета.

Все это позволило форсировать поступление в войска новой военной техники, привлечь большее количество профессионалов-контрактников, увеличить интенсивность боевой подготовки частей.

В этот же период полки и дивизии начали реорганизовывать в бригады. Правда, в 2013-м году начался обратный процесс: полки и дивизии начали формироваться вновь.

В 2014 году российская армия сыграла ключевую роль в возвращении Крыма. В сентябре 2018 года началась операция ВС РФ в Сирии, которая продолжается и в настоящее время.

Структура российской армии

Согласно российской Конституции, общее руководство вооруженных сил России осуществляет Верховный главнокомандующий, им является президент страны. Он возглавляет и формирует Совет безопасности РФ, в задачи которого входит выработка военной доктрины и назначение высшего руководства вооруженных сил. Президент страны подписывает указы о срочном призыве на военную службу и увольнении в запас военнослужащих, утверждает различные международные документы в сфере обороны и военного сотрудничества.

Непосредственное управление вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. Его основной задачей является проведение государственной политики в сфере обороны, поддержание постоянной готовности ВС, развитие военного потенциала государства, решение широкого ряда социальных вопросов, проведение мероприятий по межгосударственному сотрудничеству в военной сфере.

В настоящее время (с 2012 года) министром обороны России является генерал армии Сергей Шойгу.

Оперативное командование ВС РФ осуществляется Генеральным штабом страны. Его начальником в настоящий момент является генерал армии Валерий Герасимов.

Генштаб проводит стратегическое планирование применения вооруженных сил, а также других силовых ведомств Российской Федерации. Этот орган также занимается оперативной и мобилизационной подготовкой российской армии. В случае необходимости именно под руководством Генштаба происходит мобилизационное развертывание ВС РФ.

Сейчас в состав Вооруженных сил РФ входят три вида войск:

Также неотъемлемой частью ВС РФ являются следующие рода войск:

  • Специальные войска.

Самыми многочисленными являются Сухопутные войска, в их состав входят следующие рода войск:

  • Танковые;
  • Войска ПВО;
  • Специальные войска.

Сухопутные войска – это костяк современной российской армии, именно они проводят наземные операции, захватывают территории и наносят основной урон противнику.

Воздушно-космические силы являются самым молодым видом войск в российской армии. Указ об их формировании был издан 1 августа 2015 года. ВКС были созданы на базе российских военно-воздушных сил .

В состав ВКС входят Военно-воздушные силы, состоящие из армейской, фронтовой, дальней и военно-транспортной авиации. Кроме этого, неотъемлемой частью ВВС являются зенитные ракетные войска и радиотехнические войска.

Еще одним родом войск, который входит в состав ВКС, являются войска ПВО и противоракетной обороны. В их задачу входит предупреждение о ракетном нападении, управление орбитальной группировкой спутников, противоракетная оборона российской столицы, запуск космических аппаратов, проведение испытаний различных видов ракетной и авиационной техники. В структуру именно этих войск входят два космодрома: «Плесецк» и «Байконур» .

Еще одним компонентом Военно-воздушных войск являются космические войска.

Военно-морской флот – это вид вооруженных сил, который может проводить операции на морских и океанских театрах военных действий. Он способен наносить ядерные и обычные удары по морским и сухопутным объектам противника, высаживать десанты на побережья, защищать экономические интересы страны, проводить поисково-спасательные операции.

В состав ВМФ РФ входят надводные, подводные силы, морская авиация, береговые войска и части специального назначения. Подводные силы ВМФ РФ могут выполнять стратегические задачи, на их вооружении находятся подводные ракетоносцы с баллистическими ядерными ракетами.

В состав береговых войск входят части морской пехоты и ракетно-артиллерийские береговые войска.

В состав ВМФ РФ входит четыре флота: Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский и Северный, а также Каспийская флотилия.

Отдельным родом войск являются Ракетные войска стратегического назначения – это главный компонент ядерных сил России. РВСН – это инструмент глобального сдерживания, он является гарантией ответного удара в случае ядерного нападения на нашу страну. Основное вооружение РВСН – это стратегические межконтинентальные ракеты с ядерной боевой частью мобильного и шахтного базирования.

В состав РВСН входят три ракетные армии (со штабами в Омске, Владимире и Оренбурге), испытательный полигон Капустин Яр, исследовательские и учебные заведения.

Воздушно-десантные войска также относятся к отдельному роду войск и являются резервом Главнокомандующего. Первые воздушно-десантные части были сформированы в СССР еще в начале 30-х годов. Этот род войск всегда считался элитой армии, он остается ею и по сей день.

В состав ВДВ входят воздушно-десантные и десантно-штурмовые подразделения: дивизии, бригады и отдельные части. Основное назначение десантников – ведение боевых действий в тылу противника. Сегодня в состав ВДВ РФ входит пять дивизий, пять бригад и отдельный полк связи, а также специализированные учебные заведения и учебные центры.

В состав ВС РФ также входят специальные войска. Под этим названием понимается совокупность подразделений, которые обеспечивают нормальное функционирование Сухопутных сил, ВКС и ВМФ. К специальным войскам относятся железнодорожные войска, медицинская служба, дорожные и трубопроводные войска, топографическая служба. К этому роду войск относятся и специальные подразделения ГРУ .

Территориальное разделение ВС РФ

В настоящее время территория России разделена на четыре военных округа: Западный (штаб находится в Санкт-Петербурге), Центральный (штаб в Екатеринбурге), Южный (Ростов-на-Дону) и Восточный со штабом в Хабаровске.

В 2014 году было объявлено о формировании новой военной структуры – стратегического командования «Север», задачей которого является защита российских государственных интересов в Арктике. По сути, это еще один военный округ, созданный на базе Северного флота. Он располагает сухопутными, авиационными и военно-морскими компонентами.

