Первый летописец земли русской. Нестор Летописец

Напишите сочинение рассуждение по высказыванию Известного русского филолога Ушакова Дмитрия Николаевича: «Правописание - это костюм, в котором является

язык, и он может быть удобным и неудобным; но всегда нужно помнить, что это - внешность, от изменения которой не меняется язык. Язык живёт, изменяясь совершенно независимо от правописания" По типу с2 в 9 классе. Вот начало сочинения: Известный русский филолог Ушаков Дмитрий Николаевич утверждал: «Правописание - это костюм, в котором является язык, и он может быть удобным и неудобным; но всегда нужно помнить, что это - внешность, от изменения которой не меняется язык. Язык живёт, изменяясь совершенно независимо от правописания». Давайте попробуем разобраться в смысле данного высказывания. НАПИШИТЕ ПЛИЗ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ

часть текста, в которой говорится о происхождении названия азбука. Назовите буквы а словах азбука.
Двумя словами- алфавит и азбука - обозначают одно и то же.
Слово алфавит состоит из названий первых двух букв греческого алфавита: альфа и вита. Взятые вместе (в несколько изменённом виде),они и образуют слово алфавит.
Русское слово азбука состоит названий первых двух букв русского алфавита. Первая буква русского алфавита в старину называлась аз, вторая (бэ) - буки. Из этих названий и образовалось слово азбука. Говорят: Азбука-к мудрости ступенька.

Помогите пожалуйста!

Помогите пожалуйста!!! Тест в принципе не сложный, но нет на него времени (((

(1) Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. (2) Введение христианства и приобщение ее к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. (3) Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности еще на заре ее цивилизации.
(4) Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. (5) Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. (6) Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчесывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.
(7) Наука недаром придает огромное значение изучению старинных предметов. (8) Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания ученых, приоткрыв картины живой древности. (9) В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. (10) Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.

Помогите^^

буду очень очень благодарна!
Найдите в тексте предложения с однородными членами.

Долгой жизни вашей маме! Кто решит это! Спасибо)

Найдите в тексте сложные слова!
Центральный государственный музей Казахстана- старейшее культурно-просветительское и научно-исследовательское учреждение в республике. Он существует с 1831 года, когда в Оренбурге была открыта первая казахская этнографическая выставка. Активное участие в создании первых экспонатов для этой выставки принял известный русский писатель,учёный и этнограф Владимир Иванович Даль. Его интересовало всё: казахская культура,история,этнография,литература,музыка.
Сегодня исторический музей располагает достаточно большим фондом. В хранилище музея находятся предметы старины не только казахского,но и русского,дунганского,уйгурского,татарского и других народов, населяющих Казахстан

В 2013 году исполняется 900 лет с того момента, когда был завершен главный труд преподобного Нестора Летописца «Повесть временных лет». В ознаменование этой юбилейной даты и ее достойного празднования 8-9 ноября в актовом зале Киево-Печерской Лавры пройдут Славянские чтения «Истоки нашей истории: 900 лет «Повести временных лет» пр. Нестора Летописца». С докладом на конференции выступит главный редактор « » Анатолий Степанов.

О значении «Повести временных лет» рассуждает в интервью « » известный русский историк, доктор исторических наук, профессор Игорь Яковлевич Фроянов :

«"Повесть временных лет" и ее автор инок Нестор-летописец представляют собою удивительное явление русской культуры, ее гордость и славу, немеркнущие вот уже девять столетий. По степени гениальности исполнения из современных Повести произведений очень трудно (если вообще возможно) найти нечто сопоставимое - разве что "Слово о полку Игореве". Однако надо сказать, что перед певцом Слова, посвятившим свое сочинение описанию похода князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году, стояла не столь грандиозная задача, нежели перед автором "Повести временных лет", который вознамерился ответить на вопрос: "Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть". С этой задачей Нестор справился столь успешно, что его творение стало образцом для последующих поколений русских летописцев - не случайно поздние летописные своды начинались именно с несторовой "Повести".

