О военно-экономических отношениях в условиях рынка. Часовые государственной казны

Созданный в 1918 году Финансовый отдел при Реввоенсовете Республики наряду с реализацией таких важных для молодого государства вопросов, как финансирование фронтов, контроль за использованием ассигнований Красной армией, организация работы полевых казначейств, также обеспечивал формирование системы подготовки военных финансистов.

“ За годы своей деятельности Военный финансово-экономический факультет выпустил 7500 офицеров ”

Высшая военная финансово-хозяйственная школа при Реввоенсовете Республики стала первым военно-учебным заведением, перед которым ставилась задача дать слушателям финансово-экономическое образование, необходимое для работы по финансированию войск, а также подготовить специалистов, способных вести научную работу по финансово-экономическим и хозяйственно-административным вопросам в армии и на флоте.

В октябре 1938 года были переведены на обучение по программам подготовки начальника финансовой части полка две роты курсантов Ярославского военно-хозяйственного училища, которые стали фундаментом формирования в 1941-м Военно-финансового училища Красной армии (с 1 сентября 1974 года Ярославское высшее военное финансовое училище имени генерала армии А. В. Хрулева).

Пополнение кадров финансовой службы в годы Великой Отечественной войны осуществлялось по различным направлениям: продолжалась подготовка в военно-учебных заведениях, созданных до войны; была создана целая сеть краткосрочных курсов по подготовке начальствующего состава финансовых органов; за счет гражданских специалистов, имевших опыт работы в финансово-учетных органах.

Среди специалистов из народного хозяйства, призванных и направленных в годы Великой Отечественной войны в финансовые органы армии и флота, были и выпускники финансово-экономических учебных заведений – как правило, опытные специалисты, которые также внесли большой вклад в решение финансово-экономических задач. Многие из них остались на военной службе и после войны.

Среди гражданских вузов, выпускники которых служили в финансовых органах армии и флота, – Московский кредитно-экономический институт, Ленинградский финансово-экономический институт и другие.

Война подвергала жесткой проверке готовность Вооруженных Сил к любой обстановке, пригодность всех систем военной экономики и финансов. Деятельность военных финансистов в годы Великой Отечественной войны была высоко оценена советским правительством. 95 процентов офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями.

При решении сложнейших экономических проблем послевоенного периода очень важно было развивать наиболее эффективные и экономически оправданные методы хозяйствования и активизировать влияние финансово-экономических и кредитно-экономических рычагов на ускорение темпов восстановления народного хозяйства.

В связи с повышением требований к кадрам финансистов в новых условиях в стране было открыто около десятка финансовых, финансово-экономических и кредитно-экономических вузов, целая сеть специальных техникумов.

В условиях реорганизации и перевооружения армии и флота в мирное время необходимо было использовать на полную мощность не только контрольные рычаги финансов, но и их созидательные возможности, усилить их влияние на все совершаемые экономические и военно-экономические процессы. Это оказалось очень важным, так как экономика Вооруженных Сил в тот период была представлена мощной производственной сферой (капитальное строительство, промышленное и сельскохозяйственное производство, военная торговля), большой численностью Вооруженных Сил с новыми задачами в области боевой готовности.

Итогом тщательного анализа сложившейся ситуации и новых задач перед руководящим составом финансовой службы стало решение о создании на базе Московского финансового института (ныне Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) Военного факультета, которое было принято 20 сентября 1947 года совместным приказом Министерства Вооруженных Сил и Министерства высшего образования.

Военному факультету была поставлена задача по подготовке офицерских кадров с соответствующим образованием для комплектования финансовых органов соединений, военных округов, групп войск и флотов, главных и центральных управлений, которых в то время катастрофически не хватало. Военная и специальная подготовка слушателей была возложена на кафедры факультета, а ведение всех видов учебных занятий по общественным, общественно-экономическим и финансовым дисциплинам – на Московский финансовый институт.

В 1976 году Военный финансово-экономический факультет при Московском финансовом институте приступил к подготовке специалистов с высшим военным образованием. При разработке новых учебных планов и программ использовался уже накопленный опыт, основные усилия направлялись на практическую сторону обучения и достижения преемственности между учебными процессами Ярославского высшего военного финансового училища имени генерала армии А. В. Хрулева и факультетом.

Была выстроена стройная двухуровневая система подготовки специалистов финансовой службы с высшим военным образованием.

За годы своей деятельности Военный финансово-экономический факультет выпустил 7500 офицеров, свыше 10 тысяч офицеров на базе факультета прошли различные курсы усовершенствования финансово-экономических знаний.

В результате проведенных преобразований в системе военного финансово-экономического образования в 1999–2010 годах подготовка военных финансистов была возложена на Военный университет.

Сегодня офицеры, курсанты и профессорско-преподавательский состав финансово-экономического факультета Военного университета свято чтят славные традиции курсантов и слушателей вузов предшественников: Ярославского финансового училища и Военного финансово-экономического факультета.

Современная финансово-экономическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации представлена выпускниками практически всех финансово-экономических вузов СССР и России, среди которых особое место принадлежит Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации, Санкт-Петербургскому государственному экономическому университету и Военному университету.

В рядах финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации специалисты высокого уровня, которые не только имеют чисто финансовые и широкие экономические знания, позволяющие более глубоко вникать в систему финансирования войск и во всю систему экономических связей по поставкам вооружения и военной техники и их эксплуатации, но и обладают знаниями структуры Вооруженных Сил, знают их предназначение, систему комплектования, всестороннего обеспечения всеми видами довольствия. Современные специалисты финансово-экономической службы по праву носят высокое звание военных финансистов – «Часовых государственной казны».