Вооружение армии РФ

Большинство видов вооружения и военной техники, которая ныне используется российской армией, была разработана и изготовлена еще в советский период. Танки Т-72, Т-80, БТР-80, БМП-1 , БМП-2 и БМП-3, БМД-1, БМД-2 и БМД-3 – все это российской армии досталось в наследство от СССР. Схожая ситуация со ствольной и реактивной артиллерией (РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч») и авиацией (МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24). Нельзя сказать, что эта техника катастрофически устарела, ее вполне можно использовать в локальных конфликтах против не очень сильных противников. Кроме того, в СССР было выпущено столько оружия и боевой техники (63 тыс. танков, 86 тыс. БМП и БТР), что их можно эксплуатировать еще многие годы.

Однако эта техника уже значительно уступает новейшим аналогам, принятым на вооружение армиями США, Китая и Западной Европы.

Примерно с середины прошлого десятилетия на вооружение российской армии стали поступать новые образцы боевой техники. Сегодня в ВС РФ активно идет процесс перевооружения. В качестве примеров можно привести танки Т-90 и Т-14 «Армата», БМП «Курганец» , боевую машину десанта БМД-3, БТР-82, РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С», тактический ракетный комплекс «Искандер», последние модификации ЗРК «Бук», «Тор» и «Панцирь». Идет активное обновление самолетного парка (Су-35, Су-30 , Су-34). Проходит испытания российский истребитель пятого поколения ПАК ФА.

В настоящее время значительные средства вкладываются и в переоснащение российских стратегических сил. Старые ракетные комплексы, созданные еще в СССР, постепенно снимаются с дежурства и заменяются новыми. Идет разработка новых ракет (как, например, «Сармат»). На вооружение приняты подводные лодки-ракетоносцы четвертого поколения проекта «Борей». Для них был разработан новый ракетный комплекс «Булава».

Происходит перевооружение и российского ВМФ. Согласно государственной программе развития вооружений (2011-2020 гг.), в состав ВМФ РФ должны войти десять новых атомных подводных лодок (как ракетных, так и многоцелевых), двадцать дизельных подлодок (проект «Варшавянка» и «Лада»), четырнадцать фрегатов (проекты 2230 и 13356) и более пятидесяти корветов разных проектов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Современные российские Вооруженные Силы имеют три вида: Военно-Морской Флот, Военно-Воздушные силы, Сухопутные войска. Сухопутные войска – войска, главная цель которых оборонять и вести бои на суше. В состав Сухопутных войск входят такого рода войск как: танковые, мотострелковые, войсковая ПВО, артиллерия и ракетные войска, армейская авиация. Также сюда относятся учреждения тыла и воинские части. Так же спец. войска: разведывательные, инженерные, радиоэлектронной борьбы, связи, радиационной. Биологической и химической защиты, технического обеспечения, охраны и автомобильные тыла.

Военно-морской флот (ФМФ) – войска, предназначенные охранять, следить за безопасностью и вести бои на водных пространствах. Военно-морской флот состоит из следующих родов сил: морской пехоты, подводных, надводных, войск береговой обороны и морской авиации. Также в его состав входят суда и корабли, части и подразделения тыла, части специального назначения.

Военно-воздушные силы (ВВС) - войска, предназначенные защищать, контролировать воздушное пространство страны. Сейчас, при возможности воздушных судов за короткий срок облететь всю территорию, эти войска становятся очень важным звеном в нашей обороне. Военно-воздушные силы состоят из следующих родов войск: зенитные ракетные войска, авиация радиотехнические войска, учреждения тыла и части специальные войска. Авиация имеет свои рода войск: штурмовая, бомбардировочная, разведывательная, истребительная авиация противовоздушной обороны, специальная и транспортная.

Кроме видов, войска в РФ делятся еще и на рода. На данный момент существует ещё три рода войск: Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) – это действенный род войск вооруженных сил, предназначенный для захвата противника по воздуху и ведения боевых действий в тылу противника с незаметным перебросом по воздуху. Они состоят из воздушно-десантных дивизий, бригад, отдельных частей и учреждений. Воздушно-десантные войска являются элитой Вооруженных сил.

Ракетные войска стратегического назначения – это войска, предназначенные для сдерживания ядерной агрессии и контроль, за ядерными силами противника. Они отвечают: во-первых, за поддержание боевой готовности существующей группировки войск, максимальное продление сроков эксплуатации ракетных комплексов, во-вторых, за завершение разработки и развертывание с необходимыми темпами современных ракетных комплексов, в-третьих, за развитие научно-технических достижений в данной области.

Космические войска - род войск, предназначенный для обеспечения безопасности Российской Федерации в космической сфере. Основные задачи, поставленные руководством страны для Космических войск: во-первых, доведение информации предупреждения высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении, во-вторых, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного и научного назначения, в-третьих, противоракетная оборона городов России.

Во всех войсках встречается такое понятие как «тыл» . Тыл - это учреждения и организации, обслуживающие действующую армию, но находящиеся вне сферы военных действий. В его состав входят штаб Тыла, несколько главных и центральных управлений, службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры и родов войск Вооруженных Сил, военных округов и флотов, объединений, соединений и воинских частей. Тыл позволяет координировать жизнь и действия людей, находящихся вне зоны военных действий.

Виды Вооружённых сил - это составные части, каждая из которых отличается определённым видом и набором вооружения, количественным составом, специализированным обучением и особенностями прохождения службы военными, входящими в его личный состав. Каждый вид армии России предназначается для осуществления определённых задач в различных сферах.

Рода войск вооружённых сил РФ

Вся Армия Российской федерации построена по чёткой иерархии. Вооружённые силы России подразделяются на три основных вида в зависимости от того, в какой местности ведутся боевые действия:

  • Сухопутные;
  • Военно-воздушные силы (ВВС);
  • Военно-морской флот (ВМФ);
  • Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Структура ВС РФ постоянно развивается и пополняется новыми видами вооружения, военнослужащих обучают новым тактикам и стратегиям ведения боя.

