Каким организациям нужен энергетический паспорт? Кто должен иметь энергетический паспорт.

Ежегодно предприятиями и жилищными комплексами расходуется огромное количество топливных ресурсов, в том числе множество нефтепродуктов. Это ведет не только к загрязнению окружающей среды выбросами и выхлопами, но и к большим расходам, которые можно было бы избежать.

С 2009 года в России была обозначена основная экономическая задача - энергоэффективность во всех сферах деятельности. Эта официальная позиция государства была озвучена президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Статья №16 Федерального Закона № 261 обязывает руководителей объектов, подлежащих энергетическому обследованию, организовать и провести его в срок до 31 декабря 2012 года. Обязательной энергоревизии подлежат организации всех форм собственности, чье годовое использование технологических энергоресурсов больше 6 тыс. тонн условного топлива в год. Но органы местного самоуправления могут включить объекты и с меньшим объемом потребления в список обязательного энергоаудита.

Официальный документ, свидетельствующий о прохождении обязательного энергетического обследования - энергетический паспорт , призван дать всю информацию о показателях эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в ходе хозяйственной деятельности. Кроме того, в нем должен содержаться план мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов. Нормы обследования отражены в Федеральном Законе РФ «Об энергосбережении».

Важнейший официальный документ, свидетельствующий о проведении энергетического освидетельствования - энергопаспорт.

По подсчетам экспертов, европейские предприятия расходуют в 3-4 раза меньше топлива, чем российские. Дело в том, что в большинстве стран Евросоюза уже давно было рассчитано, что гораздо дешевле инвестировать в энергосбережение, нежели в покупку нефти или газа. Разработка программ по энергосбережению и внедрение энергоэффективных решений позволяет предприятиям, жилищным комплексам и различным учреждениях существенно снизить затраты на топливные ресуры. Опыт работы крупных предприятий Германии показал, что результаты энергоаудита позволяют сэкономить от 20 до 60% от затрат на топливные ресурсы.

В связи с этим был составлен и утвержден перечень объектов, для которых обязательно получение энергетического паспорта. Стоит отметить, что вошли в эту группу преимущественно крупные предприятия с расходом более 6 тыс. тонн условного топлива, а также жилищные комплексы и различного рода государственные учреждения. Остальным же оставили выбор: получить энергетический паспорт или переплачивать и далее.

Что такое энергетический паспорт


, прежде всего, официальный документ, предоставляемый по результатам энергетического аудита (энергоаудита). Энергетический паспорт должен быть проверен в Министерстве энергетики РФ и внесен в государственный реестр. Утвержденный энергетический паспорт подтверждает факт проведения обязательного энергетического аудита промышленного объекта, учреждения или жилого здания. Энергетический паспорт позволяет оценить, насколько экономически эффективно используются энергоресурсы, а так же выявить возможности дальнейшей оптимизации потребления технологического энергосырья.

Существует две установленные формы энергетического паспорта. Первая форма - энергетический паспорт здания. Он выдается по результатам обследования проекта помещения и содержит в себе меры по внесению изменений в проект, которые способны снизить энергозатраты.

Вторая форма этого документа - энергетический паспорт учреждения. Он выдается один на все предприятие, вне зависимости от того, сколько зданий и подразделений относится к данному юридическому лицу. Причем объектом обследования становится каждый офис, цех, подразделение. Энергетический паспорт учреждения в обязательном порядке содержит информацию о зданиях и сооружения, климатических условиях местности, в которых они расположены, данные параметров микроклимата и энергетической эффективности. Последним разделом энергетического паспорта учреждений являются меры, которые необходимо предпринять для повышения эффективности использования энергоресурсов.

Многие предприниматели откладывают энергоаудит в связи с тем, что не имеют в данное время возможности остановить работу предприятия, а зря. Дело в том, что прекращать работу вовсе не нужно: тепловизионное обследование позволяет провести энергоаудит и проверить энергопотребление, не останавливая работу ни людей, ни производственного оборудования. Также оно позволяет определить, куда уходит тепло из помещений, что существенно поможет сэкономить на отоплении и поддержании оптимальных параметров микроклимата.