С уверенностью можно сказать, что Военный финансово-экономический факультет внес неоценимый вклад в формирование человеческого капитала военной финансово-экономической службы. Выпускники вуза наряду с другими военными финансистами сыграли значительную военно-экономическую роль в решении задач финансового обеспечения послевоенной перестройки Вооруженных Сил Российской Федерации и ее экономики в соответствии с новыми вызовами международной обстановки, обеспечения ракетно-ядерного перевооружения армии и флота, формирования достойного ответа нашим противникам, решения социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Научно-педагогический коллектив Военного финансово-экономического факультета разработал научные обоснования проблем, которые мы решаем и сейчас, а изданная литература – это для нас, работающих над решением вопросов финансового обеспечения армии и флота в новых условиях, основа, из которой мы черпаем идеи и практические советы.

В настоящее время финансово-экономическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации успешно решает поставленные задачи по своевременному и полному финансовому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации в различной обстановке, с учетом предъявляемых президентом Российской Федерации требований по рациональному использованию выделенных ассигнований.

В этих целях Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает исполнение бюджета на основе казначейских технологий, а также новых управленческих решений по контролю за реализацией государственного оборонного заказа во взаимодействии с банковским сектором экономики.

Появление в 2015 году в календаре памятных дат Дня финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации можно по праву считать государственным признанием вклада военных финансистов в дело укрепления обороноспособности страны, свидетельством высокой государственной оценки заслуг специалистов финансово-экономической службы, а также данью уважения к нашим ветеранам.

Сохранение кадрового потенциала для нас очень важно.

Знания военных финансистов, в том числе и выпускников Военного факультета, являются для нас востребованными на важных направлениях и участках финансово-экономической деятельности, и сегодня этот опыт мы с благодарностью берем «на вооружение».

Как известно, ни один институт общества или военной организации государства не может развиваться без преемственности, и мы благодарны ветеранским коллективам нашей службы, которые держат с нами прочные связи и вносят в нашу работу так необходимые сегодня черты предшествующих поколений, патриотизма и любви к нашей профессии.

И сегодня, используя все ценное, накопленное предшественниками, военные финансисты честно и добросовестно выполняют свой служебный долг.

В этот памятный день от всей души поздравляю с 70-летием Военного финансово-экономического факультета всех ветеранов из числа командования, профессорско-преподавательского и научного состава факультета, военных финансистов и всех выпускников Военного финансово-экономического факультета.

Желаю всем крепкого здоровья, счастья, радости и благополучия.

Новых вам успехов и свершений на благо нашей Родины!

Гигантский лайнер, ревя двигателями, отрывается от полосы военной базы неподалеку от голландского городка Эйндховен. В брюхе воздушного грузовика - три ударных вертолета Apache. Через восемь часов шасси самолета коснутся бетона аэродрома в Кабуле. Но летчики общаются на русском языке, а на хвосте самолета - российский триколор: технику афганскому контингенту НАТО везет самолет авиакомпании «Волга-Днепр» со штаб-квартирой в Ульяновске.

Хозяин компании - российский предприниматель Алексей Исайкин. Рейс в Кабул обошелся заказчику минимум в $200 000. Рейс грузового Boeing 747 на то же расстояние принес бы в два раза меньший доход. Дело в том, что в авиакомпании Исайкина летают Ан-124 «Руслан», крупнейшие из когда-либо серийно выпускавшихся грузовых самолетов. Всего у Исайкина их десять. Они составляют костяк флота «Волги-Днепр», третьей в России по выручке авиакомпании. Ее оборот в 2008 году превысил $1,4 млрд. И это несмотря на кризис в российской авиаиндустрии. В чем секрет?

*Глядя на отрывающийся от земли громадный белый Ан-124, трудно поверить, что работа над этой машиной началась более полувека назад. Советским военным понадобился военно-транспортный самолет, способный поднять в воздух любой из имеющихся на вооружении Советской армии образцов сухопутной военной техники. Спустя 15 лет из ворот Киевского авиационного завода ОКБ О. К. Антонова впервые выкатилась махина Ан-124 «Руслан».

Самолет собирали в Киеве и на авиазаводе в Ульяновске - по четыре-пять штук в год. Лайнер установил несколько мировых рекордов: по грузоподъемности, высоте и дальности перевозки грузов. Но для дряхлеющей экономики СССР цена 70 млн рублей за самолет (Ту-154 обходился в 4,5 млн рублей) была неподъемной. Уже в 1989 году было принято решение о прекращении производства «Русланов». В армиях наследников СССР, России и Украины, для воздушных гигантов не было ни задач, ни денег на поддержание летной годности. Если кого и беспокоило исчезновение спроса на самолет, то руководителей Ульяновского авиазавода, в самое голодное время 1990-х оставшегося без заказов. Свертывание производства Ан-124 - «пример кампанейского подхода к конверсии», - гремел на заводских партсобраниях заместитель начальника военной приемки завода подполковник Алексей Исайкин.

*Исайкин приехал в Ульяновск в 1984 году молодым специалистом. В обязанности его на заводе входил контроль ценообразования при производстве Ан-124. «Все, что мерялось деньгами, проходило через меня», - вспоминает он. Партсобрания партсобраниями, а в 1990 году он, как и другие руководители завода, отлично понимал, что на внутреннем рынке покупателей для самолета нет, на внешнем - тем более. Родилась идея самим создать покупателя этих военных машин - гражданскую авиакомпанию для перевозки тяжелых грузов. «Пришло понимание, что самолет, созданный, по легенде, для перевозки народно-хозяйственных грузов в районы Крайнего Севера, действительно может по этой легенде работать», - вспоминает Исайкин, устроившись на заднем сиденье своего Mercedes S-класса , который везет его в московский офис компании со встречи с главой международной транспортной ассоциации IATA.