Состав и предназначение сухопутных войск РФ

Сухопутные части РФ являются основой армии и наиболее многочисленны. Основным предназначением этого вида является проведение боевых действий на суше. Состав у этих армейских подразделений также отличается широким разнообразием и включает в себя несколько самостоятельных милитализированных направлений.

Одной из важнейших характеристик этого вида является его самостоятельность и высокая манёвренность, которая позволяет наносить наиболее эффективными и мощными ударами значительный урон противнику. Кроме того, уникальность сухопутной армии в том, что её части могут эффективно взаимодействовать и с другими видами армейских подразделений.

Основная задача, поставленная перед ними - это отражение первого удара противника во время вторжения, закрепление на отвоёванных позициях и наступление на вражеские подразделения.

В сухопутных войсках существуют следующие виды:

Задачи танковых и мотострелковых подразделений

Эти виды войск наиболее эффективны в боях, целью которых является прорыв обороны противника. Также танковые и мотострелковые батальоны помогают другим видам военных подразделений закрепиться на отвоёванных высотах и рубежах.

В настоящее время, учитывая современнейшее оборудование российской армии, мотострелковые подразделения способны отражать любые виды воздушных атак, вплоть до ядерных. Техническое оснащение наших войск может нанести существенный удар по армии противника.

Ракетные войска, артиллерия и ПВО

Основной задачей этого вида армейских подразделений является нанесение огневых и ядерных ударов по противнику.

В большинстве подразделений, предназначенных для отражения танковых атак, существуют артиллерийские части. Они оснащены последними моделями гаубиц и пушек. Подразделения ПВО занимаются уничтожением воздушной армии врага непосредственно в воздухе. В их частях уже используется зенитная артиллерия и ракеты. Кроме того, подразделения ПВО предназначены для защиты сухопутной армии при атаках противника с воздуха. А имеющиеся на вооружении радиолокаторы эффективны для проведения разведывательных мероприятий и предупреждения возможных атак противника.

ВСН и ЗАС

Эти подразделения решают стратегически важные задачи, в том числе перехват и расшифровка сообщений противника во время боевых действий и получение данных о схемах его передвижения и нападения.

Задачи ВДВ и инженерных войск

ВДВ всегда занимали особое место в армии. В их состав входит самое лучшее и современное вооружение: зенитно-ракетные комплексы, бронетранспортёры и боевые машины десанта. Специально для этого рода войск была разработана особая техника, позволяющая с помощью парашютов спускать различные грузы без учёта погоды практически на любую местность.

Основными задачами ВДВ являются боевые действия непосредственно в тылу противника. Именно ВДВ способно уничтожить ядерное оружие, захватить и уничтожить стратегически важные пункты противника, их командные штабы.

Инженерные войска осуществляют военно-разведывательные мероприятия на местности, подготовку её для военных манёвров и разминирование при необходимости. Также эти войска монтируют переправы для преодоления армией рек.

Военно-воздушные силы России

ВВС отличаются своей высоким уровнем маневренности и своей мобильностью. Главной задачей этого рода войск состоит охрана воздушного пространства нашей страны. Также ВВС эффективно используются при обеспечении безопасности промышленных и экономических центров страны в случае военного нападения.

Кроме того, ВВС эффективно охраняют другие виды армейских подразделений от воздушных атак врага и способствуют успешному проведению наземных и водных операций.

В оснащение ВВС входят боевые вертолёты, специальная и транспортная техника , учебные и боевые самолёты, зенитная техника.

Основными видами ВВС являются:

  • армейская;
  • дальняя;
  • фронтовая;
  • транспортная.

Также в составе ВВС имеются радиотехнические и зенитные подразделения .

Военно-морской флот

Войска, входящие в состав ВМФ также весьма разнообразны и выполняют различные задачи.

Подразделения, дислоцированные на суше , несут ответственность за оборону объектов и городов, расположенных на побережье. Кроме того, эти подразделения несут ответственность за своевременное обслуживание баз и кораблей ВМФ.

Корабли, авианосцы и катера образуют надводную часть флота, которая также несёт множество функций: начиная от поиска и уничтожения вражеских подлодок и заканчивая доставкой и высадкой десантных подразделений на берег врага.

Военно-морской флот располагает и своей авиацией, которая предназначена не только для нанесения ракетных ударов и уничтожения кораблей противника, но и для осуществления разведки и обороны флота.

Этот вид был специально создан для осуществления боевых действий в условиях ядерного нападения. РВСН оснащены самыми современными ракетными комплексами, которые полностью автоматизированы и снаряды, пущенные из них, имеют высокую точность поражения цели.

При этом дальность нахождения цели не имеет большого значения - в распоряжении армии имеются даже межконтинентальные ракеты.

В настоящее время с развитием оборонной промышленности и возникшей необходимостью из этого вида армейских подразделений образовался совершенно новый - военно-космические силы (ВКС).

На собственных защитников страна не жалеет средств. Все они обеспечены современной и удобной формой, компьютерной техникой и средствами связи. Сейчас уже не представляет труда связаться с родственниками по Скайпу в свободное от нарядов и несения службы время или увидеть близких по связи в Вотсапп. В каждой части имеется санчасть , где военнослужащий всегда сможет получить качественную медицинскую помощь. Численность российской армии довольно большая и в этот список входит много опытнейших военачальников и талантливых стратегов. В настоящее время находиться в числе военнослужащих стало престижно и почётно.

Различные подразделения имеют свою официальную праздничную дату образования именно их вида войск.

Лекция № 16

Вид ВС – это часть ВС государства, предназначенных для ведения боевых действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздухе и в космосе). Каждому виду ВС свойственны своя специфическая организационно-штатная структура, вооружение, система управления, боевой подготовки и материально-технического обеспечения.

Сухопутные войска являются самым многочисленным видом Вооруженных Сил и составляют основу группировок войск на стратегических направлениях. Они предназначены для обеспечения национальной безопасности и защиты нашей страны от внешней агрессии на суше, а также для защиты национальных интересов России в рамках ее международных обязательств по обеспечению коллективной безопасности.

