Сафар (ахкамы сафара).

«Сафарийлик» означает путешествие, нахождение в дороге; нахождение в пути определенной длины. В исламской терминологии этот термин имеет особое значение и означает путешествие на определенное расстояние. Это расстояние измеряется трехдневным походом, умеренным шагом, то есть расстояние, которое пешком можно было бы преодолеть за восемнадцать часов. То есть это расстояние, которое требует трех ночлегов.

Есть два разных мнения по поводу того, когда наступает состояние сафарийлик :

1- Первая группа считает, что основополагающим условием является расстояние. Согласно этой точке зрения при путешествии на расстояние более чем 90км, человек становится сафарий и начинает совершать намазы в сокращенной форме.

2- Вторая группа считает, что основополагающим является не расстояние, а время. Согласно этой точке зрения при путешествии на более чем трое суток, человек становится сафарий. Соответственно намазы совершаются в сокращенной форме только при таком сроке путешествия и не могут сокращаться, основываясь на расстоянии.

По ханифитскому мазхабу человек должен совершать четырехракатные сафар-намазы в сокращенном виде – в виде двухракатных намазов. Однако даже если он совершит намаз в виде четырех ракатов, то и этот намаз будет считаться действительным. Согласно шафиитскому мазхабу даже в пути будет лучше совершать намаз в несокращенной форме. Даже если действительно все предпосылки для совершения сокращенного сафар-намаза присутствуют, то совершение полного намаза не сделает его недействительным. С другой стороны, если таких предпосылок нет, то сокращенно исполненный намаз не зачитается как действительный. Поэтому, по нашему мнению в целях предосторожности было бы правильней читать намаз в несокращенном виде. Вместе с этим важно постоянно придерживаться одного и того де подхода в этом вопросе, и не критиковать других верующих, поступающих по иному.

Предписания состояния сафарий

В состоянии сафарий верующим дозволены некоторые облегчения и разрешения. Во время рамадана, путешествующему разрешается не соблюдать пост. Путешествующему дозволено совершать намазы в сокращенном виде, а именно вместо четырех ракатов фардов совершать два раката. Такой сокращенный намаз называется «касры сал’ат».

Практика сокращения четырехракатных намазов во время нахождения в пути разрешается Кораном, Сунной и мнением ученых.

Всевышний Аллах сообщает следующее: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить сал’ат (намаз), если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных. Воистину, неверные - ваши явные враги.» (Сура Женщины, аят 101) То, что в этом аяте сокращение намаза привязывается к внешним угрозам, поясняется тем, что путешествия Пророка (меиб) не были лишены опасностей. Однажды один из сподвижников Пророка (меиб) Яъла бин Умайя (мир ему) спросил у Умара: «Почему мы совершаем намазы в сокращенной форме? Ведь нам не сулит никакая опасность». В ответ на это Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «И я спрашивал об этом Пророка (меиб), на что он мне ответил: «Это является облегчением, дарованным вам Аллахом, и вам следует принять этот дар»» (Муслим, Мисафир, 4; Тирмизи, Тахаре, 4, 20; Насаи, Таксир, I).

Существуют неопровержимые предания о том, что достопочтенный Пророк (меиб) совершал намазы в сокращенном виде при путешествиях во время хаджа, умры или при условиях войны. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщил следующее:

«Однажды я был попутчиком Пророка (меиб). Он при путешествиях не совершал намазы более чем в два раката. Также поступали и Абу Бакр, Умар и Осман.» (Ибн Мадже, Икаме, 75). Есть предания о том, что Умар сообщил следующее: «Намаз путника, как было сказано Пророком, в несокращенном виде является равным двум ракатам» (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; Ибн Мадже, Икаме, 73, 124).

Возникает вопрос- Является сокращение четырехракатного фард намаза для путника обязательным или же все же он вправе выбирать сам между сокращением или несокращением?