*В 1991 году премьер-министр СССР Николай Рыжков поставил визу на постановлении о создании авиакомпании «Волга-Днепр», Алексей Исайкин был назначен председателем правления. Почему именно он? «Я думаю, это было как в кооперативе - все занимались всем, - рассказывает Сергей Недорослев, глава группы компаний «Каскол», долгое время владевший крупным пакетом акций «Волги-Днепр». - И, как в каждом кооперативе, вскоре нашелся человек, способный администрировать. Исайкин постепенно перетянул на себя лидерство». Сам Исайкин утверждает, что выбился наверх потому, что смог решиться на уход со стабильной работы, а другие - нет. В состав рабочей группы по созданию авиакомпании входил, например, начальник Исайкина Николай Качалов, глава военной приемки завода. Однако он долго не решался снять погоны, а когда ушел в отставку, во главе компании уже стоял Исайкин. Не рискнул бросить «основное» место работы и другой «отец-основатель» «Волги-Днепр» - главный инженер завода Валерий Савотченко.

Учредителями авиакомпании стали Ульяновский авиазавод, киевское КБ им. О. К. Антонова (в названии компании обыгрывается ее ульяновско-киевское происхождение), Минобороны, «Аэрофлот» и Автовазбанк. Минобороны дало в аренду несколько турбовинтовых грузовиков Ан-12 с экипажами, чтобы «Волга-Днепр» смогла немедленно начать полеты. А в июне 1991 года в парк авиакомпании поступил первый «Руслан» из числа заводских машин.

Однако подходящий самолет - это еще далеко не гарантия успеха. Между тем уже в 1991 году «Волга-Днепр» перевезла, например, американский зенитный ракетный комплекс Patriot из Шатеро (Франция) в Дубай (ОАЭ). Каким образом только что созданная компания из провинциального Ульяновска была допущена к перевозке американской военной техники?

В 1985 году Ан-124 представили широкой публике на авиасалоне Ле Бурже. «Качественная работа», «исключительно простой самолет», - написал по итогам премьеры Flight International, авиационный журнал номер один в мире. Для британской грузовой авиакомпании Heavy Lift появление русского гиганта стало неприятным сюрпризом. До сих пор туша четырехмоторного британского транспортника Belfast с гигантской буквой H на киле гарантировала ей всеобщее внимание. Теперь Майклу Хейзлу и Грэхему Пирсу, управляющим Heavy Lift, оставалось только, цокая языками, осматривать советского исполина. Belfast мог перевозить за раз 40 т груза, Ан-124 - все 120 т. О такой машине, как Ан-124, англичане могли только мечтать.

Неудивительно, что вскоре после падения железного занавеса, осенью 1990 года Хейзл и Пирс сошли по трапу самолета в далеком Ульяновске. Встречала их делегация во главе с первым секретарем горкома. Англичане провели на заводе несколько дней, общаясь с Качаловым, Исайкиным и другими организаторами «Волги-Днепр». Переговоры закончились созданием СП Heavy Lift - Volga Dnepr.

Стороны внесли в уставный капитал СП по £1. HeavyLift с каждого полета получала фиксированную комиссию, «Волга-Днепр» - компенсацию за предоставленные самолеты. В городе Станстеде неподалеку от Лондона был организован центр управления перевозками и служба продаж. Если по итогам 1992-го, первого года полноценного функционирования «Волги-Днепр», выручка компании составила $31 млн, то к 1999-му она достигла $102 млн. Однако в следующем году партнеры расстались.

Исайкину все время были нужны деньги: военный по своему происхождению, Ан-124 требовал постоянных инвестиций в адаптацию к гражданским требованиям. Летный ресурс, одна из ключевых эксплуатационных характеристик самолета, был заложен при его создании в объеме 2000 часов. При коммерческой, а не военной эксплуатации Ан-124 использует этот ресурс за два года. Каждое разрешение на продление ресурса от разработчика, киевского КБ им. Антонова, обходилось в несколько миллионов долларов. Большие средства уходили на увеличение парка, который к 2000 году вырос до восьми «Русланов». Средняя цена последних машин, по информации Forbes, составляла около $15 млн.

Платить $5–6 млн комиссионных в год Heavy Lift Исайкину было жалко. Он хотел, чтобы партнеры не только получали деньги, но и инвестировали в развитие бизнеса. Англичане были не против, но требовали доли не в СП, а в самой авиакомпании. В итоге Исайкин решил пойти на разрыв.

Он серьезно рисковал. Грэхем Пирс был лично знаком с главами Boeing, Northrop Grumman, Lockheed Martin и других корпораций, дававших заказы на перевозку грузов. «У них будут проблемы. Наше имя много значит для военных и других крупных корпораций» , - пророчил Пирс после известия о закрытии СП с «Волгой-Днепр».

Но и у Исайкина были козыри. К концу 1990-х центр управления полетами в Станстеде был укомплектован российскими диспетчерами и сейлз-менеджерами, причем последние уже успели освоиться на рынке и наладить связи с заказчиками. Еще в середине 1990-х компания наняла в пресс-секретари англичанина с опытом работы в Flight International. «Это был серьезный шаг, позволивший компании сразу увеличить присутствие в отраслевых и специализированных СМИ», - говорит один из бывших топ-менеджеров «Волги-Днепр». Была разработана следующая элегантная схема. Экипажам раздали фотоаппараты и велели снимать погрузку и разгрузку. Ведущие авиационные издания с удовольствием публиковали фотографии погрузки негабаритных грузов гигантским русским самолетом. Большая их часть выполнялась через передний люк, и тогда на фото была видна надпись Volga-Dnepr, выведенная на нижней части носового обтекателя всех самолетов компании.

Первые месяцы «автономного плавания» тем не менее были провальными, продажи упали более чем в два раза. Однако затем дела пошли в гору. Прежде всего, изменилась ситуация на рынке. США и их союзники начали военные операции в Афганистане и Ираке. Тяжелые грузовые самолеты оказались в дефиците. «Британские и американские С-17 (ближайший западный аналог Ан-124, но с меньшей грузоподъемностью. - Forbes) эксплуатируются с рекордным напряжением, командование ВВС США постоянно жалуется на нехватку военно-транспортной авиации», - говорит Михаил Барабанов, редактор издания Moscow Defense Brief.