Основные требования к содержанию, построению и форме изложения данных в энергетическом паспорте регулируются ГОСТом Р51379-99.

Энергетический паспорт - самый эффективный способ учета потребляемых ресурсов, который может помочь собственнику оптимально спланировать финансовые траты. Ведь разумное отношение к ресурсам - один из способов увеличить эффективность компании и добиться роста прибыли предприятия.

Что включает в себя энергетический паспорт

Энергетический паспорт (здания) обязан соответствовать установленным требованиям, которые отличаются в зависимости от:

  • Вида объекта, типа организации;
  • Назначения - непроизводственное/производственное;
  • Разновидностей технологических процессов, производящихся на обследуемом объекте;
  • Видов энергооборудования.

Энергетический паспорт (здания) имеет установленную форму, разработанную на основании приказа Министерства энергетики, и заполняется согласно соответствующим методикам. Энергопаспорт предъявляется контролирующей организации после соответствующего запроса.

Энергетический паспорт состоит из следующих разделов:

1) титульный лист, оформленный согласно требованиям Минэнерго России (Приказ №182 от 19.04.2010г.);

2) общие сведения энергохозяйства со сводной таблицей по годам, с указанием:

  • объема производства, затраченных энергоресурсов;
  • энергоемкости произведенного продукта;
  • доли платы за энергоресурсы в его стоимости;
  • средней численности работников объекта исследования;

3) сведения по применению на объекте приборов, учитывающих расход электрических, тепловых и водных ресурсов, жидкое топливо и газ, с указанием количества и марки производителя устройств.

4) сводная таблица энергетического паспорта о потреблении всех ресурсов по годам по всем наименованиям энергоносителей:

  • сведения по балансу электроэнергии по годам с прогнозом на последующие годы, с указанием сумм нерациональных потерь;
  • сведения по балансу тепловой энергии по годам (с рекомендуемым к заполнению прогнозом на дальнейший период);
  • таблица баланса потребления котельно-печного топлива с изменением по годам и возможным дальнейшим расходом этого ресурса;
  • другие таблицы для подробного описания используемых ресурсов;

5) данные о показателях энергетической эффективности организации или объекта, используются фактические показатели и расчетно-нормативные за базовый год по основным показателям эффективности, перечисляются мероприятия по оптимизации использования энергоресурсов, начиная с года внедрения, указывается среднегодовая сумма экономии в ед. объема ресурсов;

6) для поставщиков энергоресурсов потребителям заполняются сведения их потерь во время транспортировки и рекомендации их сокращения;

7) сведения по обнаруженному во время обследования потенциалу энергосбережения по расчетным показателям с указанием затрат, годовой экономией и сроком окупаемости. В таблице приводятся дополнительные данные по внедрению рекомендаций энергосберегающего характера в других организациях для сравнения;

8) подробный перечень мероприятий по видам энергоресурсов с расчетами затрат и плановым сроком окупаемости;

9) данные о должностных лицах, ответственных за проведение энергосберегающих мероприятий и оптимизации энергозатрат.

Кому необходим энергетический паспорт

Как гласит 16-я статья Федерального закона об обязательном энергетическом обследовании, проведение обязательного энергетического аудита и получение энергетического паспорта необходимо для организации любых форм собственности, чье годовое потребление технологических энергоресурсов превышает 6 тыс. тонн условного топлива за год. К таким организациям относятся:

  • органы местного самоуправления, которым дан статус юридических лиц;
  • организации с участием муниципального образования или государства;
  • организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности;
  • предприятия, которые производят транспортировку, добычу либо производство природного газа, воды, электро- и тепловой энергии, нефти, угля, природного газа и продуктов на их основе;
  • предприятия, которые за календарный год потратили более десяти миллионов рублей на потребление топлива любого вида, угля, электро- и тепловой энергии.
  • и прочие организации.