По Ханифитскому мазхабу, сокращение намаза путником является ваджибом и проявлением тщательности в соблюдении религии. А сознательное совершение фард намаза более чем два раката является макрухом. Вместе с этим если путник после совершения двух ракатов и чтения ташаххуда, совершит еще два раката, то это будет приравнено к исполнению двух ракатов фарда, и продолжению в виде двух ракатов нафиля намаза. Единственный минусом в таком поступке, будет откладывание саляма, который должен был быть дан после двух ракатов, на самый конец намаза. Однако если человек не исполнил ташаххуд после второго раката, то двухракатный фард намаз не будет считаться исполненным. Ведь такое же правило так же присутствует во время утренней и пятничной молитвы. Есть предание о том, что Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщила следующее: «Намаз был сделан фардом в виде двух ракатов, а затем был увеличен до четырех для находящихся дома, а для путников продолжил оставаться двухракатным. (Бухари, Сал’ат,1; Муслим, Мисафирин, 1; Абу Давуд, II, 3). Следующие слова по преданию были сказаны Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах): «Всевышний Аллах назначил фард намаз для находящихся дома четырехракатным, а для путников двухракатным» (Муслим, Мисафирин, 5,6; Абу Давуд, Сафар, 18; Насаи, Хавф,4; Ибн Мадже Икаме, 75).

По маликитскому мазхабу, совершение намаза в пути в сокращенном виде, является несомненной сунной, а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам это является дозволенным делом, предоставленным свободному выбору каждого. Находящийся в пути вправе выбирать между сокращением или обычным исполнением фард намаза. Тем не менее, по ханбалитскому мазхабу сокращенное исполнение намаза является более предпочтительным, потому что так поступали Пророк (меиб) и его четыре халифа.

Совершать намаз в сокращенном виде дозволяется для всех видов путешествий независимо от того, проделывается ли путешествие в религиозных целях, для коммерции или для чего-то греховного. Например, если человек находится в пути для греховного развлечения, или грабежа, или же исполнения другого харамного дела, он может воспользоваться правом совершения намаза в сокращенном виде. Ведь об этом даже сообщается в аяте: «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить намаз » (Сура Женщины, аят 101), который не делает различия между путниками в зависимости от цели их путешествия. (Ибнуль-Хумам, a.g.e., I, 405.; Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, I, 733, 736).

По мнению большинства муджтахидов вне ханифитского мазхаба, все облегчения, предусмотренные в религии для путников (такие как сокращение намаза, объединение намазов, совершение нафиля намазов верхом на средстве передвижения), не будут оставаться в силе, если целью поездки является что-то греховное. Например, если человек находится в пути для совершения разбоя, пьянства или для неразрешенной торговли, то он не может прибегнуть к вышеперечисленным облегчениям, предусмотренным для путников. Ведь в таких случаях человек находится в пути для проявления непокорности Аллаху. Правило в религии гласит «Разрешенные облегчения не могут быть использованы для совершения зла и греха». В аяте сообщается: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. » (Сура Корова, аят 173). Необходимо обратить внимание, что все это разрешено, только если человек не превышает своих полномочий и не преступает свой долг перед Аллахом. Поэтому совершение греховных дел не может быть основанием для воспользования религиозными облегчениями/разрешениями (Ибн Кудаме, аль-Мугни, Кахире 1970, II, 261; Зухайли, II, 323; Ибн Рушд Бидаетуль Муджтахид, I, 163) так как здесь не соблюдается условие проявления покорности Аллаху.

Если путник намеревается находиться на новом месте пятнадцать или более дней, то он уже не будет считаться путником, и соответственно, ему уже не положено совершать намазы в сокращенной форме. Если же человек планирует оставаться в определенном месте пребывания менее пятнадцати дней, то он будет считаться путником и совершать намазы в сокращенной форме. Это правило является одинаковым с правилом, согласно которому период освобождения от исполнения религиозных обязательств для женщин во время менструации не может превышать пятнадцать дней. Несмотря на ее состояние менструации по прохождению пятнадцати дней женщина должна возобновить исполнение поста и намазов. Основанием для назначения такого срока для путников являются следующие слова, переданные нам Ибн Аббасом и Ибн Умаром (да будет доволен ими Аллах): «если ты являешься путником и намереваешься пробыть в определенном месте пребывания пятнадцать дней, то тебе надлежит совершать намазы в несокращенной форме. Если же ты не знаешь, сколько тебе нужно пробыть в этом месте то исполняй намазы сокращенно» (аз-Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллатух, Дамаск 1405/1985, II, 323).

Если путник находится в определенном месте для решения какой-либо своей нужды, то ему положено совершать все намазы в сокращенной форме, даже если его пребывание продлится на годы. Ведь он сам не намеревается остаться более пятнадцати дней и соответственно его статус путника продолжает оставаться в силе. Кстати сам Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) пробыл в Азербайджане шесть месяцев и за это время исполнял намазы в сокращенной форме. Есть сообщения, что и другие сахабы поступали так же.