В настоящее время в состав Сухопутных войск входят пять родов войск - мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО, авиация.

Мотострелковые войска - род войск, составляющий основу Сухопутных войск, ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.

Танковые войска составляют главную ударную силу Сухопутных войск и мощные средства вооруженной борьбы, предназначенные для решения наиболее важных задач в различных видах военных действий.

Ракетные войска и артиллер ия - главная огневая мощь и важнейшее оперативное средство Сухопутных войск в решении боевых задач по разгрому группировок противника.

Войска противовоздушной обороны являются одним из основных средств поражения воздушного противника. Они состоят из зенитных ракетных, зенитных артиллеристских и радиотехнических частей и подразделений.

Авиация Сухопутных войск предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения тактической воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений и других задач.

В состав Сухопутных войск входят соединения и части специальных войск - разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла. Организационно в состав Сухопутных войск включены воинские части и учреждения тыла. Специальные войска обеспечивают успешное выполнение общевойсковыми формированиями стоящих перед ними задач.

На вооружении Сухопутных войск помимо стрелкового оружия



состоят танки (Т-80, Т-72, Т-64, Т-62, Т-54/55),

бронетранспортеры (БТР-60/70/80),

боевые машины пехоты (БМП-1/2),

боевые разведывательно-дозорные машины (БРДМ),

гаубицы и пушки калибра 122-203 мм,

минометы калибра 82, 120, 160 и 240 мм,

реактивные системы залпового огня (РСЗО калибра 122, 140, 220, 240 и 300 мм),

противотанковые средства (ручные противотанковые гранатометы, противотанковые ракетные комплексы, пушки), войсковые средства ПВО (зенитные самоходные установки, зенитные ракетные комплексы, переносные зенитные ракетные комплексы), оперативно-тактические ракеты «Точка-У», вертолеты Ми-8, Ми-24 , Ми-26.

Военно-воздушные силы – наиболее мобильный и маневренный вид Вооруженных Сил, предназначенный для защиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, обеспечения действий Сухопутных войск и Военно-Морского Флота, нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Основными задачами ВВС в современных условиях являются:

· вскрытие начала нападения воздушного противника;

· оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;

· завоевание и удержание господства в воздухе;

· прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;

· авиационная поддержка Сухопутных войск и сил флота;

· поражение объектов военно-экономического потенциала противника;

· нарушение военного и государственного управления противника;

· поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;

· поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;

· выброска боевой техники и высадка войск;

· перевозка по воздуху войск и боевой техники;

· ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;

· контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Военно-воздушные силы включают в себя воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО; отдельные корпуса ВВС и ПВО.

На вооружении ВВС состоят самолеты Ту-160 ,

Ту-22М. Ту-95СМ, Су-24

МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31

Су-25, МиГ-25Р, Су-24МР, А-50

и вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26.

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов : Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-морского Флота - предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

В боевом составе ВМФ авианосцы,

подводные лодки,

крейсера,

большие противолодочные корабли, эсминцы, сторожевые корабли, малые противолодочные корабли, минно-тральные корабли, десантные корабли, самолеты (Су-33, МиГ-29, Ту-22М, Су-24, МиГ-23/27, Ту-142, Бе-12, Ил-38), вертолеты (Ми-14, Ка-25, Ка-27), танки (Т-80, Т-72, ПТ-76), БРДМ, БТР, самоходные артиллерийские орудия (САУ калибра 122 и 152 мм), зенитные самоходные установки, переносные и самоходные зенитные ракетные комплексы.

Ракетные войска стратегического назначения , как самостоятельный род войск, предназначены для решения задач ядерного сдерживания нападения извне в интересах Российской Федерации и наших союзников, обеспечения стратегической стабильности в мире. Это войска постоянной боевой готовности, выполняющие роль главной составляющей части стратегических ядерных сил (СЯС) страны. На вооружении состоят стационарные

и мобильные ракетные комплексы,

способные в считанные минуты нанести одиночные, групповые или массированные ракетно-ядерные удары по противнику в любой точке земного шара, в любое время и в любых условиях обстановки.

Космические войска – принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности России в космической сфере. Основными задачами Космических войск является доведение информации предупреждения высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении, противоракетная оборона г. Москвы, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировкой космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения.

Воздушно-десантные войска являются отдельным родом войск, предназначенным для действия в тылу противника, уничтожения средств ядерного нападения, пунктов управления, захвата и удержания важных районов и объектов, нарушения системы управления и работы тыла противника, содействия Сухопутным войскам в развитии наступления и форсирования водных преград. Оснащены авиатранспортабельными самоходными артиллерийскими, ракетными, противотанковыми и зенитными средствами, бронетранспортерами, боевыми машинами, автоматическим стрелковым оружием, средствами связи и управления. Имеющаяся парашютно-десантная техника позволяет выбрасывать десанты и грузы в любых условиях погоды и местности, днем и ночью с различных высот. Организационно состоит из воздушно-десантных соединений (частей), специальных войск, частей и учреждений тыла.


Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации

Успешное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во многом зависит от эффективности системы руководства и управления военной организацией государства. К органам государственного руководства относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности. К органам военного управления относятся специально создаваемые военные органы, осуществляющие управление процессами формирования и функционирования Вооруженных Сил.

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий.

Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России. Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. В Российской Федерации должность Президента республики была учреждена в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской государственности.

Президент получил власть из рук народа – избран на основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России. В соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации, как и президенты (главы) других государств является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Его полномочия как Верховного Главнокомандующего определены Федеральным законом

«Об обороне» (статьи 4 и 13).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Только перед Президентом РФ ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам государственной власти и должностным лицам.

При вступлении в должность в приносимой присяге Президент Российской

Федерации клянется «...защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства...».

Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в сфере вооруженной защиты государства.

Реализуя свои полномочия Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени.

Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента.

Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооруженных Силах и других войсках утверждается Президентом. Он же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы , такие как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечения безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны.