Исайкин в полной мере воспользовался открывшимися возможностями. «Волга-Днепр» стала первой частной компанией, начавшей рейсы в Афганистан после свержения талибов в 2001 году. Удалось удержать и гражданских заказчиков, с которыми «Волга-Днепр» начала работать при посредничестве Heavy Lift. В 2008 году чартерные грузовые перевозки принесли «Волге-Днепр» около $1 млрд. Heavy Lift пережила банкротство, смену собственников, а затем вместе со своим флотом из нескольких дряхлых грузовых самолетов и вовсе перебралась в Австралию.

*Сейчас «Волга-Днепр» - это более 2500 человек персонала, офисы в десятках городов по всему миру. В прошлом году компания перевезла более 250 000 т грузов и выполнила около 10 000 рейсов. Ниша Ан-124 на мировом рынке - перевозка всего того, что в самолеты меньшего размера просто не влезает. Примеры? 125-тонный химический реактор. Линия по разливу Coca-Cоla весом 81 т. Макет космического корабля для съемок фильма «Звездные войны» общим весом 100 т. Каждая такая перевозка - сложная техническая операция и требует скрупулезных расчетов. «Это как утюг нести в бумаге», - описывает Исайкин перевозку грузов на Ан-124. Зачастую альтернативы небесным тяжеловозам просто нет. British Petroleum начала нефтедобычу в гористом районе Колумбии, в 500 км от ближайшего морского порта? «Волга-Днепр» готова перебросить необходимое оборудование через местный аэропорт. В рамках этого контракта компания Исайкина выполнила 128 рейсов и перевезла более 10 000 т оборудования. Ан-124 сформировали новый сегмент авиационного рынка, любит повторять Исайкин.

Порядка 90% доходов компания получает от обслуживания зарубежных клиентов. Две трети перевозок заказывают государственные организации, прежде всего военные. Остальное - грузы для авиастроительных и нефтедобывающих корпораций, промышленное оборудование.

Один из основных источников получения контрактов - тендеры на авиаперевозки, которые проводят ООН и военные ведомства различных стран. У компании Исайкина есть и несколько собственных центров продаж - в Англии, США, Китае и России. Кроме того, «Волга-Днепр» заключила генеральные агентские соглашения с несколькими компаниями, которые продают летные часы Ан-124 в различных регионах мира и для клиентов из разных отраслей. Наконец, служба продаж «Волги-Днепр» постоянно контактирует с грузовыми брокерами по всему миру, которые, зная возможности Ан-124, выставляют компании заявки на перевозку грузов.

Но вот что любопытно: если парк Ан-124 «Волги-Днепр» вырос с 2000-го по 2010 год лишь на две единицы, до десяти штук, то выручка, которую они приносят компании, - более чем в семь раз. Как такое стало возможным?

Конечно, в последнее десятилетие рынок грузовых перевозок был разогрет операциями США и их союзников в Ираке и Афганистане. Ан-124 стали летать гораздо больше. Свою роль сыграл и стремительный рост цен на топливо. Но есть и другое объяснение: монополизация рынка. Сейчас во всем мире в эксплуатации 46 «Русланов», 22 из них - у российских ВВС. Двумя самолетами владеет Ливия, одним - правительство Объединенных Арабских Эмиратов. У «коммерсантов» находится 21 машина. Из них 10 самолетов у «Волги-Днепр» и 7 - у «Авиалиний Антонова», структурного подразделения киевского КБ им. Антонова. До недавнего времени киевляне были конкурентами Исайкина. Однако пять лет назад «антоновцы» и «Волга-Днепр» создали два СП. Одно для продаж услуг перевозки грузов Ан-124 по военным контрактам, другое - по гражданским. И теперь значительная часть продаж перевозок воздушными супергрузовиками осуществляется из «одного окна» (из $1,4 млрд выручки «Волги-Днепр» за 2008 год $180 млн пришлось на «украинские» Ан-124).

Результат? Десять лет назад летный час Ан-124 обходился заказчику в среднем в $14 000, а в 2008 году - уже в $24 000–44 000. Ставки грузового авиационного фрахта в мире за это время выросли лишь на 30%.

*Бизнес «Волги-Днепр» построен на эксплуатации самолета c уникальными характеристиками, позволившего ей практически монополизировать рынок воздушных перевозок крупных грузов. Но спокойной жизни этой авиакомпании отмерено не так уж много. Максимально возможный срок жизни самолета - 40 лет, дальше продлевать ресурс будет невозможно. Но стоит завести речь о том, что «Волга-Днепр» - «компания одного самолета», Исайкин резко протестует.

Последние несколько лет, сохраняя должность президента «Волги-Днепр», он возглавляет и непосредственно руководит ее дочерней компанией Air Bridge Cargo (ABC). ABC принадлежат восемь грузовых Boeing 747 - это самолеты с характерным «горбатым» профилем, переоборудованные из пассажирских лайнеров. Их грузоподъемность более 100 т, но в отличие от Ан-124 загружать грузы в Boeing можно лишь через бортовой люк. Обычно такие самолеты используют на регулярных рейсах и грузы возят в стандартных контейнерах. Создание ABC и покупка Boeing - это попытка Алексея Исайкина придать «Волге-Днепр» черты классической грузовой авиакомпании. Удалась ли она?

Зарабатывать на Boeing оказалось гораздо сложнее, чем на «Русланах», признает Исайкин. Если на рынке перевозок Ан-124 у «Волги-Днепр» практически нет конкурентов, то регулярные перевозки на Boeing 747 выполняют десятки авиакомпаний. Рецепт успеха здесь - найти оптимальное соотношение между ценой перевозки, маршрутом и типом эксплуатируемых самолетов и вклиниться в один из мощных грузовых потоков, например между Китаем и Европой. Ан-124 «Волги-Днепр» в среднем летают около 1000 часов в год, а Boeing приносит прибыль, только если проводит в воздухе 5000 и более часов в год, то есть самолеты должны постоянно «висеть» в воздухе. В 2008 году выручка ABC составила $450 млн.