Своевременное принятие мер по энергосбережению окупает себя буквально за 1-2 года. Также не лишним станет энергетический паспорти для владельцев домов, которые не желают платить лишнее. А также тем, кто желает построить загородный дом и имеет уже проект будущего сооружения.

Особенности получения энергетического паспорта

Энергетический паспорт разрабатывается раз в 5 лет.

Примечательно, что производить энергообследование и оформлять выдачу энергетического паспорта вправе лишь организация, оказывающая услуги в области энергоаудита (с лицензией Госэнергонадзора, аккредитованная его региональным органом), или же специалисты этого регионального органа. Прежде чем направить готовый энергетического паспорта учреждения (котельной, школы, жилого здания и т.д.) в Минэнерго РФ и в Минрегион РФ, следует пройти экспертизу в СРО. Таким образом, становится очевидным, что процедура получения энергопаспорта требует внушительных временных и финансовых затрат. Однако выход есть! Вы можете прибегнуть к помощи профессионалов в этом деле - энергоаудиторам компании "Испытательный центр "Строительные технологии".

Энергетический паспорт с ИЦСТ - качественно, доступно, быстро!

Компания "Испытательный центр "Строительные технологии" предлагает Вам весь спектр услуг в рамках такого направления, как разработка энергетического паспорта. Все наши сотрудники прошли аттестацию комиссиями Ростехнадзора. Мы гарантируем высочайшее качество работы, оперативность и полную отчетность о проделанной работе! С нами вы сможете не только повысить энергоэффективность предприятия, но и сократить издержки. Мы окажем помощь предприятиям любого типа - крупным и небольшим, среднему и малому бизнесу, государственным организациям, коммерческим фирмам. Для каждого клиента мы всегда подберем оптимальную программу по энергосбережению.

«ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Статья 15. Энергетическое обследование

  1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  2. Основными целями энергетического обследования являются:
    • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
    • определение показателей энергетической эффективности;
    • определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
  3. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").
  5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
  6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
  7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
    • об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
    • о показателях энергетической эффективности;
    • о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
    • о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
    • о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  8. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).
  9. Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование

  1. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
    • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
    • организации с участием государства или муниципального образования;
    • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
    • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
    • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
    • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
  2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года , последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет .
  3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:
    • организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
    • органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

В соответствии с законодательством РФ, многие хозяйствующие субъекты должны составлять энергетические паспорта. Что они представляют собой? В чем заключается специфика разработки данных документов?

В чем заключается предназначение энергетического паспорта?

Энергетический паспорт предприятия — документ, который составляется компетентными специалистами по итогам энергоаудита того или иного объекта, используемого в бизнесе. В соответствии с требованиями федерального законодательства он должен включать сведения:

Об уровне оснащенности объекта приборами, посредством которых ведется учет потребляемых ;

О количестве используемых энергоресурсов, а также о динамике их потребления;

О показателях, характеризующих энергоэффективность объекта;

О размерах потерь энергоресурсов — если организация занимается их передачей;

О потенциале для реализации мер энергосбережения;

О типовых мероприятиях, направленных на оптимизацию энергосбережения.

Рассматриваемый документ обычно составляется для объектов, формирующих промышленную инфраструктуру, административных, а также жилых зданий. В энергетическом паспорте отражается баланс энергоресурсов, которые потребляет организация, а также фиксируются сведения о производительности данной инфраструктуры. Кроме того, энергетический паспорт предприятия может содержать сведения о плане мероприятий, направленных на оптимизацию энергоэффективности соответствующего хозяйствующего субъекта.

Для кого обязательно составление энергетического паспорта?

Законодательством России определены перечни лиц, для которых составление рассматриваемого документа обязательно по той причине, что они должны проходить энергоаудит. В то время как энергетический паспорт предприятия, как мы отметили выше, является источником, составляемым по итогам проведения соответствующего аудита.

