Какие существуют подходы в изучении истории. Современные подходы к изучению истории

В исторической науке существует несколько подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. В настоящее время принято выделять следующие подходы к изучению истории:

Исторически самым первым появился теологический подход . Он возникает в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа. В настоящее время практически не используется.

В Новое время возникает несколько новых подходов. Рационалистический подход (рационализм) признает только разум единственным источником познания. Технологический подход представляет развитие исторического процесса как результат развития технологий. Субъективистский подход (субъективизм) подчеркивает роль личности в истории и определение хода истории выдающимися личностями (субъектами). Либеральный подход анализирует историю как процесс развития гражданского общества, прав и свобод личности.

Однако наиболее популярным стал марксизм (формационный подход). Его основателем в середине XIX в. стал К. Маркс. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:

  • 1) первобытнообщинный строй;
  • 2) рабовладение;
  • 3) феодализм;
  • 4) капитализм;
  • 5) коммунизм (первая стадия коммунизма - социализм).

Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране (одним из первых историков-марксистов был М.Н. Покровский) и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г. Далее ему на смену пришел цивилизационный поход.

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX - начале ХХ в. К числу основателей этого подхода принадлежат Н. Данилевский и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»), что ограничивает его распространение.

Среди современных подходов необходимо отметить модернизационный подход (теория модернизации) , восходящий к учению М. Вебера начала ХХ в. Само слово «модернизация» означает переход от старого к новому, от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.

Под методами историографического познания понимаетсясовокупность мыслительных приёмов или способов изучения прошлого исторической науки . Выделяют следующие методы историографического познания:

1) Сравнительно-исторический метод , позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.

2) Хронологический метод – ориентирующий на анализ движения на научные мысли, смену концепции, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний

3) Проблемно-хронологический метод – позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Ряд исследователей (например, А.И. Зевелев) считают хронологический и проблемно-хронологический методы приёмами изложения материала, а не исследования прошлого исторической науки.

4) Метод периодизации , который направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре.

5) Метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от совершенности к прошлому с целью выявления элементов, строго сохранившегося в наши дни, знания, проверить выводы прежних исторических исследований данным современной науки.

6) Метод перспективного анализа , определяющий перспективные направления, темы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерности развития историографии.

Билет 2 .Формационный и цивилизационный подход изучения истории. Славянофильство, западничество и евразийство.

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитие общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.



Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по-разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей.
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход.
Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими.

Славянофи́льство - литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.



За́падничество - сложившееся в 1830-1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по западно-европейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Как писал Ю. М. Лотман,

Еврази́йство - русское философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центрально азиатскими странами. Евразийское движение, появившееся в среде русской эмиграции в 1920-1930-е гг., приобрело популярность к началу XXI века.

Каждое поколение историков переписывает "свою историю". Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что "переписывание истории" каждым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что "переписывание истории" диктуется объективными потребностями развития исторических знаний. В этой связи отметим, что ныне в исторической науке существует в основном два подхода в изучении истории: формационный и цивилизационный подходы, которые обеспечивают различные пути к постижению и осмыслению истории.

Формационный подход преобладал в условиях господства в советской исторической науке марксизма-ленинизма. Он исходил из философской категории "общественно-экономическая формация" - исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Эта категория занимает центральное место в историческом материализме, являющемся составной частью марксистско-ленинской философии. Она характеризуется, во-первых, историзмом; во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории К. Марксом и Ф. Энгельсом дала возможность поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших философов и экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам. Каждая формация представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других не менее глубоко, чем отличаются друг от друга различные биологические виды. На основе обобщения истории развития человечества марксизм-ленинизм выделил следующие основные общественно-экономические формации, образующие ступени исторического прогресса: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

В настоящее время формационный подход использует меньшая часть историков. Большая часть историков предпочитает цивилизационный подход, название которого идет от понятия «цивилизация». Это понятие появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако представление о «цивилизаций» не было господствующим. Так, русский ученый и публицист Н. Я. Данилевский (1822 -1885), социологические взгляды которого примыкали к теориям и идеям исторического круговорота, высказал идею обособленных, локальных "культурно-исторических типов", взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил четыре разряда их исторического проявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. По Н. Я. Данилевскому, ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которых он насчитывал десять, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. При этом качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Н. Я. Данилевский считал "славянский тип", наиболее полно выраженный в русском народе.

Идеи Н. Я. Данилевского в значительной мере предвосхитили историко-философские воззрения немецкого ученого-философа О. Шпенглера (1880–1936). В концепции О. Шпенглера «цивилизация» - это определенная заключительная стадия развития любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Шпенглер считал, что единой общечеловеческой культуры не только нет, но и быть не может. Он насчитывал восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западноевропейскую) и культуру майя; ожидал появления русско-сибирской культуры.