Последующих летописцев, как и нынешних исследователей, привлекала и привлекает, прежде всего, широта исторического взгляда Нестора, а точнее сказать - широта его миропонимания. Свое повествование он начинает с библейских времен, с Великого Потопа, вводя тем самым русскую историю в мировой исторический процесс, делая ее причастной к мировой истории. Затем у него идет рассказ об эпохе общеславянского единства. Тем самым Нестор демонстрирует связь древнерусской истории со славянской историей. И лишь потом летописатель переходит к изложению исторического материала, относящегося к восточным славянам и людям Древней Руси. Необходимо учесть, что эти построения становились особенно значимыми на фоне высказываний митрополита Илариона о Русской земле, которая "ведома и слышима всеми конци земли". Нестор-летописец, следовательно, закладывал первые основы идеи всемирности русской истории и русского народа, которая у наших мыслителей XIX века (в частности у Ф.М.Достоевского) приобретет мессианское предназначение.

Нестор творил, разумеется, не на пустом месте. В плане идейном он мог опереться, насколько мы только что убедились, на митрополита Илариона, на его блистательное "Слово о Законе и Благодати". Но и в летописном деле у него были предшественники, занимавшиеся летописанием далеко уже не одно десятилетие. Поэтому "Повесть временных лет" создавалась в довольно насыщенной творческой среде, и ее следует рассматривать как своего рода итог развития древнерусского летописания. Правда, относительно начала летописного дела на Руси в науке нет единства мнений. Существуют три точки зрения на сей счет. Одни исследователи (в частности Б.А.Рыбаков) связывают возникновение летописного жанра с далеким временем князя Аскольда, полагая, что в конце IX века была составлена так называемая "Аскольдова летопись".

Другие специалисты (например, А.Н.Насонов, М.Н.Тихомиров, Л.В.Черепнин) относят появление летописных записей к исходу X века, когда было составлено "Сказание о русских князьях", а при Десятинной церкви, созданной заботами князя Владимира Крестителя, стали вестись записи летописного характера.

Третья точка зрения относит возникновение летописного дела к 30-м годам XI века, связывая его со строительством Софии Киевской. На этой точке зрения стоял А.А.Шахматов, следовавший за ним М.Д.Приселков, к ней склонялся также Д.С.Лихачев, допуская, впрочем, здесь и 40-е годы XI столетия.

Трудами А.А.Шахматова была установлена предыстория ""Повести временных лет": благодаря глубокому проникновению в русские летописи, исследователь выявил ряд летописных сводов, ей предшествовавших, - это и свод 1039 года, и свод Никона Печерского, и Начальный свод конца XI века. Стало быть, Нестор, приступая к составлению своей летописи, имел под руками обильные летописные материалы, на основе которых он создал новый монументальный свод - "Повесть временных лет".

Надо заметить, что русские летописцы начали свое дело с подражания греческой хронографии, которую знали прекрасно. Однако они вскоре вышли за рамки подражательства, приобретя опыт и умение создания оригинальных письменных памятников. Ярким примером тому является "Повесть временных лет", представляющая собой цельное, пронизанное общими идеями произведение. Это дает основание некоторым исследователям называть Нестора первым русским историком, что верно, но лишь отчасти, поскольку "Повесть" имеет синкретический характер. Нестор выступает в ней не только как историк, но и как богослов, философ, литератор и фольклорист. Поэтому она имеет отношение не только к истории общества, но и к истории церковных учений, философии, литературы и устного народного творчества. Иными словами, перед нами энциклопедический памятник. И его автор, преподобный Нестор, заслуживает, безусловно, имени первого русского энциклопедиста».

(2-я половина XI в. – начало ХII в.)

С именем летописца Нестора связано, как считает большинство исследователей, составление (в начале XII в.) «Повести временных лет» («Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть»).

Совершенно неизвестны события жизни Нестора до вступления его в Киево-Печерский монастырь Вероятно он родился в Киеве в зажиточной семье и получил хорошее образование. Нестор с любовью относился к «книжному учению» («книгами бо кажеми (наставляемы) и учими есмы пути покаяния, и мудрость бо обретаем...»)

В Киево-Печерский монастырь, Нестор поступил в возрасте 17 лет, здесь его образование получило надлежащее применение. У Киево-Печерского монастыря, бывшего в то временя одним из важнейших культурных центров Киевской Руси, сложилась литературная традиция: его иноки занимались составлением житий русских святых и летописанием. В первые годы своей жизни в монастыре Нестор составляет жития Святых князей Бориса и Глеба, основателя монастыря Феодосия Печерского. В последующем Нестор занялся разбором и приведением в порядок летописей, составленных его предшественниками и продолжением этих трудов. Эту работу он выполнил блестяще.