«Это бизнес с очень низкой маржой и очень большими оборотами. И это опасно. Обороты могут упасть, например из-за кризиса, а у тебя очень большие постоянные издержки. У нас [с Исайкиным] были большие дискуссии по этому вопросу», - говорит Сергей Недорослев. Пока, впрочем, Исайкину удается справляться. В кризисный 2009 год ABC открыла несколько рейсов из Китая в Европу. Исайкин сократил штаты и уменьшил количество предоставляемых клиентам услуг. В результате удалось снизить цены и резко увеличить объемы перевозок - на 20% в 2009 году. Исайкин даже взял в ноябре в лизинг еще один Boeing. А с лета прошлого года, говорит Исайкин, ABC начала работать с прибылью.

И тем не менее хозяин «Волги-Днепр» тратит массу времени на то, чтобы лоббировать возобновление производства Ан-124. В ноябре прошлого года Дмитрий Медведев, будучи на совещании в Ульяновске, заявил о том, что такое решение принято. В декабре 2009 года президент поручил правительству обеспечить развертывание производства модернизированной версии Ан-124 в Ульяновске и закупку 20 машин для Российской армии. Наряду с военными будут строиться и машины для «Волги-Днепр». Если цена, говорит Исайкин, составит $150–160 млн, то при текущей стоимости фрахта и сроке эксплуатации 40 лет покупка такого самолета окупится. Впрочем, есть и другой взгляд на ситуацию.

«Возможности этого самолета излишни для внутренних военных перевозок, а широкомасштабные военные действия на другом конце мира Россия не ведет и, видимо, вести не будет», - говорит военный эксперт Михаил Барабанов. С его точки зрения, решение о производстве Ан-124 для ВВС является «чисто политическим» и принято лишь для того, чтобы появились основания для государственного субсидирования производства Ан-124 в интересах коммерческих перевозчиков, то есть «Волги-Днепр». Действовать это решение будет лишь до тех пор, пока не иссякнет лоббистский потенциал Исайкина.

Что будет, если строительство Ан-124 так и не начнется? «Наша экспертиза известна всему миру. Мы умеем делать деньги на грузовиках. Если не будет Ан-124, значит будем привлекать что-то другое. Появятся дирижабли - будем летать на них», - говорит хозяин «Волги-Днепр». Времени у него навалом: построенные в последние годы СССР Ан-124 способны летать еще 15–20 лет. И вряд ли за это время кто-то посягнет на его монополию.

По решению главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова в 1976 г. в учебные программы слушателей командного и инженерных факультетов включили новую учебную дисциплину - основы военной экономики и развития вооружения ВМФ. Разработку этого курса и преподавание возложили на кафедру оперативного искусства ВМФ. Поскольку специалистов в этой области в академии не нашлось, из Первого центрального научно-исследовательского института Министерства обороны был приглашен кандидат технических наук, старший научный сотрудник капитан 2 ранга Б. В. Шиманский, имевший 10-летний опыт работы и возглавлявший в ВМФ комплексные экономические исследования.

В 1976/77 учебном году на всех факультетах и на Курсах руководящего состава ВМФ были прочитаны лекции по военной экономике. Первоначально на новую дисциплину отводилось 20 часов классных занятий. Но, учитывая важность нового направления, 28 февраля 1977 г. министр обороны подписал приказ «О дальнейшем совершенствовании экономической подготовки курсантов и слушателей высших военно-учебных заведений в Министерстве обороны». В приказе предписывалось увеличить объем изучаемых экономических и военно-экономических наук до 100 часов. Коллективу кафедры боевой эксплуатации кораблей (ее возглавлял контр-адмирал Ю. В. Задерман) поручили разработать учебные программы подготовки военных экономистов. Так в академии появилась инженерно-экономическая специальность ВМФ, а 1 сентября 1977 г. 7 слушателей приступили к ее изучению.

Коллектив кафедры военной экономики: Г. В. Коняева, В. А. Гусев, Т. Б. Косткина Б. В. Шиманский, Р. Н. Шарова (первый ряд, слева направо); М. П. Тихонов, А. И. Голосов, Н. В. Буторин, А. В. Зинченко, В. Э. Альбертович (второй ряд, слева направо); Н. С. Ребченко, А. Е. Захламин, Н. В. Степанчук, В. Г. Швецов, А. А. Липин (третий ряд, слева направо). 1994 г.


Первыми преподавателями военной экономики, кроме Б. В. Шиманского, стали капитаны 2 ранга А. И. Голосов, Ю. А. Золотов, П. А. Смагин и приглашенная из Ленинградского института инженеров водного транспорта кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Т. Б. Косткина. В дальнейшем для чтения лекций по военной экономике приглашались доктор военно-морских наук, профессор, контр-адмирал С. К. Свирин, доктор технических наук, профессор, капитан 1 ранга М. М. Четвертаков, доктор технических наук, профессор Л. Б. Бреслав и др. В 1982 г. капитана 1 ранга Б. В. Шиманского перевели на кафедру боевой эксплуатации кораблей. При кафедре военной экономики создали предметно-методическую комиссию в составе А. И. Голосова, Ю. А Золотова, Б. В. Шиманского, П. А. Смагина, Т. Б. Косткиной. В адъюнктуру по этой специальности впервые был принят капитан 3 ранга А. А. Липин, окончивший академию по военно-экономической специальности с золотой медалью. В 1982 г. на основании приказа министра обороны инженерно-экономическую специальность переименовали в экономику и организацию производства и ремонта кораблей, вооружения и техники ВМФ, в 1985 г. - в экономики и организации кораблестроения, производства и ремонта кораблей, вооружения и техники.

