Проведение киселевым реформы государственных крестьян. Аграрные реформы П

Реформа П. Д. Киселёва , реформа управления государственными крестьянами в России, осуществл. в 1837—41 под рук-вом П. Д. Киселева. Граф Павел Дмитриевич Киселев (8.01.1788 — 14.11.1872) участвовал в Отеч. войне 1812 и заграничных походах рус. армии, был генерал-адъ ютантом, чл. Гос. совета (с 1834), постоянным чл. всех секретных к-тов по крест. вопросу. Управлял Молдавией и Валахией (1829—33), где провел реформу агр. отношений. Сторонник законодат. ограничения власти над крестьянами, в 1816 представил имп. Александру I записку «О постепенном уничтожении рабства в России». Отстаивал право крестьян на личную свободу, законодат. регулирование размеров земельного надела, барщины и оброка. Предпосылкой возникновения идеи реформы послужило кризисное состояние гос. деревни 1830-х гг.: малоземелье (в 30 губерниях земельный надел составлял 5 дес на душу, в 13 — от 1 до 3 дес при норме 8 дес в малоземельных губ. и 15 дес — в многоземельных); уменьшение платежеспособности крестьян, увеличение недоимок. Идея реформы была выработана секретным «Комитетом для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» (1835). Для ее подготовки и проведения было учреждено 5- е Отделение Собств. Его Императорского Величества Канцелярии во главе с Киселевым (1836). В кон. 1837 было создано Мин-во гос. имуществ во главе с Киселевым. На новое мин-во возлагалась реорганизация системы управления казенной деревней и осуществление «попечительных» мер, способных поднять ее производит. силы и платежеспособность. Предполагалось, что реформир. гос. деревня явит образец управления земельными владениями для частных владельцев — помещиков. Реформа началась с создания новой ветви бюрократич. аппарата в центре и на местах. В 1837—41 была сформирована структура управления Мин-ва гос. имуществ и его подразделений (содержание нового адм. аппарата было возложено на крестьян): в губерниях — палаты гос. имуществ, в округах — окружные нач. со штатом чиновников, в волостях — волостные правления и суд. расправы, в сел. об-вах — сел. старшины, старосты, сборщики податей, смотрители хлебных магазинов, сотские, десятские, чл. сел. суд. расправ. Кол-во органов управления государсвенными крестьянами увеличилось со 120 до более чем 1500. В Вятской, Пермской и Оренбургской губерниях новые учреждения были открыты летом 1839. По сведениям Н. М. Дружинина, в отчетах ревизоров, проверявших работу органов гос. имуществ Оренб. губ., дана отрицат. характеристика деят-сти местных чиновников: зачастую крестьяне оказывались «во власти невежественных и грубых чинуш, стремившихся к личному обогащению», для к-рых «польза казны и крестьян была делом второстепенным, посторонним, чуждым». Чиновник особых поручений, ревизовавший в 1847 Оренб. управление гос. имуществ, рапортовал Мин-ву, что «многие чиновники как Палаты, так и подчиненных ей мест или нетрезвы поведением, или малодеятельны, или малоспособны». Ревизор Львов в 1849 сообщал, что делопроизводство в Оренб. палате велось бессистемно, с отступлением от установл. правил, чиновники отличались недобросовестным отношением к выполнению своих обязанностей. В соответствии с целями реформы органы гос. имуществ Оренб. губ. были задействованы в реализации плана Мин-ва по переселению крестьян из малоземельных губерний на многоземельные окраины. По данным Ю. М. Тарасова, в Оренб. губ. в 1834—50 переселилось 150 тыс. душ обоих полов (в 1800—16 — 224 тыс., в 1816—34 — 320 тыс.). За 50 лет числ. населения Челябинского и Верхнеуральского уездов увеличилась в 2 раза, Троицкого уезда — в 4. На осуществление переселенч. политики Мин-вом гос. имуществ за 