Рассматривая историю Киевской Руси, акад. Б. Д. Греков пишет: «Повесть временных лет» – это одно из произведений человеческого гения, произведение, к которому судьба предназначила неувядаемый интерес на протяжении веков. Книгу читали с волнением и интересом и тогда, когда она только что вышла из рук автора, читают и сейчас» («Киевская Русь», 1949).

О огромном значении труда Нестора для нашей истории и культуры говорит тот факт, что «Повесть временных лет» вошла в состав всех последующих летописных сводов XII-XVI веков! Нет ни одного историка, занимавшегося Киевской Русью, который смог бы обойтись без труда Нестора.

К сожалению в подлиннике виде «Повесть временных лет» до нас не дошла, так как Владимир Мономах, усмотрев в ней сочувствие Киево-Печерского монастыря к своему сопернику князю Святославу, изъял ее из этого монастыря и отдал в 1116 г. для переделки игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру. Однако скорее всего переделаны были в основном те части «Повести временных лет», где излагались события политической жизни современной Нестору Киевской Руси. Скорее всего в летописи были изменены оценки этих событий, характеристики отдельных князей. Географический же материал, сообщаемый Нестором, в силу своей «нейтральности», скорее всего остался в летописи в том виде, как его изложил сам Нестор.

В «Повести временных лет» Нестор обнаружил большую информированность, вдумчивость и широту историко-географического кругозора.

Указывая, что родина славянских племен находилась на Дунае, Нестор рассматривает постепенное расселение западных и восточных славян в Восточной и Центральной Европе, а затем подробно характеризует период их расселения по Днепру, Западной Двине и Волхову. Эти племена в то время составляли «Русскую землю». Параллельно с историей Нестор дает и очерк географии современной ему Русской земли и известной ему части мира. Поэтому Нестора по праву называют «отцом» русской истории, и географии.

Земли, известный Нестору на севере ограничиваются примерно 60-й параллелью (от северной части Урала до устья реки Невы). Он представлял себе положение Балтийского и Северного морей, юга Великобритании, европейского побережья Атлантического океана и Средиземного моря. На юге – известны Нестору были средиземноморское побережье Африки, нижнее течение Нила. В Азии он знал Аравию, Индию, Бактрия (части современных Таджикистана, Афганистана, Узбекистана), Каспийское море.

Выработанное уже древними географами деление суши на три части света (Африку, Европу и Азию) Нестору неизвестно; он делит известный ему мир по странам горизонта: Восток, Страны Полуденные, т.е. южные, Полунощные (северные) и Западные, причем в общих чертах Восток соответствует Азии, захватывая часть Восточно-Европейской равнины за Доном и Волгой, юг – Африке, Запад и Полунощь – Европе.

Географию дальних, неевропейских стран Нестор излагает по литературным источникам (греческие хроники Иоанна Малалы (VI век) и Георгия Амартола (IX век), Палея, жизнеописания Кирилла и Мефодия, Библия) и по официальным документам того времени (грамотам, договорам и др.).

Сведения о Европе полнее, чем о неевропейских странах. Более подробна описана Восточная Европ. А то время как описание Западной Европы ограничивается побережьями, то для Восточной представлена исчерпывающая картина расселения племен по всему пространству Русской равнины.

Балтийское (Варяжское) море, по представлению Нестора, согласному с представлениями европейских и арабских географов XI-XII веков, находится на севере от русских владений и составляет одно целое с Северным морем, представляя собой огромный рукав Атлантического океана; аналогично Средиземному морю на юге Европы. При этом протягивается Балтийское море плоть до Урала.

Сведения об устройстве поверхности известных ему земель Нестор сообщает весьма скупо. Его сообщения касаются исключительно Русской равнины, простирающейся от «Кавкаисинских, рекше Угорских гор» (Карпаты) и Чешского Леса, а также Понта (Черного моря), Хвалисского (Каспийского) моря до Варяжского моря. Кавказ под названием Ясских гор был известен русским уже в X в., а в предкавказье в то время образовалось русское Тмутараканьское княжество, населенное яссами (осетинами) и косогами (черкесами). Особенно для современного исследователя важны те сведения, которые сообщает Нестор о Восточной Европе.