В 1988 г. в академии создали штатную кафедру военной экономики, начальником которой назначили капитана 1 ранга Б. В. Шиманского. В следующем году преподавателем кафедры стал выпускник академии капитан 1 ранга М. П. Тихонов, а адъюнктами - подполковник В. Э. Альбертович и капитан 2 ранга И. К. Амбаров. В 1990 г. должность старшего преподавателя занял кандидат военно-морских наук, старший научный сотрудник В. А. Гусев. При реформировании кафедры общественных наук в 1992 г. на кафедру военной экономики были переведены кандидаты экономических наук, капитаны 1 ранга Н. С. Ребченко, И. А. Благих и Н. В. Степанчук. Ученые кафедры сформулировали главные научные направления - военная экономика, теория развития вооружений ВМФ и общая экономическая теория. С 1994 г. кафедрой руководил контрадмирал Н. В. Буторин, бывший заместитель командующего флотилией атомных подводных лодок по электромеханической службе. К сожалению, в июле 1998 г. Буторин трагически погиб.

Кафедру возглавил капитан 1 ранга А. А. Сальман, ранее проходивший службу в органах технического обеспечения Балтийского флота.

За сравнительно короткий период существования кафедры профессорско-преподавательский состав разработал лекции, выпустил в свет учебник и несколько учебных пособий, а также разработал все полагающиеся учебно-методические материалы, а самое важное - за этот период около 200 выпускников стали военными экономистами высшей квалификации и были направлены для дальнейшего прохождения службы в органы военного управления ВМФ.


Военный экономист, педагог, доктор технических наук (1993 г.), профессор (1995 г.), капитан 1 ранга. В 1960 г. окончил Высшее военно-морское инженерное училище, а в 1974 г. - с золотой медалью Военно-морскую академию. В 1974-1976 гг. - адъюнкт, с 1976 г. - преподаватель, старший преподаватель, с 1993 г. - доцент, а с 1994 г. - профессор кафедры военной экономики Военно-морской академии. Автор 72 научных работ, в том числе 2 учебников и 6 учебных пособий. Награжден орденом «Мужества» и многими медалями.

ШИМАНСКИЙ Борис Владимирович (Родился в 1939 г.)


Военный экономист, педагог, кандидат технических наук (1975 г.), профессор, капитан 1 ранга. В ВМФ с 1957 г. Ведущий специалист академии в области военной экономики и теории развития вооружения и военной техники ВМФ. В 1962 г. окончил кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского. С 1962 по 1966 г. после окончания курсов по атомным энергетическим установкам подводных лодок служил на атомной подводной лодке Северного флота в должностях КГДУ, командира дивизиона движения. С 1966 по 1976 г. проходил службу в Первом центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны СССР в должностях младшего, старшего научного сотрудника, заместителя начальника отдела тактических обосновании и военно-экономических исследовании. В 1976 г. ему присвоили ученое звание старшего научного сотрудника и тогда же направили на преподавательскую работу в Военно-морскую академию на должность старшего преподавателя для постановки в академии новой учебной дисциплины «Основы военной экономики и развития вооружения и военной техники ВМФ». Одновременно с созданием этой дисциплины в 1977 г. поступил, а в 1980 г. окончил заочное отделение командного факультета академии. За годы преподавательской деятельности стал одним из опытнейших педагогов. Самостоятельно разработал 4 военно-экономические дисциплины. Принимал участие в развитии системы экономической подготовки слушателей академии всех специальностей, в создании кафедры военной экономики, первым начальником которой стал в 1988 г. Автор 60 научных трудов, подготовил 4 кандидата наук. Разработал и издал 12 учебных пособий и первый в ВМФ учебник по военной экономике. Внес большой вклад в разработку руководящих документов для ВМФ. Его неоднократно объявляли лучшим преподавателем академии. Будучи начальником кафедры, он занимался совершенствованием учебно-воспитательной,научно- исследовательской и методической работы. В июне 1994 г. уволен в запас; продолжает трудиться на должности профессора кафедры военной экономики. Является членом Экспертного совета при главнокомандующем ВМФ. Награжден орденами «Мужества», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени и многими медалями.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1993, стр. 77-80

Майор А.В.МАЛЫГИН

ОБЪЕКТОМ военной экономики принято считать часть народного хозяйства, которая призвана экономически обеспечивать подготовку и ведение войны, укреплять обороноспособность страны. Ее предметом является теория экономического обеспечения военных потребностей государства. При этом возникает вопрос - что же понимается под военными потребностями? Военные экономисты считают, что они делятся на непроизводственные и производственные. К первым относятся вооружение и военная техника, боеприпасы, продукты питания, а также потребности в жилье, транспорте, связи и иных услугах и средствах для удовлетворения материальных нужд военнослужащих и лиц, работающих на оборону. Ко вторым - средства и предметы труда, необходимые для изготовления вооружения и военной техники, снаряжения и другой продукции военного назначения.

В экономические отношения между собой вступают, с одной стороны, военное ведомство и вооруженные силы как представители государственных оборонных интересов, с другой - производители не только специфических товаров военного назначения, но и других, необходимых для функционирования армии и флота. В настоящее время они представлены в основном государственными предприятиями.

Целесообразно также рассмотреть следующие взаимосвязанные аспекты, военно-экономических отношений. Первый, отношения между вооруженными силами и населением страны, второй, между ВС и зарубежными потребителями. Прежде чем перейти к непосредственному их изложению, сделаем небольшой исторический экскурс. Еще английский экономист А.Смит, размышляя над историей разделения общественного труда, отмечал, что важнейшая обязанность государя - защита общества от насилия и посягательств со стороны других независимых обществ - может быть выполнена только посредством военной силы. Он считал, что «только благоразумное государство может сделать ремесло солдата отличным от всех других» по двум причинам. Во-первых, это дает возможность «несолдатам» заниматься полезной производительной деятельностью, не отвлекаясь для военных упражнений и войн, а во-вторых, разделение труда необходимо для «развития военного искусства, как и любого другого...». Таким образом, еще более двухсот лет назад деятельность военных рассматривалась во взаимосвязи и взаимозависимости с общественным производством товаров и услуг. А.Смит отмечал, что «вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников».