Вводя военное положение Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например: свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом “Об обороне”, Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации. Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации, как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и

выступает как орган представительства субъектов федерации. К его ведению

относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также – принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации – один из главных органов,

осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

1. В соответствии со статьей 114 Конституции РФ оно осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этого закона Правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

2. организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

3. организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

4. определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил;

5. организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

6. определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

7. организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Для претворения в жизнь, принимаемых государственными органами власти решений, относящихся к Вооруженным Силам, необходима постоянная организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы, объединенные в системе Министерства обороны РФ. Деятельность этих органов является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти.

Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах государственную власть, т. е. военное управление, состоит из:

– центральных органов;

– органов управления объединений, воинских соединений и частей;

– военных комиссариатов (местных органов военного управления);

– начальников гарнизонов (старших морских начальников);

– военных комендантов.

В качестве специфического вида органов управления принято выделять штабы.

Штаб – это основной орган в руках соответствующего командующего (командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами флота.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет Министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке

предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеет координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота ВооруженныхСил РФ является Генеральный штаб . Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб разрабатывает также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям Министра обороны или непосредственно Министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. В структурном отношении управление главнокомандующего вида ВС РФ состоит из Командования, Главного штаба, главных управлений, управлений, отделов. Во главе вида Вооруженных Сил, Управления главнокомандующего видом стоит Главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно Министру обороны.

В состав управления военного округа входят: командование, штаб военного округа, управления, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц, определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных правовых актов.

Исполнительная власть , осуществляемая военными органами Вооруженных Сил РФ, действует как на основании общих принципов исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы: последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

Централизация выражается в:

Осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого

Подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию;

Наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими

военными органами и подчиненными войсками;

Обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для

нижестоящих.

Единоначалие – основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями.

Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины.

Таким образом, все сказанное выше позволяет сделать вывод, что Вооруженные Силы РФ имеют стройную систему руководства и управления, которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях обстановки.

Развитие видов Вооруженных Сил и родов войск

Создание новых, совершенствование и оптимизация структуры существующих видов и родов войск, оснащение их современным вооружением и боевой техникой, повышение их боеготовности - такие направления военного строительства были и остаются приоритетными на всем протяжении военной истории России.

Развитие Вооруженных Сил СССР

В межвоенный период с 1921 по 1941 год строительство Вооруженных Сил Советского государства осуществлялось в соответствии со сложившимися в то время военно-доктринальными взглядами на характер будущей войны. В соответствии с ними в 1920-е годы была проведена военная реформа, а с 1929 года военное строительство осуществлялось на основе пятилетних планов.

Основные мероприятия строительства Вооруженных Сил были направлены на всестороннее развитие Сухопутных войск, Военно-воздушных сил (ВВС) и Военно-Морского Флота (ВМФ), оснащение их новейшей военной техникой, не уступавшей зарубежным образцам; реорганизацию и моторизацию стрелковых войск, увеличение огневой мощи, повышение удельного веса кадровых дивизий; форсированное строительство тяжелых бомбардировщиков, перевооружение истребительной авиации, оснащение ее качественно новыми типами самолетов; модернизацию артиллерии, ее перевод на механическую тягу; создание танковых и мотомеханизированных частей, насыщение танками стрелковых войск; дальнейшее развитие средств связи, инженерных средств, средств противохимической защиты. Однако полностью осуществить намеченные планы укрепления Вооруженных Сил до начала Великой Отечественной войны не удалось. Война застала Красную армию в состоянии структурной реорганизации.

С первых дней войны главные события развернулись на континентальном театре военных действий, и основная тяжесть борьбы легла на Сухопутные войска. Они имели в своем составе стрелковые войска, артиллерию, бронетанковые и механизированные войска, Войска ПВО, кавалерию, а также специальные войска: воздушно-десантные, инженерные, связи, противохимической защиты, автомобильные, дорожные и железнодорожные.
Военно-воздушные силы в годы Великой Отечественной войны, обладая большой мощью удара, высокой мобильностью, дальностью и 16 маневренностью действий, решали многие оперативно-стратегические задачи совместно с другими видами Вооруженных Сил или самостоятельно. Без участия ВВС не проводилась ни одна крупная операция. В составе ВВС получили развитие истребительная, бомбардировочная, штурмовая, разведывательная авиация.

Военно-Морской Флот решал важные оперативно-стратегические и оперативные задачи на морских театрах и приморских направлениях, взаимодействуя с Сухопутными войсками, ВВС и Войсками ПВО. В состав флота входили надводные корабли, подводные лодки, морская авиация и части береговой обороны.

Войска противовоздушной обороны страны в годы Великой Отечественной войны являлись важным средством прикрытия крупных административных, политических и экономических центров и военных объектов СССР, основных группировок ВС, важнейших коммуникаций страны от ударов немецкой авиации. Вместе с ВВС они участвовали в борьбе за господство в воздухе, а также принимали активное участие во всех оборонительных и наступательных операциях Сухопутных войск.

Накануне войны Войска ПВО страны состояли из соединений и частей истребительной авиации, зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, зенитных прожекторов, аэростатов заграждения и войск воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).

Одновременно с ростом технической оснащенности совершенствовалась организационная структура Войск ПВО.

Приказом наркома обороны от 22 января 1942 года вся истребительная авиация, выделенная для ПВО, полностью была подчинена командованию ПВО страны. Для обеспечения ее действий выделили 56 батальонов аэродромного обслуживания. Это явилось фактически созданием нового самостоятельного рода Войск ПВО страны - истребительной авиации.

В послевоенном строительстве Вооруженных Сил СССР их развитие условно можно разделить на 3 периода. Первый - после окончания Великой Отечественной, войны до создания в 1959 году нового вида ВС - Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Второй период - конец 1950 - начало 1970-х гг. Третий период - с начала 1970 до начала 1990-х гг.