Если речь идет о военном походе армии, то солдатам положено совершать намазы в сокращенной форме, даже если они сделали остановку в месте пребывания, где они намереваются быть более пятнадцати дней. Все это обусловлено тем, что, несмотря на намерения солдат, окончательный срок их пребывания все же зависит от внешних обстоятельств, и они могут покинуть место раньше из-за поражения или других обстоятельств.

По шафиитскому и маликитскому мазхабам, если путник намеревается пробыть в определенном месте пребывания четыре или более дней, то он должен совершать намазы в полной форме. Потому, что в сунне говориться о том, что пребывание менее четырех дней не отменяет положение путника. Достопочтенный Пророк (меиб) сообщил: «Паломник пребывает три дня после завершения процедур паломничества (хаджа).» Ведь и сам Пророк (меиб) во время совершения умры пробыл в Мекке три дня и за это время совершал намазы сокращенно» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, III, 207).

По ханбалитскому мазхабу, если путник намеревается пробыть в определенном месте более четырех дней или же период времени, который включает в себя более двадцати намазов, то ему надлежит совершать намазы в полной форме. Иначе, он совершает их в сокращенной форме.

Во время совместного пребывания в пути, решающим является не состояние подчиненного, а состояние ведущего. Поэтому положение солдата, касательно того, может ли он прибегнуть к разрешениям/облегчениям в религии для путников или нет, будет, зависит от положения его командующего; для служащего от его работодателя; для учащегося от положения его наставника; для жены от положения ее супруга.

В этом вопросе правила религии, предусмотренные для путников, не распространяются на несовершеннолетних детей. А по шафиитскому мазхабу, если несовершеннолетний ребенок уже достиг умственной зрелости, то он в пути может совершать намазы сокращенно.

Если человек находится в пути в качестве подчиненного и не знает или не может узнать, куда его предводитель направляется, и на какой срок, то он в течение первых трех дней будет совершать намаз в несокращенном виде, а далее будет совершать в сокращенной форме.

При совершении намаза с джамаатом, имамом может быть как человек находящийся в состоянии путника, так и человек, постоянно проживающий в этой местности. Если имамом стал человек в состоянии путника, то после двух ракатов он делает салям, а стоящий позади него человек, не путник, продолжит намаз без чтения вслух и восполнит его до полной формы. При этом считается мустахабом (т.е. желательным) для имама предупредить джамаат до начала намаза, что он является путником и чтобы, джамаат довел намаз до конца самостоятельно. Если же путник стал совершать намаз позади имама непутника, то он совершит его также как и имам в несокращенной форме. Однажды когда у Ибн Аббаса спросили, почему путник в индивидуальном порядке совершает намазы в сокращенной форме, а в качестве джамаата за имамом непутником совершает его в полном виде, он ответил, что это является сунной. (Аз-Зухайли, a.g.e., II, 335).

Если человек хочет совершить четырехракатный каза намаз, пропущенный во время путешествия, то он не может совершить его позади имама, не являющегося путником. Ведь пропущенный намаз должен будет быть совершен как двухракатный намаз.

Нельзя совершать два отдельных намаза в объединенной форме по причине путешествия, дождя или снега. Такое объединение разрешается только во время паломничества (На Арафате для зухр и аср намазов; в Муздалифе для магриб и иша намазов) для совершения джамаатом. (смтр. времена молитв)

В остальных трех мазхабах, кроме ханифитского, разрешается объединить зухр и аср, или же магриб и иша, если на то есть уважительные причины. Например, можно во время намаза зухр совершить объединенный намаз за аср, или же во время иша намаза совершить объединенный намаз, включающий в себя и магриб намаз. Хотя все три мазхаба, кроме ханифитского, предусматривают возможность объединить намазы, все же подчинено строгим условиям.

Совершение каза намазов (т.е. пропущенных намазов) зависит от того, когда они были пропущены. Если человек совершает намаз, который был пропущен во время нахождения в пути, то он должен совершить каза намаз также сокращенно, даже если он уже не является путником. Аналогичным образом, совершение намаза, который был пропущен в обычное время, должно быть в полной форме, даже если в текущий момент человек находится в пути. То есть, каза намазы совершаются всегда в такой форме, в которой они должны были быть исполнены в свое время.

Завершения путешествия:

Когда человек возвращается на свою основную родину, то его состояние нахождения в пути заканчивается. При этом, не важно собирается ли он оставаться там более или менее пятнадцати дней. А когда речь идет о возвращении не на основную родину, а на место постоянного проживания, то разрешенность сокращения намазов зависит от срока его пребывания.