10 лет (1842—52) было выделено 2,5 млн руб. Для организов. переселенцев были предусмотрены пособия на дорогу и ссуды на обзаведение х-вом на новом месте. Местные власти не всегда выполняли предписанные правилами условия. Известен факт, когда 218 калужских переселенцев, отправившиеся в 1848 в Оренб. губ., получили на дорогу от Калужской палаты гос. имуществ 29 руб. и от Оренб. палаты — из расчета 3,5 коп. в день; из причитавшейся на обзаведение х-вом ссуды в сумме 55 руб. на каждый двор получили только по 20 руб. В результате Оренб. палата в 1849 подверглась строгому выговору со стороны Киселева за «непростительную невнимательность к воронежским переселенцам». В кон. 1840-х гг. на Юж. Урал прибыли государственные крестьяне из Псковской (1953 чел.), Саратовской (2132), Курской (3206), Воронежской (2934), Пензенской (3655), Рязанской (5472), Тамбовской (3175) губ. По сообщению чиновников Мин-ва гос. имуществ, проверявших положение переселенцев в Оренб. губ. в 1834 и 1849, мн. переселенцы в теч. 6 лет не сумели получить полн. наделов и пособия. Жилища переселенцев были «самыми убогими» (в осн. землянки). Отмечались нехватка скота, продовольствия, качеств. воды, урожая; массовые заболевания и повыш. смертность. Особенно тяжелым было положение самовольных переселенцев. Реформа Киселева предусматривала проведение «попечительных» мер, направл. на улучшение хозяйственной деятельности и быта, повышение благосостояния и культ. уровня гос. крестьян. Так, было пересмотрено обложение податями в соответствии с местными хоз. условиями. Натур. повинности переводились в ден. Учреждались вспомогат. ссуды для мелкого кредитования крестьян, расширялась сеть запасных хлебных магазинов на случай неурожая. Принимались меры по созданию в казенной деревне мед. и вет. пунктов, увеличению сети низших школ. С целью распространения агрономич. знаний Мин-во гос. имуществ осуществляло издат. деят-сть, проводило конкурсы на лучшее сочинение. Так, золотой мед. был отмечен преподаватель агрономии Оренб. духовной семинарии В. М. Черемшанский за «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении». Созданные в селениях гос. крестьян приходские уч-ща получили наим. Киселевских школ. Не все начинания Мин-ва получали поддержку на местах. Напр., в Оренб. губ. не было выполнено указание Мин-ва о создании прод. резервов в объ еме 1,5 четв. хлеба на ревизскую душу. Отказ крестьян от обязат. посадки картофеля и засыпки семян для общест. запашки, слухи о передаче гос. крестьян в частное владение вылились в нач. 1840-х гг. в Троицком и Чел. уездах в волнения крестьян (см. Волнения крестьян в Троицком и Челябинском уездах). В 1850 Мин-во подвело итоги состояния шк. дела в гос. деревне 22 уездов: в 7, в т. ч. в Оренб., состояние было признано «исполненным недостатков». Сказывалась нехватка средств, учителей, учебников, пособий. На Южном Урале к этому времени насчитывалось 54 приходских уч-ща. Усилия по организации врачебной помощи привели к тому, что на 1 врача или фельдшера в 1849 приходилось 40 тыс. чел. населения гос. деревни, в 1856 — 27 тыс. В 1856 врачебной помощью было охвачено 0,8% населения казенной деревни. Аналогичное положение было на Южном Урале. Реформа Киселева получила неоднозначную оценку современников. С одной стороны, благодаря преобразованиям под его рук-вом в 1837—66 более 200 тыс. безземельных крестьян получили надел и ден. пособие, из густонасел. губерний переведено 66746 семей (231226 душ мужского пола). С др. стороны, его упрекали в расширении власти окружных нач.; консервативная часть об-ва видела в его деят-сти по улучшению благосостояния гос. крестьян и распространению нар. образования угрозу крепостным устоям.