Нестор отмечает на Русской равнине Валдайскую возвышенность, с которой в различных направлениях стекают главные реки равнины: Волга, Днепр, Западная Двина. Валдайская возвышенность называется Оковским (Воковскнм, Волоковским) Лесом. Водораздел между северными притоками Волги (Шексна, Кострома, Молога, Унжа, Кама) и реками, впадающими в Варяжское (Балтийское) и Белое моря, Нестор называет Волоком. Обширную же северную покатость на северо-восток от Онежского озера и на север от Белозера, т. е. бассейны рек Онеги, Северной Двины, Мезени и Печоры, называет Заволочьем, т. е. страной по ту сторону Волока.

Регионы, расположенные на Среднерусской возвышенности, Нестор называет по отношению к Поднепровью и Поволжью Верхом, или Верхними землями, а само Поднепровье и Поволжье носят у него название Низа или Низовских земель.

Из других фор рельефа Восточно-Европейской равнины Нестор упоминает: на правом берегу Днепра – Киевскую гору, на которой расположен Киев, близ него холмы: Шекавица, Хоревица, Угорское, Выдобичи, Вытичев; на Десне под Черниговом – «Болдины горы».

В своей летописи Нестор дал подробный перечень рек Восточной Европы и описание путей, связывающих Русь с другими странами («Путь из варяг в греки», Путь по Волге в Каспийское море и др.). Рассказывая о расселении славянских племен, о событиях политической жизни и т. д., Нестор говорит о географическом положении русских городов, о времени их возникновения и размерах.

«Повесть временных лет» является одним из важнейших источников по этнографии народов Восточной Европы того времени. Здесь содержатся разнообразные сведения о быте, обычаях, языке, религиозных верованиях различных славянских племен, населявших Русскую равнину. Летопись Нестора содержит также перечень народов, обитавших на всем пространстве этой равнины и относящихся главным образом к славянскому, литовскому и финскому племенам, с указанием места проживания каждого из них.

В целом Нестор дает в этой летописи правильное описание природы всей Русской равнины (ее рельефа, рек, климата, растительности, животного мира и населения). Это описание явилось в свое время (XII в.) первым, совершенно новым и вполне оригинальным произведением этого рода. Оно основано на личных наблюдениях автора, а главным образом на сообщениях и рассказах его соотечественников – очевидцев. Из литературных источников Нестор сведений этих почерпнуть не мог, так как ни в русской, ни в иностранной литературе того времени ничего подобного не было. В частности, Геродот (около V в. до н. э.) в своей «Истории» рассказывал только о Черноморской низменности и частично о Скифии, расположенной севернее. Страбон (около I в. до и. э.) в своей «Географии» вообще не дал описания Восточной Европы, потому что, как он сам сознается, она ему совершенно неизвестна. Плиний (I в. н. э.) и Помпоний Мела (I в. н. э.) тоже не имели информации о Восточной Европе. Практически все средневековые географы только пересказывали античных, не прибавляя к ним ничего нового, кроме самых фантастических легенд о гипербореях, грифах, амазонках и т. п.

Таким образом «Повесть временных лет» стоит на голову выше западноевропейских хроник и географических сочинений. Только в начале XVI в. в Западной Европе стали появляться произведения, более или менее правильно описывающие географию Восточной Европы. Первыми из них были книги польских историков Яна Длугоша (XV век) и Матвея Меховского (XVI век). Значительная часть географических сведений о Восточной Европе была взята этими авторами из летописи Нестора. Благодаря этому их работы, можно сказать, «открыли» западноевропейским ученым Россию и пограничные с ней области.

В летописи Нестора и его продолжателей заключен обильный материал по самым разнообразным отраслям географии, и нередко к нему как к первоисточнику обращались и продолжают обращаться при исследованиях по исторической географии.

Список литературы

  1. Бондарский М. С. Нестор – первый русский географ-летописец / М. С. Бондарский // Отечественные физико-географы и путешественники. – Москва: Государственное учебно-педагогическое изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – С. 9-13.

Киево-Печерский монастырь с самого момента своего основания оказывал огромное влияние на духовную жизнь древнерусского общества – благодаря высокому авторитету своих основателей, преподобных Феодосия и Антония Печерских, благодаря подвижничеству первых иноков. Огромное значение для развития древнерусского государства имела также просветительская деятельность обители. Именно здесь работал выдающийся летописец Нестор, составивший известную всем ещё со школы летопись «Повесть временных лет». В основу обширного труда Нестора легли не дошедшие до наших времён «Свод Никона» и «Начальный Свод», составленные в конце 11 века и значительно переработанные и дополненные Нестором.