В первые послевоенные годы была осуществлена крупная реорганизация советских Вооруженных Сил, вызванная сокращением армии и флота, переводом их на более совершенную материально-техническую базу, а также необходимостью повышения боевой готовности войск. Совершенствование организации шло главным образом по пути создания новых и улучшения структуры существующих видов Вооруженных Сил, повышения боевой мощи войсковых формирований за счет создания и совершенствования новых
средств вооруженной борьбы, прежде всего атомного оружия.

Вооруженные Силы СССР в 1946 году имели три вида: Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Организационной самостоятельностью обладали Войска ПВО страны и воздушно-десантные войска. В состав Вооруженных Сил входили Пограничные войска и Внутренние войска.

Главным и самым многочисленным видом Вооруженных Сил оставались Сухопутные войска, включавшие стрелковые, бронетанковые и механизированные, войска, артиллерию, кавалерию и специальные войска (инженерные, химические, связи, автомобильные, дорожные и др.).

В условиях технической революции кавалерийские соединения не получили развития и в 1954 году были упразднены.

Большие изменения претерпела войсковая артиллерия и артиллерия резерва ВГК. Оснащение инженерных, химических и других специальных войск новой, более совершенной техникой повлекло за собой изменение их организационной структуры при одновременном возрастании числа формирований. В инженерных войсках это нашло выражение во включении во все подразделения, части и соединения, в нем числе и в бригады резерва ВГК, технических подразделений. В химических войсках под влиянием реальной угрозы применения противником оружия массового поражения усилились подразделения и части, предназначенные для проведения мероприятий по противохимической и противоатомной защите. В войсках связи возникли формирования, оснащенные радиорелейными станциями и другими современными средствами управления.

Войска ПВО страны в 1948 году стали самостоятельным видом Вооруженных Сил. В этот же период подверглась реорганизации система противовоздушной обороны страны. Вся территория СССР была разделена на приграничную полосу и внутреннюю территорию.

С 1952 года началось оснащение Войск ПВО страны зенитной ракетной техникой, были созданы первые подразделения для их обслуживания. Укреплялась авиация ПВО.

Военно-воздушные силы подразделялись на фронтовую авиацию и дальнюю. Была образована десантно-транспортная авиация (в последующем транспортно-десантная, а затем - военно-транспортная авиация). Совершенствовалась организационная структура фронтовой авиации. Осуществлялось перевооружение авиации с поршневых на реактивные и турбовинтовые самолеты.

Воздушно-десантные войска в 1946 году были выведены из состава ВВС. На базе отдельных воздушно-десантных бригад и некоторых стрелковых дивизий были сформированы парашютно-десантные и посадочно-десантные соединения и части.

Военно-морской флот состоял из родов сил: надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, частей береговой обороны и морской пехоты. Вначале развитие флота шло в основном по пути создания эскадр надводных кораблей. Однако в последующем определилась тенденция к повышению удельного веса подводных сил, обладающих большими перспективами в ведении боевых действий на просторах Мирового океана, вдали от своих основных баз.

С середины 1950-х гг. особое внимание уделялось оснащению армии и флота ракетно-ядерным оружием. Важнейшим организационным мероприятием стало создание в декабре 1959 года нового вида Вооруженных Сил СССР - ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Начался 2-й период в развитии Вооруженных Сил СССР.

Организационно Вооруженные Силы СССР стали включать РВСН, Сухопутные войска, Войска ПВО, ВВС, ВМФ, Войска Гражданской обороны, Пограничные войска Комитета государственной безопасности ССОР и Внутренние войска Министерства внутренних дел СССР.

С развитием РВСН главным стало не наращивание обычных вооружений, а их сокращение до уровня разумной достаточности для обороны, что должно было обеспечить экономию сил и средств.

Сухопутные войска продолжали оставаться самым большим по численности видом Вооруженных Сил. Их главной ударной силой являлись танковые войска, а основой огневой мощи - ракетные войска и артиллерия, ставшие новым единым родом войск. Кроме этого, в их состав входили: войска противовоздушной обороны, воздушно-десантные войска и армейская авиация. Специальные войска пополнились частями, которые предназначались для ведения радиоэлектронной борьбы.

Изменение характера и способов боевых действий обусловило необходимость развития армейской авиации. Возросли скорость и грузоподъемность транспортных вертолетов. Были созданы транспортно-боевые и боевые вертолеты.

Продолжалось оснащение ВДВ новым вооружением и военной техникой с одновременным совершенствованием организационной структуры их соединений и частей.

Существенно изменилось техническое оснащение специальных войск, прежде всего связи, инженерных, химических, частей и подразделений РЭБ, более совершенной стала их организация.

Так, например, химические войска в тот период имели подразделения химзащиты, спецконтроля, дегазации и дезинфекции местности, радиационной и химической разведки, огнеметные, дымопуска и др. Инженерные войска включали инженерно-саперные, переправочно-десантные, понтонные, инженерно-дорожные и другие подразделения и части.
Военно-воздушные силы состояли из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации. Дальняя авиация входила в состав стратегических ядерных сил.

Совершенствовалась структура фронтовой авиации, возрос ее удельный вес. Новым родом в ней утвердилась истребительно-бомбардировочная авиация.

Военно-транспортная авиация, имея на вооружении современные военно-транспортные самолеты большого радиуса действия и различной грузоподъемности, была способна быстро перебрасывать на большие расстояния войска и тяжелую технику, включая танки и ракетные комплексы.

Военно-морской флот представлял собой сбалансированную систему различных родов сил, включающих подводные лодки, надводные корабли, морскую авиацию, береговые ракетно-артиллерийские войска, морскую пехоту, а также различные службы специального назначения. Резко возросли боевые возможности ВМФ. Он стал океанским, способным выполнять стратегические и оперативные задачи не только в прибрежных водах и закрытых морях, но и на просторах Мирового океана.