В общем, понятие родины разделяется на три:

1. «Основная родина (ватан асли)»: это то место где человек родился, либо женился и решил остаться на постоянно, либо решил остаться на постоянно, не желая переехать куда-либо в другое место.

2. «Родина проживания» (ватан икама): это место, которое не является «основной родиной» человека, и где человек всего лишь намеревается остаться на жительство на срок более чем пятнадцать дней. Например, когда человек по военной службе, учебе, работе и т.д. пребывает в месте, где он не намеревается остаться навсегда, но все же пробудет более пятнадцати дней, то это место будет его «родиной проживания».

3. «Краткосрочная родина» (ватан сукна): это место пребывания, где путник намеревается пробыть менее пятнадцати дней. В этом случае, конечно же, это пребывание не меняет ни основную родину, ни родину проживания. Такой человек будет считаться как на протяжении пути, так и во время краткого пребывания, путником (т.е. сафарий). А человек, который находится в пути к своей основной родине или родине проживания, считается сафарий только во время пути, но не по прибытию. Как только он достигает своей цели, то он сразу же перестает быть сафарий.

Если человек возвращается, откуда-либо на свою «родину проживания», то он по достижению цели тут же перестает быть сафарий. Аналогичным образом, если человек из своей «родины проживания» или «краткосрочный родины» возвращается на «основную родину», он также по достижению цели тут же перестает быть сафарий.

Если человек из места своего постоянного проживания переселяется на другое место для постоянного жительства, то уже новое место будет считаться его «основной родиной». Потому, что достопочтенный Пророк (меиб) при посещении Мекки действовал как сафарий и сообщил окружающим «Мы являемся сафарий» (аш-Шавкани, III, 270).

Если человек, имея семью в одном городе, переселяется в другой город без своей семьи и женится там, то оба города становятся для него «основной родиной». В каждом из них он не будет считаться сафарий.

Исламская энциклопедия

С наилучшими пожеланиями…...

Каждому, кто вышел в дальний путь необходимо знать все, что связано с объединением намазов и их сокращением.

Намаз можно сократить, вместо четырех ракаатов совершая два. Сокращаются обеденный, послеобеденный и ночной намазы, а вечерний и утренний – не сокращаются. При вступлении в намаз в намерении совершить намаз добавляют еще и слово «сокращая». Для того, чтобы разрешалось сокращать намаз, путь должен быть не менее 92 (есть версия что и 85) км. Если путник совершает намаз за непутником или за тем путником, который не намерен сокращать намаз, то ему сокращать свой намаз нельзя. Если путь превышает 138 км., то сокращать намаз предпочтительнее, чем совершать его полностью
.

Сокращение намазов.

Допускается, человеку сокращать 4-х ракаатные намазы и совершать их по два ракаата. Например, обеденный, предвечерний и ночной намазы можно сократить на 2 ракаата. Но утренний и вечерний намазы не сокращаются, а делаются как обычно. Для того, чтобы допускалось такое сокращение, необходимо быть в наличие 9 – ти условий:

1) Расстояние должно быть не менее 85 км. Но некоторые алимы говорят, что необходимо 92 км. И не имеет разницы, за какой промежуток времени вы пройдете это расстояние.

2) Человек должен знать о дозволенности сокращения намаза. Если же он сократил или объединил, не зная о его дозволенности, то его намаз не считается.

3) Чтобы сафар его не был грешным. Если же на этот сафар, побудил его какой – либо грех, то уже не дозволяется сокращать намаз. Но если он в середине поездки искренне покается, то в таком случае ему можно сокращать, если до его цели осталось 85 км. В противном случае ему не разрешается сокращать.

4) Путешествие должно быть целевым. Если же человек бродит сам не зная куда, или к примеру, жена следит за мужем и не знает на какое расстояние они идут, то в таком случае намаз нельзя сокращать (т.е. этому бродячему и жене).

5) Намерение для сокращения намаза должно быть во время вступительного такбира.

6) Должен остерегаться от того, что портит намерение для сокращения. Например, если появились сомнения, делал ли он намерение для сокращения или нет, то необходимо полностью совершить 4 ракаата.

7) Чтобы не следовал за тем, кто совершает все 4 рааката.

8) Нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза.