Где и когда родился Нестор, кто были его родители, где он учился, как прошло его детство, неизвестно. Высказываются предположения, что родился он в 50-х годах 11 века в Киеве. Достоверно известно, однако, что в Киево-Печерский монастырь он пришёл во время игуменства Стефана, преемника преподобного Феодосия. Игуменом Стефан оставался недолго, всего 4 года – с 1074 по 1078 год. Следовательно, именно в это время там и появился Нестор. По одной версии, ему тогда было всего 17 лет, по другой, был он значительно старше, поскольку приёму в монастырь предшествовали серьёзные испытания, длившиеся иногда довольно долго. Впрочем, Нестора постригли в монахи очень скоро, и почти сразу же он удостоился дьяконства, скорее всего, в силу своей серьёзности и исключительной учёности. Так что вполне возможно, что в монастырь пришёл человек зрелого возраста и ума, высоко образованный и наделённый литературным талантом.

К этому времени Киево-Печерский монастырь уже значительно разросся: в новых кельях проживали около 100 монахов (что, по тем временам, для одного монастыря было очень много), богослужения проходили в только что сооружённой каменной церкви. Монастырь продолжал жить по феодосиевскому уставу, однако от прежней бедности не осталось и следа. Теперь средств хватало и на содержание братии, и на устройство первой в Киеве богадельни для нищих, на благотворительные дела, например, в каждый праздник монастырь рассылал по тюрьмам возы с хлебом.

Большую известность монастырь получил и как центр книжной учёности. Здесь переводились и переписывались книги церковного содержания, здесь были написаны сочинения мниха Иакова «Память и похвала святому Владимиру» и «Сказание о Борисе и Глебе». Оживлению литературных занятий в немалой степени способствовал Никон, сменивший Стефана и остававшийся игуменом до 1088 года. Именно при нём Нестор выступил как агиограф, то есть как автор житийных трудов. Он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и житие преподобного Феодосия Печерского.

Преподобный Нестор высоко ценил истинное знание, соединённое со смирением и покаянием. По его словам, «великая бывает польза от учения книжного; книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчётная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретёшь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Главным подвигом жизни Нестора стала работа над летописью. Нестор был не первым летописцем в Киеве. Ещё в 1039 году, когда при Ярославе Мудром в только что построенном соборном храме Святой Софии была учреждена митрополичья кафедра, неизвестный книжник, скорее всего, по указанию князя, составил первую русскую летопись. Летописанию этот автор учился по болгарским летописям и греческим историческим хроникам, однако, в манере изложения событий и их истолковании он с самого начала проявил самостоятельность. Ядром самой первой летописи явились рассказы, которым впоследствии исследователи дали объединённое название «Сказание о распространении христианства». Вполне возможно, что составителем был Иларион или кто-либо из его сподвижников.

Затем, примерно через 10 лет, летописное дело переходит в Печерский монастырь. Здесь «многоумный» Никон, сохранив текст древнейшей летописи, дополнил её многими отсутствовавшими в первоисточнике сведениями из истории 10-11 веков. Именно Никон первый ввёл указания на хронологию событий и придумал сам способ изложения – отдельными статьями по годам. Как правило, каждое сообщение начиналось словами «В год...», а затем следовала дата (по исчислению «с сотворения мира», как это было принято тогда в христианском мире). Никон отмечал даже такие годы, под которыми никаких сведений не значилось. Этот способ изложения событий оставался нормой для всего дальнейшего русского летописания вплоть до 17 века.

Нестор не просто продолжил дело своих предшественников, но как бы довёл его до совершенства, придав первой русской летописи законченность, полноту содержания, широту исторического замысла и цельность литературного произведения. Свою летопись под пространным названием «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть» Нестор завершил в 1113 году. В понимании летописца, «Русская земля» – это и государство, и народ, его населяющий. Нестор был первым историком, попытавшимся ответить на два сложных вопроса: о происхождении русского народа и о возникновении русского государства.

Создавая свой грандиозный по охвату истории труд, Нестор использовал как греческие хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола, Симеона Логофета и другие произведения византийской книжности, так и устные предания – саги, легенды, эпические песни, сказки. Кроме того, Нестор, описывая современные ему события, прямо ссылался на собственные впечатления и на собственную память, тем более что иногда он был сам участником описываемых событий.