Период властвования Николая I в истории России называют периодом реакции и консерватизма. Действительно, после разгрома декабристского бунта император всячески стремился укрепить империю, делая это по большей части силовыми методами. Сам царь осознавал, что только такими методами страну не успокоить, поэтому пошел на ряд преобразований, одной из которых стала реформа Киселева.

Накануне преобразований

Начало царствования преемника Александра ознаменовалось мощным восстанием, в котором участвовали в том числе и привилегированные слои российского общества. Оно крайне напугало нового императора, поэтому по отношению к заговорщикам были приняты самые строгие меры, а пятеро руководителей бунта были казнены. В ходе начавшегося следствия Николай увидел всю неприглядную картину внутреннего положения страны. Либеральные слои высшего общества настаивали на проведении широких реформ, с чем царь категорически не был согласен. Однако он сделал небольшие уступки общественному мнению, так, была удалена одиозная фигура Александровского правления граф Аракчеев. Но на самом деле это не было концом, дело аракчеевщины продолжили многие последователи графа, оставшиеся у власти, которые пользовались полным доверием Николая.

Первые шаги Николая I

Но все же император окружил себя и поистине прогрессивно мыслящими людьми. Это были Е. Ф. Канкрин и П. Д. Киселев. С этими фигурами и связаны основные преобразования николаевской эпохи. В начале своего царствования император особого внимания не придавал крестьянскому вопросу, но с течением времени царь и его окружение все больше склонялись к мысли, что крепостное право - это зло, и помещики находятся на пороховой бочке новых бунтов. Но кардинально решать вопрос правительство опасалось, поэтому была ставка на эволюционное и осторожное реформирование. Одним из этих шагов должна была стать реформа государственной деревни Киселева. Павел Дмитриевич был известен как последовательный сторонник отмены крепостного права, в течение 20-30-х годов XIX века несколько раз подавал записки на высочайшее имя с предложениями по улучшению положения крестьян. Поэтому Николай счел его кандидатуру вполне подходящей для решения крестьянского вопроса.

Реформа Киселева

Специально для проведения реформ в 1837 году было образовано Министерство государственных имуществ, руководителем которого был назначен граф П. Д.Киселев. Суть реформы Киселева сводилась к созданию компетентной администрации, которая бы полностью разбиралась в крестьянском вопросе, а также улучшение быта и хозяйственной жизни крестьян. Сразу после назначения граф приступает к преобразованиям. В первую очередь он изменил систему управления крестьянами. В губерниях вводились специальные казенные палаты, им в свою очередь подчинялись округа, состоявшие из нескольких уездов. Кроме того, реформа Киселева предполагала внедрение волостного и сельского самоуправления, особый суд для решения малозначительных правонарушений в среде крестьян. Также была введена в действие новая система налоговых сборов, ее главная идея - учет доходности крестьянского хозяйства.

Идеи и реализация реформы

Киселева этим не исчерпывалась. По прямому настоянию графа во многих сельских округах стали открываться лечебные и образовательные учреждения, с малоземельем пытались бороться путем Крестьянские общины уезжали в другие регионы страны, при этом получали небольшое денежное возмещение на первое время. Это направление крестьянской политики не получило большого развития, семьи крестьян не желали покидать родные края. Главное положение реформы Киселева подразумевало повышение агротехнического уровня в обработке земли, повышение доходности крестьянского хозяйства. С этой целью членов сельской общины учили передовым способам земледелия, однако крестьяне с большим недоверием относились ко всем нововведениям, что приводило чиновников в состояние недовольства, и зачастую применялись административные меры в отношении крестьянской общины.

Последствия преобразований

Одним из последствий политики решать вопросы управленческими решениями стало широкое внедрение посадки картофеля. Частые неурожаи и голод должны были уйти в прошлое. Губернские и волостные чиновники принудительным способом изымали у крестьян лучшие земли, заставляя сажать на них картофель, урожай конфисковывали и перераспределяли по собственному усмотрению, порой даже отсылали в другие населенные пункты. Таким образом власти пытались застраховаться на случай неурожаев, это явление получило название общественной запашки. Но крестьянское сообщество увидело в этом попытку введения государственной барщины, по всем казенным деревням прокатилась волна бунтов с требованием отменить общественную запашку. В этом направлении реформа Киселева потерпела крах.

Недовольство помещичьих кругов

Вообще, преобразования шли с большими пробуксовками, в первую очередь это было связано с тем, что большинство помещиков относилось к ним с большими опасениями, а некоторые и вовсе выражали недовольство политикой графа Киселева. Их опасения сводились к тому, что улучшение положения увеличит желание их крепостных перейти в разряд государственных. Но если с этим они еще худо-бедно мирились, то широкие планы Павла Дмитриевича по личному освобождению крестьян от крепостной зависимости, наделение их небольшими земельными участками и точное определение размеров оброка и барщина вызывали у них яростное недовольство. Реформа государственной деревни Киселева признавалась большей частью помещиков вредной, это вызывало опасение и в правительстве. По мнению реакционных министров начало демонтажа крепостного права могло привести к росту общественного движения по всей стране. Этого больше всего остерегался Николай I, поэтому все дальнейшие попытки разрешить крестьянский вопрос были отложены по указанию императора на отдаленную перспективу.