Составление данного документа обязательно:

Для органов власти;

Для юридических лиц, которые учреждены при участии органа власти;

Для организаций, которые осуществляют виды деятельности, относящиеся к регулируемым;

Для юридических лиц, которые осуществляют производство или же перевозку воды, газа, электричества, теплоэнергии, добывают газ, нефть, уголь, выпускают нефтепродукты и осуществляют переработку соответствующих полезных ископаемых;

Для фирм, расходы которых на потребление энергии превышают установленные законодательством значения;

Для организаций, которые реализуют мероприятия, направленные на оптимизацию энергоэффективности и финансируемые за счет средств бюджета.

Периодичность оформления энергопаспортов

Указанные категории лиц должны проводить энергоаудит не реже чем 1 раз в 5 лет. По итогам каждого мероприятия составляется энергетический паспорт предприятия. Таким образом, срок действия рассматриваемого документа — 5 лет. При этом оформляется он для юридического лица в целом, а не для отдельных объектов.

Санкции за отсутствие энергетического паспорта

В случае если энергоаудит не будет проведен организацией, которая обязана осуществлять данную процедуру по закону, и, соответственно, энергетический паспорт не будет получен фирмой, то она может быть оштрафована. Величина санкций при этом определяется статусом лица, совершившего правонарушение в виде неосуществления соответствующего аудита.

Можно отметить, что необходимость составления рассматриваемого документа может быть установлена не только законодательством РФ, но и правовыми актами других государств. К примеру, подобный документ предусмотрен украинским законодательством.

Порядок разработки энергетического паспорта

Итак, теперь мы знаем, зачем предприятию энергетический паспорт. Изучим то, в каком порядке осуществляется разработка рассматриваемого документа.

Прежде всего руководству фирмы необходимо выяснить, нужен ли энергетический паспорт предприятия бизнесу исходя из требований, установленных законодательством.

Следующий шаг — поиск энергоаудитора и заключение договора с ним. В России найти фирму, занимающуюся подобными услугами, довольно просто — можно задействовать один из распространенных тематических каталогов. Похожие ресурсы доступны и для украинских предприятий — таких как, например, рада.ком.юа. Энергетический паспорт предприятия — документ, который составляется, как мы уже знаем, по итогам энергоаудита. Таким образом, следующий шаг в рамках разработки данного источника — непосредственная работа с объектом энергоаудита. Она также осуществляется в несколько этапов.

Прежде всего, компетентные специалисты партнерской организации осуществляют сбор сведений об объекте энергоаудита. Затем осуществляется обработка и анализ полученных данных. После осуществляется осмотр, а также объекта энергоаудита. По завершении данной процедуры составляются отчетные документы, а также разрабатывается энергетический паспорт фирмы. Рассмотрим нюансы создания соответствующего документа подробнее.

Разработка энергетического паспорта: нюансы

Главный российский источник права, в соответствии с которым осуществляется составление энергетического паспорта предприятия — Приказ Минэнерго России № 400, принятый 30.06.2014 года. В данном нормативном акте сказано, что рассматриваемый документ составляется с использованием тех сведений, которые отражены в отчете, что формируется, как и в случае с паспортом, по итогам энергоаудита того или иного объекта. При этом дата составления данного отчета должна совпадать с датой проведения аудита, а также формирования рассматриваемого документа.

Какие конкретно сведения должен включать энергетический паспорт предприятия? Закон определяет их конкретный перечень. Изучим данный нюанс подробнее.

Что должно содержаться в энергетическом паспорте?