Поэтому, видимо, военно-экономические отношения следует рассматривать не только как отношения по поводу производства, распределения и потребления товаров военного назначения, но и как отношения, непосредственно связанные с производством вооруженными силами значимых для общества нематериальных благ.

Современные отечественные и западные экономисты относят национальную оборону к сфере общественных (государственных) услуг, что видно из рисунка. При этом отечественными специалистами в меньшей степени исследованы подсистемы 3 и 4. Участниками отношений в подсистеме 3 являются, с одной стороны, вооруженные силы как элемент государственной структуры, предназначенный для защиты общества, а с другой, само общество. В подсистеме 4, с одной стороны, выступают вооруженные силы, с другой - зарубежные страны или коалиции стран. В данном случае речь идет о предоставлении специфических военных услуг другим государствам или сообществам. Примером может служить участие российских воинских частей в различных контингентах миротворческих сил как в странах СНГ, так и по мандату ООН в Югославии. Кроме того, на основании межгосударственных соглашений армия России выполняет оборонные функции в Туркмении и Таджикистане, не имеющих своих вооруженных сил.

Предлагаемый подход дает возможность для развития военно-экономических отношений в условиях рынка. Но основной функцией армии остается обеспечение безопасности и стабильности общества, поэтому государство должно создавать собственную оборонительную систему. При этом не обязательно иметь свои вооруженные силы, организовывать собственное производство вооружения и техники. Эти потребности могут удовлетворяться при помощи иностранных ВС, нанимаемых правительством в обмен на какие-либо блага. Кроме вооруженной защиты, армия может обеспечивать и социальную стабильность. Эта функция вполне реальна в современной политической и экономической обстановке в России и других странах бывшего СССР. Ведь именно армия несет на себе основную тяжесть по сдерживанию и урегулированию многочисленных конфликтов.

Люди, занятые воинским трудом, дают возможность обществу повышать свое благосостояние, а это значит, что армия в экономическом отношении не только потребляет продукты чужого труда, но и сама производит специфический товар - военные услуги. Советские экономисты С.Струмилин и Д.Розенберг, например, при подсчете национального дохода включали вооруженные силы в сферу обслуживания. Аналогичного мнения придерживается и профессор Г.Федоров, утверждающий, что «военнослужащие являются производителями особой, специфической услуги - защита общества». Западные экономисты - Ф.Котлер, К.Макконелл, С.Брю и другие - также придерживаются мнения о том, что «к сфере обслуживания относится и государственный сектор с его военными службами». Поэтому армию можно считать государственной организацией, производящей общественные услуги. На этой основе уже сегодня можно шире применять богатый практический опыт, накопленный в мире, по совершенствованию сферы обслуживания для более эффективной адаптации российских Вооруженных Сил к рыночным условиям.

В рыночной экономической системе, характеризуемой свободой предпринимательства и выбора, наличием частной собственности, личного интереса как главного мотива поведения, конкуренции, опоры на систему цен, тем не менее сохраняется значение государства. Правительство в странах с рыночной системой хозяйствования выполняет ряд экономических функций. К основным из них относятся: защита от конкуренции; обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов в целях изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики. При этом создание, содержание и использование вооруженных сил прежде всего осуществляется для исполнения второй функции. Необходимо отметить, что товары и услуги бывают как индивидуального, так и общественного потребления. И если в первом случае человек может сделать выбор - покупать ему или нет, то во втором - это невозможно, так как общественные блага нельзя разделить на отдельные единицы и продать индивидуальному потребителю, как невозможно практически и отстранить индивидуума от пользования общественными благами. Например, автомобильными дорогами пользуются не только те, кто непосредственно заплатил за их строительство и содержание.

Специфика экономики «чистого капитализма» такова, что общественные блага рыночная система производить не намерена, так как частным предприятиям просто невыгодно, чтобы производимыми товарами и услугами кто-либо пользовался бесплатно. При производстве продуктов индивидуального потребления выгода основывается на их покупке, а при производстве общественных благ она достается всему обществу. Виды и объемы государственных услуг определяются политическими методами. Общественные блага приобретаются при посредничестве правительства на основе совместных решений. Все это в полной мере относится и к национальной обороне - разновидности государственных услуг. Непосредственным их производителем являются вооруженные силы. В обмен на производимые блага они получают от общества через государственную финансово-экономическую систему материальные и денежные средства, необходимые на покрытие издержек производства. Эти средства формируются в основном за счет налоговых поступлений. Иными словами, как общественная услуга оборона оплачивается налогоплательщиками, а пользуются этим благом все члены общества. Военный бюджет России в 1991 году составил 21,6%. Это значит, что с каждого рубля, уплаченного в качестве налогов, около 21 коп. было потрачено на оборонные нужды. В правовом государстве гражданин вправе знать, насколько эффективно расходуются его деньги и как надежно он защищен от внешней агрессии или иных дестабилизирующих, прежде всего военных, факторов.

Экономические издержки производства военных услуг включают в себя: затраты на закупки вооружений и военной техники; ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; расходы на содержание армии и флота, включающие затраты на различные виды довольствия личного состава, материально-техническое обеспечение боевой подготовки, обеспечение быта и медицинского обслуживания военного и гражданского персонала вооруженных сил; затраты на военное строительство; расходы на выплату пенсий и социальное обеспечение военнослужащих. Кроме этого, по решению Правительства России отдельной статьей будут учитывать затраты на конверсию.