В 3-м периоде развития Вооруженных Сил главное внимание уделялось строительству разносторонне развитых армии и флота, поддержанию гармоничного и сбалансированного развития всех видов, родов войск и сил, оснащению их новейшим вооружением и военной техникой. К середине 1970-х гг. был достигнут военно-стратегический (военный) паритет между СССР и США, Организацией Варшавского Договора и НАТО. Вплоть до конца 1980-х гг. в целом удавалось поддерживать на оптимальном уровне организационную структуру Вооруженных Сил, соответствующую уровню технического прогресса, развития военного дела, качеству вооружений и требованиям времени.

Учитывая тенденции развития вооружений в армиях США и НАТО, Советский Союз продолжал совершенствовать свое ракетно-ядерное оружие - оружие сдерживания: улучшались и модернизировались ракетные комплексы, повышались их надежность и боеспособность, увеличивалась мощь ядерных зарядов и точность попадания моноблочных и разделяющихся головных частей в цель.

В соответствии с планами обороны страны совершенствовались и другие виды Вооруженных Сил - Сухопутные войска и Войска ПВО, а также силы общего назначения ВВС и ВМФ, оптимизировались структуры и системы вооружения.

В целом боевая мощь Вооруженных Сил СССР ни в чем не уступала потенциальным возможностям армий США и других стран НАТО.

Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации

После распада СССР Россия унаследовала от него примерно 85% Вооруженных Сил. Однако за ее пределами оказался первый стратегический эшелон обороны -наиболее укомплектованные и технически оснащенные войска. В России остались войска второго стратегического эшелона, за редким исключением намного хуже вооруженные и подготовленные.

В деятельности по строительству и реформированию Вооруженных Сил РФ можно условно выделить три этапа.

На 1-м этапе строительства ВС РФ - от издания Указа Президента РФ об образовании Вооруженных Сил в мае 1992 года до мая 1997 года шел сложный, порой противоречивый процесс их становления, что обусловливалось как внутренними, так и внешними факторами.

Основные усилия военно-политического руководства в начале данного периода были сосредоточены на «инвентаризации» наследия Вооруженных Сил СССР, организации вывода войск из Восточной Европы и бывших республик Советского Союза, размещении и обустройстве их на территории Российской Федерации с учетом создания группировок войск (сил) на стратегических направлениях. Параллельно осуществлялось восстановление нарушенной системы управления Вооруженными Силами, приведение ее в соответствие с их новой структурой, боевым составом, численностью и объемом решаемых задач.

В основу строительства ВС РФ были положены пять главных требований: повышение качественных характеристик армии и флота; соответствие армии и флота требованиям обеспечения военной безопасности страны; пропорциональное развитие всех видов ВС и родов войск, наступательных и оборонительных вооружений; упразднение громоздких организационных структур; их рациональная перестройка с учетом характера возможных военных столкновений.

Из состава Вооруженных Сил были выведены Пограничные, Внутренние и Железнодорожные войска, войска Гражданской обороны, Правительственной связи, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования.

Крупной реорганизации подверглись силы общего назначения. В Сухопутных войсках резко сократилось количество общевойсковых и танковых армий, вместо них стали создаваться армейские корпуса. Многие мотострелковые и танковые дивизии переформировывались в мотострелковые бригады.

В августе 1992 года химические войска были переформированы в войска радиационной, химической и биологической защиты.

Произошла крупная реорганизация в ВВС. Армейская авиация была передана в Сухопутные войска в качестве одного из родов войск, упразднены воздушные армии фронтового назначения, созданы ВВС резерва, перестроен авиационный тыл.

В Войсках ПВО образованы новые зоны и районы ПВО, перестроены группировки РТВ и ЗРВ на наиболее опасных направлениях.

Была упрощена организационная структура ВМФ. Ряд флотилий и эскадр флота расформирован. Пересмотрен состав сил постоянной готовности. На новую организацию переведены береговые войска. Реорганизована система боевой службы.

В рамках 2-го этапа строительства ВС РФ - с мая 1997 года по 2000 год, продолжались выработка важнейших направлений формирования их будущего облика, создание нормативно-правовой базы военного строительства.

Военная реформа в России обрела более ясные очертания лишь в 1997 году с началом осуществления практических мероприятий, объявленных Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры».

Указом Президента РФ утвержден разработанный Генеральным штабом «План строительства и развития Вооруженных Сил РФ на 1998 - 2000 гг.». На его основе в Министерстве обороны началась работа по подготовке планов строительства видов Вооруженных Сил и родов войск, Тыла Вооруженных Сил.

В соответствии с разработанной нормативно-правовой базой получили дальнейшее развитие с учетом договорных ограничений стратегические ядерные силы. В состав РВСН были включены войска ракетно-космической обороны (с выводом их из состава Войск ПВО) и Военно-космические силы.

Существенным преобразованиям подверглись силы общего назначения. Сухопутные войска претерпели наиболее значительные сокращения личного состава. Был взят курс на формирование соединений и частей постоянной готовности, способных немедленно приступить к выполнению боевых задач. Крупные группировки на западе и востоке страны были переданы в состав Балтийского и Тихоокеанского флотов. Изменения происходили и в родах войск. Начали формироваться отдельные роты РЭБ в мотострелковых бригадах, отдельные батальоны РЭБ (на базе существовавших к тому времени отдельных батальонов радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы) в мотострелковых (танковых) дивизиях, а также отдельные полки РЭБ общевойсковых объединений.

Одним из главных итогов реализации утвержденного плана стало объединение в 1998 году ВВС и Войск ПВО в один вид Вооруженных Сил РФ - ВВС. В результате Вооруженные Силы переведены на четырехвидовую структуру.

На каждом из стратегических направлений были созданы принципиально новые объединения ВВС - армии ВВС и ПВО. В их состав, креме ударной, разведывательной, военно-транспортной и специальной авиации, вошли истребительная авиация ПВО, зенитные ракетные войска, радиотехнические войска.

В ВМФ в целях повышения устойчивости управления войсками (силами) в обособленных районах РФ в состав Балтийского флота была включена группировка сухопутных войск, дислоцированная в Калининградской области, а также сформирована единая группировка войск и сил на северо-востоке страны.