В целом за все правление Николая Павловича реформа Киселева была единственной значимой попыткой разрешить она во многом подготовила почву для будущей ликвидации крепостного права, и немаловажную роль в этом сыграл Павел Дмитриевич Киселев.

Киселева реформа - реформа государственной деревни, проведенная в 18371841 гг. министром государственных имуществ П. Д. Киселевым.

В марте 1835 г. был учрежден Секретный комитет для обсуждения проекта крестьянской реформы, а в апреле - Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с П. Д. Киселевым для подготовки реформы государственной деревни. В кон. 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. Ему Николай I поручил провести задуманную реформу.

Реформа распространялась на 8,1 млн душ мужского пола - государственных крестьян в основном западных и некоторых южных губерний, однодворцев и др., составлявших в общей сложности более трети всего населения России.

В 1838-1841 гг. в великорусских, западных и прибалтийских губерниях была создана четырехступенчатая система управления: губерния - округ - волость - сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ. В состав округа, в зависимости от численности государственных крестьян, входили один или несколько уездов. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. Округа делились на волости (ок. 6 тыс. душ мужского пола в каждой). Волостной сход, на который посылали по одному представителю каждые 20 крестьян-домохозяев, избирал на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух заседателей, а также волостного писаря.

Волости состояли из сельских обществ, ок. 1,5 тыс. душ мужского пола в каждом. В состав сельского общества входили одно или несколько селений. В сельском сходе участвовало по одному представителю от каждых 5 домохозяев. Сход избирал на 3 года сельского старшину, а для надзора за порядком - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Разбором мелких тяжб и проступков занимались избираемые крестьянами волостные и сельские суды ("расправы"). Они состояли из судьи и заседателей ("добросовестных").

Общинное землепользование с переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела. Власти передали крестьянам часть земли из государственного резерва - всего ок. 2,5 млн десятин. Крестьянские семьи начали переселять в малонаселенные губернии. Переселенцы (170 тыс. душ мужского пола) также получили 2,5 млн десятин земли, государственные крестьяне западных губерний были освобождены от барщины.

На селе появились врачи и ветеринары. Возникали "образцовые" фермы, где развивались передовые приемы земледелия. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли т. н. общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля.

Принудительная посадка картофеля привела к массовым бунтам на Урале, в Поволжье и др. местностях. В ноябре 1843 г. Киселев отменил обязательные посевы картофеля. Реформа улучшила положение государственной деревни, увеличила наделы крестьян и устранила земельную "тесноту".

Практические мероприятия правительства Николая I по крестьянскому вопросу были направлены на облегчение положения крепостных, регулирование их отношений с помещиками под контролем государства. Так, указ 1833 г. запрещал перевод крестьян в разряд дворовых с лишением их надела, продажу крепостных на публичных торгах и с «раздроблением семейств», а также уплату дворянских долгов крестьянами без земли. В 1844 г. помещики получили право отпускать своих дворовых на свободу по двухстороннему соглашению, утверждаемому местными властями. Секретный комитет 1847 г. одобрил предложение о разрешении крепостным крестьянам выкупаться целыми селениями при продаже помещичьих имений с публичных торгов за долги. Соответствующий указ императора 8 ноября 1847 г. определил размер выкупной суммы (она равнялась последней на торгах цене), срок и порядок ее внесения крестьянским обществом. Никакой помощи от казны не предполагалось. Значительное число поступивших от крестьян ходатайств заставило правительство в 1849 г. скорректировать уже утвержденные условия: возможность внесения выкупа теперь обусловливалась согласием помещика.

Ряд царских указов облегчал торгово-предпринимательскую деятельность крепостных. Власти облегчили процедуру выдачи им «видов на отлучку», снизили плату за паспорта. С разрешения помещика крестьяне могли учреждать заводы и фабрики, а с 1848 г. и покупать незаселенную землю на свое имя.