9) Чтобы он вышел из того населенного пункта, где он проживает. Если село ограждено чем-либо, то начало сафара будет с этих оград. Если же не ограждено, то рассматриваются строения и постройки. Т.е. в таком случае началом сафара будет оставление за собой этих построек.

Если будет отсутствовать хоть одно из выше перечисленных 9-ти условий, то намаз нельзя сокращать.

Если прибыл в какое-либо место, где намерены остаться на 4 дня (не учитывая дня прибытия и выезда оттуда) и более, то сокращать намаз в этом месте нельзя. А если вы не знаете, на сколько дней там останетесь и каждый раз думаете, что вот-вот решится проблема, по которой вы приехали, то вам можно сокращать намаз (?) дней.

Объединение намаза.

Можно в сафаре объединить обеденный с предвечерним и вечерний с ночным намазами.

Для того, чтобы объединить, перенося предвечерний на обеденный и ночной на вечерний, необходимо 4 условия:

1) Обеденный намаз необходимо совершить раньше предвечернего, а вечерний раньше ночного.

2) Наличие намерения перенести в первом намазе.

3) Непрерывность меду этими намазами, т.е. после 1-го сразу совершить второй намаз. Если же удлинился промежуток времени между этими намазами (даже если по причине), то 2-й намаз необходимо совершить в свое установленное время.

4) Продолжительность сафара до вступления во 2-й намаз. Если же он прибыл до вступления во 2-й намаз, то его необходимо совершить в свое время.

Условий для переноса обеденного на предвечерний и вечернего на ночной намазы 2:

1) Наличие намерения на перенос до завершения времени первого намаза (и время должно быть таким, которое ему хватит для совершения этого первого намаза).

2) нахождение в пути, пока не завершится 2-й намаз. Если он прибудет к своей цели во время 2-го намаза, то первый будет считаться как возмещенный.

В своей жизни людям приходится совершать различные путешествия, начиная от поездок в деревню или к родственникам в другой город и заканчивая визитами в дальние страны. Для некоторых даже дорогу до работы можно назвать целым путешествием, которое может занимать по несколько часов.

Во время таких поездок верующие могут испытывать определённые трудности с соблюдением религиозных предписаний, в связи с чем Всевышний даровал мусульманам милость в виде облегчённого варианта чтения намаза для путников.

В Коране Создатель обращается к Своим рабам:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» (4:101)

Однако не каждый путешественник вправе сокращать молитву, так как многое зависит от пройденного расстояния и времени пребывания на одном месте. Путником в исламе считается тот, кто преодолел расстояние от собственного дома, которое человек может проделать пешком не менее чем за 18 часов. Если учесть, что средняя скорость ходьбы человека составляет 5 км в час, то за 18 часов он в состоянии пройти около 90 километров, ну или, с учётом усталости, около 85-87 км. Таким образом, мусульманин, который проделал путь от дома в 87 и более км, вправе сокращать свои намазы. Если же он выехал из пункта назначения, когда уже наступило время какого-либо намаза, то данный намаз он не должен сокращать, даже если в путь отправился спустя пару минут после наступления времени молитвы.

Что же касается сроков пребывания на одном месте, то мнения учёных здесь разделились, так как в Благородной сунне нет чётких указаний по данному вопросу. Богословы-ханафиты утверждают, что путником считается тот, кто намерен остановиться на новом месте на срок менее 15 суток. Исходя из этого, если человек планирует задержаться на 15 суток и более, то он не вправе сокращать молитвы на новом месте, в то время как непосредственно в дороге он вправе совершать сокращённую молитву. Представители шафиитского мазхаба, в свою очередь, называют цифру в 4 суток, то есть путником может считаться лишь тот, кто останавливается на новом месте на срок менее 4 суток.

Если же верующий прибыл в пункт назначения и не может запланировать, когда он отправится обратно, то он будет считаться путником, даже если в состоянии ожидания отъезда пробудет там пару месяцев.

Сокращение намазов путником

Право сокращать для путников действует в отношении не всех намазов. Допускается делать короче только обязательные (фард) намазы, включающие в себя 4 ракаата, то есть полуденную (зухр), послеполуденную (аср) и ночную (иша) молитвы. Утренняя (фаджр) и вечерняя (магриб) молитвы в пути читаются так же, как и в обычное время.

О степени необходимости сокращения молитв в пути богословы не имеют единого мнения. Одни учёные, например, ханафиты, считают, что верующим необходимо (ваджиб) сокращать молитвы в пути. Другие же, в частности, шафииты, уверены, что человек может сам принять решение, стоит ли ему сокращать молитву или нет.