Однако такая система издержек не полностью соответствует затратам на оборону. Прежде всего потому, что, выходя на рынок, предприятие должно реально оценить потенциальных потребителей своей продукции, определить объемы спроса, каким должен быть производимый товар или услуга. Это необходимо для получения прибыли или хотя бы оправдания затрат и максимального удовлетворения нужд потребителей. Производитель определяет так же каналы распространения своей продукции, меры по стимулированию сбыта, заботится о формировании общественного отношения к предприятию, товарам (услугам), которые поставляются на рынок. Данный вид деятельности получил название маркетинг.

В новых экономических условиях армии как субъекту военно-экономических отношений для наилучшей адаптации придется брать на вооружение передовые достижения маркетинга. Естественно, такая деятельность потребует немалых расходов, но она необходима и в конечном итоге будет выгодна и вооруженным силам, и обществу. К сожалению, сегодня в военной среде, скорее, отрицательно относятся к маркетингу в отношении ВС. Однако следует отличать запрещенную в армии коммерческую деятельность от военно-экономических отношений.

Наиболее просто представить себе применение маркетинговой концепции в системах военно-экономических отношений, связанных с производством и обменом материальных продуктов - товаров военного назначения. Это прежде всего системы, субъектами которых являются предприятия военно-промышленного комплекса. Уже сегодня, в условиях конкуренции на мировом рынке оружия, отечественным производителям приходится искать своего покупателя. При этом необходимо проводить весь комплекс маркетинга и продвижение товара на конкретном рынке и для определенного потребителя. Гораздо сложнее найти возможности для аналогичной деятельности в отношении военных услуг. Но и в этом случае следует использовать маркетинг.

Анализируя подсистемы комплекса военно-экономических отношений (см.таблицу), можно утверждать, что вооруженные силы выступают в роли производителя, а значит, придерживаются позиции активного участника рыночных отношений. Население, по сути, покупает военные услуги конкретной армии - национальной или иностранной. Общество может выбрать ту или иную форму своей защиты в зависимости от различных факторов: от создания отрядов ополчения до привлечения международных сил по поддержанию мира.

Сегодня перед армией остро стоит вопрос ее комплектования. По данным Министерства обороны Российской Федерации на 25 ноября 1992 года, Вооруженные Силы России получили только 17% призывников. Поэтому при переходе на контрактную основу Вооруженным Силам предстоит доказывать преимущества военной службы перед другими видами деятельности.

В заключение можно сделать вывод, что с позиций рыночной экономики необходимо рассматривать весь комплекс военно-экономических отношений, а не только его отдельные элементы. Особое место занимает та часть комплекса, в которой вооруженные силы выступают в роли производителя особого рода общественных услуг.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - Т.2. - М.: Государственное социально-экономическое издание, 1935. - С.239.

Там же. -С.345.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-Т.1.-М.: Государственное социально-экономическое издание, 1931. - С.339.

Военная мысль. - 1992. - № 10. - С.65.

Военные финансы входят в единую военно-экономическую систему, которая формируется при образовании, распределении и применении цены военной продукции, создании соответствующей деятельности в отдельных субъектах, что в конечном итоге обеспечивает безопасность страны. Деятельность в этой сфере осуществляют военные финансисты.

Недавняя история

Когда на должность Министра обороны был назначен А. Сердюков, он назвал одним из главных приоритетов работы реформу в управлении финансами и экономики, в рамках которой были упразднены военные финансовые службы. Считалось, что благодаря безналичным расчетам и отсутствию бухгалтерий коррупция в ВЧ будет сведена к минимуму.

В тот период стали заводиться уголовные дела на тех, кто занимал самые высокие должности в армии. Резонансным стало дело с генералом Георгием Олейником, которого обвинили в растрате 323 миллионов долларов. Настоящей «золотой жилой» для финансистов стала и война в Чечне, где от офицерских выплат им доставалось до 50% денежных средств. Резонансные дела появлялись в разных округах страны.

Таким образом, на тот момент реформирование считалось вынужденной и необходимой мерой, однако, должного эффекта так и не было достигнуто. В центральном аппарате для государственных служащих выделяли премии, размер которых доходил до нескольких сотен тысяч рублей, что подчас превышало годовой офицерский оклад. После того, как прежнего Министра сменил С. Шойгу, было принято решение о поэтапном восстановлении финансовых служб, при котором планировалось вернуть до 800 должностей с финансовыми ВУС.

Подготовка военных финансистов

В отличие от ВФЭУ, который был упразднен в нулевые годы, Ярославская Военная финансово-экономическая академия продолжает свою деятельность и по сей день. Именно здесь желающие могут получить ВУС для осуществления финансово-экономической службы в РФ в будущем. Академия готовит офицеров для работы в Минобороны, других властных структурах, где существует военная служба, отделения полевых учреждений ЦБ, строительных и промышленных организаций ВС РФ.

Стандартный период обучения составляет 5 лет на очной форме, но по некоторым специальностям можно учиться заочно и меньший период. Чтобы поступить в военный ВУЗ, и получить специальность «военный экономист», нужно соответствовать определенным критериям, а именно:

  • быть гражданином РФ;
  • возраст должен составлять от 16-ти до 22-х лет (при не прохождении срочной службы);
  • до 24-х лет (для контрактников за исключением офицеров);
  • иметь документ о полном среднем, профессиональном или начальном профессиональном образовании.

Не будут рассматриваться кандидаты, которые указаны в абз.4 и 5 ст.34 ФЗ «О », то есть следующие лица:

  • не соответствующие требованиям согласно ФЗ;
  • осужденные и отбывающие наказание в исправительных учреждениях;
  • имеющие судимость;
  • являющиеся подозреваемыми в совершении преступления на стадии следственных действий.

Особенности будущей профессии

В связи с реформами прошлых лет сотни офицеров были выведены за штаты. Многие специалисты считают, что возродить систему непросто. В то же время, скорее всего, будет учтен опыт прошлых лет, и наладятся институты по предотвращению растраты государственных денег, а также усилится работа контрольных органов.



Copyright © 2023 Медицинский портал.