Особняком в череде правительственных мероприятий по крестьянскому вопросу стоит инвентарная реформа. В 1847-1848 гг. в Юго-Западном крае (Волынская, Киевская и Подольская губернии) были введены так называемые инвентарные правила, в 1852- 1855 гг. их действие распространялось и на белорусские губернии. Согласно этим правилам вся земля, находящаяся в пользовании крестьян к 1847 г., сохранялась за ними без изменений. Регламентировались и крестьянские повинности: был установлен обязательный для всех имений высший предел барщины, ликвидированы разнообразные платежи. Землевладельцы не могли уменьшать наделы и увеличивать повинности. На основе общих правил специальные губернские комитеты для каждого поместья составили инвентари, которые представляли собой описание имений с фиксацией размера крестьянских наделов. Инвентари утверждались генерал-губернатором. Решительность правительства при проведении инвентарной реформы объяснялась спецификой края. Большая часть помещиков юго-западных, белорусских и литовских губерний была польского происхождения. Стремлением ослабить их влияние и предотвратить обезземеливание крестьян (в большинстве своем русских, малороссов и белорусов) и руководствовались власти, вводя инвентари. Реформа вызвала недовольство не только помещиков, но и части крестьян, так как в ряде случаев новые правила ухудшили их положение.

Реформа П.Д. Киселева

Наряду с частными мерами правительство пыталось решить и более общую задачу постепенного освобождения крестьян и возвращения им гражданских прав. В процессе перехода крестьян «от состояния крепостного до состояния свободы» намечалось три этапа. На первом этапе предполагалось ограничить барщину тремя днями в неделю; на втором - ввести законодательное регулирование крестьянских повинностей; на третьем - предоставить крепостным личную свободу без наделения их землей. Каких-либо сроков освобождения крепостных установлено не было. Начать преобразования планировалось с реформирования государственной деревни, а затем распространить этот опыт на частновладельческие имения. Таким образом, речь фактически шла о двуединой реформе: результаты изменений в положении казенных крестьян должны были стать мощным орудием воздействия на дворянство.

Сам проект так и не был реализован, но его обсуждение выдвинуло на ключевые позиции в разработке правительственного курса по крестьянскому вопросу Павла Дмитриевича Киселева (1788-1872). В 1829-1834 гг. Киселев возглавлял гражданское и военное управление Дунайских княжеств. Проведенные под его руководством реформы были высоко оценены царем. В 1836 г. Киселев возглавил V отделение императорской канцелярии, созданное для разработки нового положения об управлении государственными крестьянами, а с 1837 г. стал первым министром государственных имуществ. Николай I считал его своим «начальником штаба по крестьянской части». Поэтому проведенная в 1837-1841 гг. реформа государственной деревни получила название «реформы Киселева».

Важным направлением реформы была перестройка системы управления казенными крестьянами. Кроме создания в рамках Собственной его императорского величества канцелярии V отделения и учреждения министерства государственных имуществ, в каждой губернии образовывались местные палаты государственных имуществ. Губернии делились на округа, которые в свою очередь объединяли несколько волостей государственных крестьян (около 6 тыс. душ мужского пола). Собиравшийся периодически волостной сход избирал на три года волостное правление, волостного голову и писаря. Волости подразделялись на сельские общества (около 1,5 тыс. душ в каждом). Сельский сход избирал сельского старшину, а для исполнения полицейских функций - сотских и десятских. Рассмотрение крестьянских имущественных исков на небольшие суммы и дел о незначительных правонарушениях было поручено волостным и сельским расправам (судам).

Для ликвидации малоземелья Министерство государственных имуществ организовало переселение крестьян в малонаселенные губернии, а также выделяло им дополнительные земли из государственного фонда.

Власти стремились осуществить систему «попечительства» над крестьянами: строились школы, больницы, ветеринарные пункты, создавались образцовые фермы для распространения среди крестьян новейших агротехнических знаний, расширялась общественная запашка для увеличения страховых резервов на случай чрезвычайных ситуаций. Были учреждены специальные кредитные кассы, которые выдавали крестьянам «вспомогательные» ссуды.

Главная цель реформы - приблизить положение государственных крестьян к состоянию «свободных сельских обывателей» - оказалась выполненной. В итоге проведенных преобразований уровень жизни казенных крестьян несколько вырос, недоимки сократились, увеличились земельные наделы. Эти позитивные изменения сопровождались ростом бюрократического аппарата и созданием системы мелочной чиновничьей опеки над государственной деревней.


Похожая информация.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Реформа Киселева - это проведённая в 1837-1841 годах по инициативе министра государственных имуществ Российской империи Павлом Дмитриевичем Киселевым реформа управления государственными крестьянами .