Нестор был не просто историком, стремившимся зафиксировать как можно больше событий, но и политиком, жившим событиями своего времени. Стены монастырской кельи, в которой он выписывал строки своего сочинения, не были глухой перегородкой, отделявшей его от внешнего мира. Да и сам монастырь не был чужд политической жизни. У Нестора были свои сложившиеся политические взгляды, нравственные позиции, с которых он судил о прошлом и настоящем. Так, именно Нестор разработал основополагающую идею церковной доктрины – идею династического княжения. Эта идея является ключевым стержнем всей «Повести временных лет».

Историю Нестор рассматривает в контексте противоборства Добра и Зла, Бога и Сатаны. По его мнению, мир полон бесов – слуг дьявола, которые на «злое посилаеми бывають». Им сродни и «злые люди». Они – опаснее бесов, потому что «беси бо Бога боятся, а зол человек ни Бога боится, ни человек ся стыдить». Оттого и умножаются в мире неправда и беззаконие. Люди без страха преступают церковные заповеди. За это они приемлют от Бога всевозможные казни, «нахожденье ратных». Всякие беды Бог насылает и на неправедных властителей: «Аще бо князи правьдиви бывать в земли, то многа отдаются согрешенья земли; аще ли зли и лукави бывать, то болше зло наводит Бог на землю, понеже то глава есть земли».

Отсюда Нестор делает вывод: выпавшие на долю Руси несчастья («усобице многы и нашествие поганых») – это «батог» Бога, кара за «зловерье» и «лукавство» правителей. Бог, однако, считает Нестор, милостив: казня «землю», Он, тем самым, приводит её к «истине». Возложив, таким образом, всю ответственность за бедствия Руси на её князей, Нестор со всей определённостью констатирует: Божье «блюденье» и покровительство «леплее» (то есть лучше) княжеского, человеческого. Божье «блюденье», по мнению Нестора, – залог всякого успеха. Оно необходимо и простому человеку, и князю. Никто не может обойтись без него. Заслужить же расположение Бога просто – надо избегать «бесовского наученья» и не нарушать установлений церкви. Бог всегда на стороне благочестивого князя.

Благочестивым же Нестор считает князя, который соблюдает принцип династического княжения. Суть этого принципа заключается в том, что «каждо на держить отчину свою». Нестор приводит библейское обоснование этого принципа: после потопа сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет разделили между собой землю. При этом, как отмечает печерский книжник, братья, «разделивше землю, жребьи метавше», договорились «не преступати никому же жребий братень, и живяхо каждо в своей части». Таким образом, Нестор не только санкционировал удельно-династическое княжение, но и объявлял его единственной богоустановленной формой правления.

Впрочем, это вовсе не означает, что Нестор был против преодоления раздробленности страны. Он действительно выступал за единство Киевского государства. Однако центром сплочения древнерусских князей Нестор признавал не великокняжескую власть, а Церковь.

Преподобный Нестор скончался в 1114 году и был погребён в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Он завещал печерским инокам-летописцам продолжать его великий труд. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр (именно в его редакции до нас и дошла «Повесть временных лет»), игумен Моисей Выдубицкий (до 1200 года он продолжал вносить события в летопись) и игумен Лаврентий, автор знаменитой «Лаврентьевской летописи», в состав которой вошла и «Повесть временных лет».

Заслуга Нестора огромна. Русские люди, читая его летопись, открывали для себя века собственного прошлого, дотоле покрытые мраком, узнавали о своих корнях, о своей земле. Но главное, Нестор первым объяснил им, что Русь с её прошлым – это неотделимая часть всего человечества, и её история переплетена с историей всего человечества.

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный (ок. 1056-114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории .

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008-3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси . В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным », «окаянным », «недостойным рабом Божиим ». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе », даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда ». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского ». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет » дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093-1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы . Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет » — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть ».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии , показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем . Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет » нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев . Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву . Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX-XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах » (1908 год) и «Повесть временных лет » (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110-1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича .

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30-40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин , создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов » (1824-1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего ».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр , игумен Выдубицкого Киевского монастыря ; игумен Моисей , продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете » оковало серебром раку преподобного.

Вниманию всех любителей русской истории

___________________________________________

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире . В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII-XVI века).



Copyright © 2023 Медицинский портал.