Если же мусульманин, находящийся в пути, совершает намаз с джамаатом и за имамом, который не сокращает намаз, то в таком случае путнику следует совершить полноценный намаз.

Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись. Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая. Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.

Объединение намазов в пути

Ещё одно облегчение для путника - право объединения намазов, то есть совместного прочтения полуденной с послеполуденной и вечерней с ночной молитв. Таким образом, де-факто получается, что в пути мусульманин может совершать три намаза, что также является милостью Творца к Своим рабам. Подтверждением этому служит хадис, повествующий, что находясь в пути, Пророк Мухаммад (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю - с ночной» (приводится Бухари).

О допустимости объединения намазов путниками в среде учёных так же бытует два мнения. Одни полагают, что такое дозволено, и правоверным следует это делать. Другие же считают, что в таких ситуациях следует максимально оттянуть время одной молитвы и прочитать её, а сразу после этого совершить другую, не нарушая тем самым правила «каждому намазу - своё время». В качестве доказательства своей позиции они приводят хадис: «Я видел, что когда Посланнику Всевышнего (с.г.в.), находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву с тем, чтобы объединить её с вечерней» (Бухари, Муслим).

Намаз в транспорте

Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:

1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.

2. Молитва не по направлению к кибле. Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится . В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии » (сура «Хадж», аят 78). То есть Аллах не предписал среди норм религии ничего, что приводит к изнурению и затруднению и ставит человека в затруднительную ситуацию. И где бы мусульманин ни оказался в затруднительной ситуации, Аллах облегчает ему положения религии, так что Его предписания всегда остаются приемлемыми и переносимыми.

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1) уменьшение числа совершаемых в намазе ракатов, которое называется «сокращение»;

2) совмещение двух намазов при совершении, посредством которого путник получает больше свободного времени, которое называется «объединение между двумя намазами».

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Аллах говорит (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов » (сура «Женщины», аят 101). Пользоваться облегчениями путешествия является дозволенным, независимо от наличия или отсутствия в пути трудностей.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

2. Путник должен выехать за пределы зданий города. Если человек просто намерился отправиться в путь, но не выехал из города, ему нельзя сокращать и объединять намазы, поскольку такой человек ещё не является путником.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) объединял обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, если находился в пути. Также он объединял вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы » (Аль-Бухари).

Также передаётся, что Пророк (ﷺ) объединял намазы в пути, когда он вышел в поход на Табук: он объединил обеденный и послеобеденный намазы, а также вечерний и ночной. Саид бин Джубейр сказал: «Я спросил Ибн Аббаса: “Что подвигло его на это?” Он ответил: “Он хотел не создавать затруднений для своей уммы” ».

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Передаётся, что «Пророк (ﷺ) шёл в поход на Табук, и, когда он выдвигался до того, как солнце поднимется к зениту, он откладывал обеденный намаз, чтобы объединить его с послеобеденным и совершить их вместе. Если же он выдвигался после того, как солнце отклонилось от зенита, то сначала совершал обеденный и послеобеденный намаз вместе, после чего выходил в путь. Также, если он выдвигался до захода солнца, то откладывал вечерний намаз, чтобы совершить его вместе с ночным, если же он выдвигался после захода солнца, то переносил ночной намаз и совершал его с вечерним».

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

Аль-Бухари передал от Ибн Умара, что он сказал: «Я видел, что, когда Пророк (ﷺ) торопился, находясь в пути, он откладывал обязательный вечерний намаз и совершал его в три раката, после чего отдавал приветствие. Затем он почти без задержки приступал к ночному намазу и совершал его в два раката, после чего отдавал приветствие ».

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

Аль-Бухари передал следующее сообщение, связав его с главой о расстоянии сафара, при котором сокращается намаз: «Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сокращали намаз и не держали пост (в месяц Рамадан), когда выезжали на расстояние четырёх бурдов». Четыре бурда равны шестнадцати фарсахам, что приблизительно равняется 81 километру. Как сказали исламские правоведы, подобные действия совершаются только по причине знания, полученного от Пророка.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).

Статья подготовлена на основе материалов книги «Аль-фикху ль-манхаджи аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии».

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» (Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я"ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: "не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих" - "Мы ведь в безопасности сейчас?!", на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: "Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)" ". (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас"уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока - намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять - делается намаз стоя, нет - то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).



Copyright © 2023 Медицинский портал.