Подготовка

В апреле 1835 года было образовано 5 отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии под руководством П. Д. Киселева для разработки проекта крестьянской реформы. Павел Дмитриевич Киселев был сторонником отмены крепостного права, но при этом предлагал решить этот вопрос постепенно и без потрясений для государства. Ещё, не будучи министром, он уже получил право личного еженедельного доклада государю, имея колоссальные возможности для реализации собственных реформаторских идей. Преобразования предполагалось начать с Санкт-Петербургской губернии, поэтому была учреждена Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, в которую из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах данной губернии. .

Однако, чтобы развить свою мысль в целостную программу, а также подкрепить её положительными результатами, Киселеву недостаточно было заведовать государственными имуществами и крестьянами только одной губернии, ему необходимо было насколько это возможно увеличить масштабы предварительного изучения.

В мае 1836 года Киселев обратился к Николаю I с прошением направить в Московскую, Псковскую, Курскую и Тамбовскую губернии чиновников для проведения ими ревизии государственных имуществ. По окончании проверки каждый из чиновников должен был предоставить копию своего официального донесения губернатору, который, в свою очередь, рассмотрев доклад на все предметы проведения ревизии, выносил те или иные замечания.

Киселев считал необходимым самому лично вглядеться в положение крестьян и удостовериться в удобстве применения тех или иных начал, которые предполагались для устройства государственных имуществ и в особенности казенных крестьян, поэтому он отправился в некоторые уезды Санкт-Петербургской губернии, а затем в Псковскую, Курскую и Московскую. Возвратившись, он представил краткий доклад императору Николаю I, в котором были намечены основные направления для разработки проекта реформы. Киселев был уверен в том, что введение особого управления государственными имуществами в губерниях является необходимым и первостепенным действием, предшествующим предполагаемому изменению в податной системе, которое может совершиться с успехом, только если новое управление приобретет полную и справедливую доверенность у народа .

Проект будущих преобразований Киселев представил Николаю I в мае 1837 года, который предполагал учреждение министерства государственных имуществ, губернских палат государственных имуществ, окружного управления, волостного управления, сельского управления, сельский полицейский устав, сельский судебный устав, главные основания хозяйственного устава, учреждение штатов.

27 декабря 1837 года было сформировано Министерство государственных имуществ , в ведение которого находились: казенные, заселенные и пустопорожние земли; казенные оброчные статьи; леса казенного ведомства. Тогда же был утвержден и подписан указ о назначении П. Д. Киселева министром государственных имуществ.

Сущность реформы

Реформа порядка управления государственными крестьянами включала: учреждение центрального органа, открытие местных палат, прием государственных имуществ, создание окружных, волостных и сельских управлений. Новая система была создана для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами, для заведывания сельским хозяйством.

В каждой губернии формировались Палаты государственных имуществ, состоявшие из двух отделений: хозяйственного и лесного. Во главе округа стоял окружной начальник. В зависимости от численности государственных крестьян округ государственных имуществ мог охватывать один или несколько уездов. Округа, в свою очередь, подразделялись на волости , в каждой из которых избиралось волостное правление сроком на три года, состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» (по хозяйственной и полицейской части). Волости подразделялись на сельские общества, включавшее в себя одно или несколько селений. Сельский сход состоял из представителей домохозяев от каждых пяти дворов и избирал сельского старейшину сроком на три года, для исполнения полицейских функций - сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов).

Для рассмотрения мелких тяжб и проступков крестьян избирались волостные и сельские «расправы» .

Результаты

Реформа произвела изменения в правовом статусе государственных крестьян, судопроизводству был придан более либеральный и всесословный характер и др. Однако, поставленной цели так и не удалось достичь, поскольку в результате перестройки аппарата управления была создана ещё большая опека органами власти над крестьянами, усовершенствована система обложения и взимания податей, что в дальнейшем вызвало массовые волнения государственных крестьян в 1841-1843 годах.

Напишите отзыв о статье "Реформа Киселёва"

Примечания

Отрывок, характеризующий Реформа Киселёва

«La mort est secourable et la mort est tranquille
«Ah! contre les douleurs il n"y a pas d"autre asile».
[Смерть спасительна и смерть спокойна;
О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.
– C"est un rayon de lumiere dans l"ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи:
«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.


Copyright © 2023 Медицинский портал.