В структуре рассматриваемого документа должны присутствовать:

Титульный лист, который желательно составлять с использованием формы, приведенной в Приложении № 1 к Требованиям по составлению энергетического паспорта, что утверждены Приказом Минэнерго № 400;

Общие сведения об объекте энергоаудита с использованием формы по Приложению № 2 к Требованиям;

Сведения об уровне оснащенности предприятия приборами учета — по форме, что приведена в Приложении № 3;

Сведения о количестве используемых энергоресурсов — с использованием бланков, приведенных в Приложениях № 4-13;

Данные о показателях, характеризующих энергоэффективность объектов — по форме, утвержденной в Приложении № 14;

Сведения о размере потерь энергоресурсов, переданных предприятием, а также рекомендации, направленные на их сокращение — по формам, приведенным в Приложениях № 15-20;

Сведения о потенциале реализации мер, направленных на энергосбережение, а также об оценке перспектив экономии энергоресурсов — по форме, приведенной в Приложении № 21;

Данные о мероприятиях, направленных на оптимизацию энергоэффективности — по Приложению № 22;

Сведения о кадровом обеспечении тех или иных мероприятий, которые направлены на оптимизацию энергоэффективности предприятия — по формам, приведенным в Приложениях № 23-24;

Данные о количестве энергоресурсов для предприятий, которые добывают, хранят или перерабатывают газ — по формам, приведенным в Приложениях № 25-29;

Данные о количестве используемых энергоресурсов — предоставляемые газотранспортными предприятиями, по приложениям № 30-34.

Как может выглядеть энергетический паспорт предприятия? Образец документа — на картинке ниже.

Важно, чтобы документ соответствовал нормам, которые введены Приказом Минэнерго № 400. Данный источник права предусматривает ряд нюансов, характеризующих непосредственно заполнение энергетического паспорта. Рассмотрим их.

Заполнение энергетического паспорта: нюансы

Первое, на что следует обратить внимание предприятию, составляющему энергетический паспорт, — это тот факт, что при наличии в фирме обособленных подразделений в других муниципалитетах рассматриваемый документ должен быть дополнен сведениями с использованием Приложений № 1-34 по каждому подразделению. Это, конечно, добавляет работы ответственным менеджерам фирмы, особенно с учетом того, что срок действия энергетического паспорта предприятия ограничен — его нужно менять каждые 5 лет, в то время как при открытии филиалов в собственности фирмы может появиться большое количество новых объектов.

Следующий нюанс: если какие-либо сведения фирма по энергоаудиту указать не может по причине их отсутствия или невозможности измерить те или иные показатели, то поле, предусмотренное для отражения соответствующих значений, не заполняется, если иное прямо не предусмотрено Требованиями, утвержденными Приказом № 400.

В случае если сведения для отражения в Приложениях к Требованию отсутствуют в принципе, то они могут не прилагаться к энергетическому паспорту предприятия.

Отправка копии паспорта в Минэнерго

Итак, мы изучили то, что представляет собой энергетический паспорт предприятия, зачем он нужен. Рассмотрим еще один нюанс правоотношений, характеризующих применение данного документа — отправку его копии в Минэнерго. Данные коммуникации также регулируются Приказом № 400. Данный источник права предписывает отправлять в Минэнерго копии энергетических паспортов саморегулируемым организациям — СРО, осуществляющим деятельность в сфере энергетического обследования.

Копия паспорта для Минэнерго: нюансы

Рассматриваемая процедура должна осуществляться не реже, чем 1 раз в 3 месяца. Копия паспорта должна быть бумажной и электронной — в форматах PDF и XML, которая прилагается к основному документу на диске или по интернету. Кроме того, каждая копия энергетического паспорта должна быть направлена в Минэнерго вместе с сопроводительным письмом, в котором указываются сведения о саморегулируемой организации — также в бумажном и электронном (в формате PDF) вариантах. Бумажные версии документов, направлямые в ведомство, должны быть заверены подписью руководителя фирмы, а также В случае если документы электронные, их нужно заверять электронной подписью.

Минэнерго, получив от СРО энергетический паспорт предприятия, что представлен бумажной или электронной копией, в течение 30 дней должно осуществить обработку соответствующего документа. Ведомство изучает полученные источники на предмет соответствия их структуры и содержания положениям Приказа № 400, а также требованиям законодательства РФ, регулирующего порядок реализации теми или иными лицами мер, которые направлены на оптимизацию энергоэффективности.