Велась системная, целенаправленная работа по переходу на новую организационно-штатную структуру ВМФ. Были созданы уникальные объединения ВМФ на Балтийском и Тихоокеанском флотах, включающие в себя морские силы, сухопутные и береговые войска, авиацию и ПВО.

Забайкальский и Сибирский военные округа были объединены в Сибирский военный округ. Военные округа получили статус оперативно-стратегических командований.
В целом в результате оптимизации боевого состава видов Вооруженных Сил и родов войск, систем обеспечения и органов военного управления было сокращено количество объединений, соединений и воинских частей, обеспечен выход на установленный уровень штатной численности ВС РФ. Параллельно началось формирование элементов территориальных систем тылового и технического обеспечения, общих для ВС РФ, других войск и воинских формирований, а также преобразование системы подготовки кадров и военного образования.
В соответствии с принятыми решениями Генеральный штаб разработал «План строительства и развития Вооруженных Сил на 2001 - 2005 гг.». После его утверждения Президентом РФ 16 января 2001 года начался 3-й этап в строительстве и реформировании ВС РФ. Он характеризуется как период оптимизации реформирования Вооруженных Сил, постепенного становления их нового облика.
Одним из основных направлений строительства ВС РФ явилось дальнейшее совершенствование их структуры. РВСН как вид ВС в 2001 году преобразованы в два самостоятельных рода войск - РВСН и Космические войска (КВ). Тем самым Вооруженные Силы были переведены на трехвидовую структуру: Сухопутные войска, ВВС и ВМФ, которая в большей степени соответствует характеру вооруженной борьбы в трех основных сферах - на суше, в воздухе и на море - и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками.

В 2001 году воссоздано Главное командование Сухопутных войск, что позволило добиться централизации руководства этим видом ВС, его строительством, обеспечить проведение единой кадровой, военно-технической и военно-научной политики.

В настоящее время Вооруженные Силы структурно состоят из трех видов: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот; трех родов войск: Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, Воздушно-десантные войска, а также войск, не входящих в виды Вооруженных Сил, Тыла Вооруженных Сил, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск.

Масштабные изменения в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, не завершены. На повестке дня новый этап - строительство современных Вооруженных Сил на основе созданных в процессе реформы правовых, политических, организационно-структурных предпосылок в соответствии с заново осмысленными национальными интересами, местом России в мире и степенью реальности угроз национальной безопасности страны.

14 октября 2008 года в Москве под руководством министра обороны РФ состоялось заседание Коллегии Министерства обороны. На заседании коллегии определен план первоочередных мероприятий по развитию армии и флота, направленных на повышение их мобильности, боеспособности и боеготовности. Президентом России утверждены перспективные планы в этой области, разработанные Министерством обороны. Результат реализации этих мероприятий будет таким:

Запланирован поэтапный перевод всех боевых соединений и воинских частей в категорию постоянной боевой готовности. Сухопутные войска будут переведены на бригадную основу, Военно-воздушные силы - на авиационные базы и бригады воздушно-космической обороны;

На каждом стратегическом направлении будет сформирована группировка войск, способная локализовать и нейтрализовать возможные вооруженные конфликты составом мирного времени;

Бригады быстрого реагирования будут созданы в каждом военном округе. Они войдут в структуру Воздушно-десантных войск, но оперативно будут подчиняться командующим войсками военных округов и выполнять самые оперативные и острые задачи.

С учетом формирования нового облика Вооруженных Сил РФ Воздушно-десантные войска будут перевооружены, военнослужащие станут обучаться по принципиально новым учебно-боевым программам.

Планируется оптимизировать соотношение должностей офицерского состава с общей численностью Вооруженных Сил и довести их количество до 150 тысяч человек (около 15 процентов от общего числа военнослужащих).

Особое внимание будет уделено реформированию системы военного образования. На базе существующих ныне 65 учебных заведений Минобороны России (15 военных академий, 4 военных университета и 46 военных училищ и институтов) будет создано 10 системообразующих вузов, из них - 3 военных учебно-научных центра, 6 военных академий и 1 военный университет.

Во вступительном слове необходимо подчеркнуть актуальность темы занятия и кратко остановиться на этапах развития того вида или рода войск, в котором проходят службу обучаемые.

При освещении первого и второго вопросов необходимо акцентировать внимание обучаемых на том, что эволюции и развитию вида или рода войск в разные периоды времени служит прежде всего изучение опыта их боевого применения во всех видах военных действий, развитие вооружения и военной техники, применяемых в том или ином виде или роде войск, военно-доктринальные и стратегические взгляды руководства страны.

Занятие пройдет намного интереснее, если рассказ сопроводить показом учебных фильмов, например: «Сухопутные войска», «Ракетные войска стратегического назначения», «Военно-воздушные силы», «Военно-морской флот», «Спецназ Вооруженных Сил России» продолжительностью 20 минут каждый, «Тыл Вооруженных Сил РФ», «Воздушно-десантные войска» продолжительностью 30 минут каждый издательства «Армпрепсс», фрагментами интервью руководящего состава ВС РФ из средств массовой информации, касающихся предстоящей реформы.

В заключение занятия необходимо подчеркнуть, что начавшиеся масштабные изменения Вооруженных Сил РФ, направленные на придание им нового облика, имеют цель повышения их мобильности, боеспособности и боеготовности.

1. Бабаков А. Вооруженные Силы СССР после войны (1945 -1986 гг.): История строительства. М., 1987.

2. Жилин В. Организационное строительство Вооруженных Сил: История и современность. М., 2002.

3. Военная история: Учебник для ввузов МО РФ. - М., 2006.

4. Новый облик армии России. «Красная звезда», №197, 2008 г.

5. Официальный сайт Министерства обороны РФ www.mil.ru, раздел «О новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации».

Подполковник Дмитрий САМОСВАТ



Copyright © 2023 Медицинский портал.