Регистрация копии паспорта в Минэнерго

Если копии энергетического паспорта будут направлены саморегулируемой организацией в Минэнерго с нарушениями, либо в случае, если соответствующие документы не будут соответствовать требованиям законодательства РФ, то ведомство пришлет СРО мотивированный отказ в регистрации данных источников.

Если с документами все в порядке, то Минэнерго направит в адрес СРО извещение о регистрации соответствующих копий. При этом данный источник направляется СРО как в бумажном, так и в электронном вариантах. Документы, которые имеются в распоряжении Минэнерго в электронном виде, размещаются на личном аккаунте СРО в специализированной государственной информационной системе.

Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе ГИС ЖКХ. Среди прочих данных, управляющая организация размещает, в том числе, сведения об энергоэффективности и данные из энергетического паспорта МКД. Но как быть, если энергетический паспорт на МКД никогда не оформлялся и собственники отказываются финансировать его составление из средств, собранных на содержание и ремонт? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 261-ФЗ), энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования , объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

Согласно п.18 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных, Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

Как указано в «ГОСТ 31427-2010 Здания жилые и общественные. Состав показателей энергетической эффективности» от 19.04.2011 г., энергетический паспорт - это документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, их ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов.

Следовательно, энергетический паспорт предназначен для подтверждения соответствия теплотехнических показателей и показателей энергетической эффективности здания нормативным требованиям.

Как указано в Письме Минстроя РФ, РФ от 29.11.2016 №40222-АЧ/04: «В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности. Аналогичное положение установлено пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18. Исходя из системного толкования содержания вышеуказанных положений законодательства следует, что обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только после вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ и в тех случаях, когда по своему характеру работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ при осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Таким образом, в ситуации, описанной в части 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ, определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома также является обязательным. В иных случаях установление класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме по результатам энергетического обследования, но при этом соблюдение положений Правил в части процедуры присвоения класса является обязательным».

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (ч.6 ст.15 Закона 261-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Следует учитывать что согласно ч.5 ст.11 Закона 26-ФЗ на здания и сооружения не распространяются сведения энергоэффективности (т.е. нет необходимости оформлять энергетический паспорт: если МКД в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

Кроме того, согласно ч.1 ст.48 Закона 26-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

    здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований ;

    здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией , утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

    здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство, которое подано до вступления в силу таких требований.

16 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому отменяется обязательное энергетическое обследование (проведение энергоаудита) и обязательная разработка энергетического паспорта.

С 16 января 2019 года Федеральным законом от 19.07.2018 № 221-ФЗ в часть 5.1 статьи 15 Закона 261-ФЗ, внесены изменения, согласно которым энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Таким образом, если энергетический паспорт МКД отсутствует, то оформлять его в обязательном порядке необходимо только в случае если на общем собрании собственников помещений принято соответствующее решение. Как правило, добровольное энергетическое обследование дома и оформление энергетического паспорта проводится в рамках проведения мероприятий по повышению энергоэффективности МКД.

Соответственно, если энергопаспорт МКД не получен, то и сведения о нем в ГИС ЖКХ вносить не нужно. Отсутствие такой информации не будет являться нарушением лицензионных требований.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация по .

Отметим, что в есть возможность создать декларацию энергоэффективности домов. Отметим, что по тем многоквартирным домам, по которым ранее был присвоен класс энергоэффективности, декларацию необходимо обновлять раз в пять лет!

Декларация сделана в полном соответствии с приказом Минстроя от 6 июня 2016 г. №399, так что можете смело пользоваться. Сколько стоит? Все также: до 2 рублей с лицевого счета, то есть в рамках CRM-системы бесплатно!

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем или же воспользуйтесь формой ниже.



Copyright © 2023 Медицинский портал.