Под влиянием О. Шпенглера английский ученый-историк и социолог А. Д. Тойнби (1889–1975) стремился переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. Он считал, что всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. В начале своего исследования А. Д. Тойнби насчитывал 21 цивилизацию, затем сократил их до 13, не считая второстепенных, побочных и окончательно не развитых.

Однако, независимо от подходов к изучению истории России, ее объективное познание обеспечивается научной методологией (от греческого methodos - путь исследования, подход к познанию и logos - учение). В современной литературе приводятся различные определения методологии вообще и методологии исторической науки в частности. На их основании можно сформулировать такую краткую и обобщенную дефиницию: методология истории России - это система научных принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.

Что же мы понимаем под принципами и методами исторической науки, исторического исследования?

Представляется, что принципы - это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы - категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Метод же - это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления - исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

История - это общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время слово «история» имеет два значения:1) рассказ о прошлом; 2)название науки, изучающей прошлое, быт и жизнь народов.

История, как предмет науки рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники, исследуют все факты без исключения.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой - осмысление всех фактов с целью выявления причин, закономерностей развития общества. Так, например, в разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С появлением рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) и В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н. М. Карамзина (1766-1826 гг.) «История государства Российского», - необходимость для России мудрого самодержавия. Крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1870 гг.) («История России с древнейших времен») видел ход истории в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий, как считал историк, объективно определяли ход русской истории. Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) («Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т. д.), характерных для каждого периода. Близко к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1850-1933 гг.). Его «Лекции по русской истории», как и труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского неоднократно переиздавались.

История выполняет несколько социально значимых функций. 1). Познавательная (когнитивная) функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. Она способствует пониманию и объяснению исторических процессов и явлений. Познавательная функция является интеллектуально развивающей, так как она состоит в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2). Практически-политическая функция. Сущность её состоит в том, что история как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Практически-политическая функция подразумевает использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в настоящем и будущем. 3). Мировоззренческая функция. История создаёт документально точное повествование о выдающихся событиях прошлого, тем самым формируя общественное мировоззрение. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития, может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты. История, как наука, реализуя мировоззренческую функцию, создаёт фундамент, на котором основывается получение объективной информации о прошлом. Чтобы выводы истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их целостности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. 4). Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданское качество - патриотизм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом.

В настоящее время существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный.

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предметы труда, средства труда и человека. Следовательно, производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно сменяют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяют следующие стадии развития общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо. Недостаточное внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что абсолютизируется переход от одной формации к другой через революцию (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. Первоначально слово «цивилизация» использовалось, имея три распространённых значения. Первое - синоним культуры, второе - ступень общественного развития, следующая за варварством, третье - уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. Существует более ста определений термина «цивилизация». Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу огромное значение имеет понимание цивилизации, как целостной общественной системы, все составные части которой тесно взаимосвязаны и несут на себе печать своеобразия той или иной цивилизации имеет самостоятельный внутренний механизм функционирования. Слабой стороной цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода: 1). Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э.). 2).Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпохи Возрождения ХVI в.). 3). Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание Первой мировой войны). 4). Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: 1. Палеография исследует рукописные памятники и старинное письмо; 2. Нумизматика занимается изучением монет, медалей, орденов, денежных систем; 3. Сфрагистика изучает печати; 4. Топонимика занимается происхождением географических названий; 5. Краеведение изучает историю местности, региона, края; 6. Генеалогия исследует происхождение городов и фамилий; 7. Геральдика изучает гербы стран, городов, отдельных людей; 8. Эпиграфия исследует надписи на камне, глине, металле; 9. Источниковедение занимается изучением исторических источников; 10. Историография основным кругом своих вопросов считает описание и анализ взглядов, идей и концепций историков, изучение закономерностей в развитии исторической науки; и др.

Литература

1. Кириллов, В.В. История России / В.В. Кириллов. - М: Юрайт-Издат, 2005. - С. 9-15.

2. Орлов, А.С., Георгиев Н.Г., Сивохина Т.А. История России / А.С. Орлов, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. - М: ТК Велби, 2003. С. 5.

3. Поляк, Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. - М: Культура и спорт, ЮНИТИ,2000. С. 4-5.

В исторической науке существует несколько подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. В настоящее время принято выделять следующие подходы к изучению истории:

Исторически самым первым появился теологический подход . Он возникает в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа. В настоящее время практически не используется.

В Новое время возникает несколько новых подходов.Рационалистический подход (рационализм) признает только разум единственным источником познания.Технологический подход представляет развитие исторического процесса как результат развития технологий. Субъективистский подход (субъективизм) подчеркивает роль личности в истории и определение хода истории выдающимися личностями (субъектами). Либеральный подход анализирует историю как процесс развития гражданского общества, прав и свобод личности.

Однако наиболее популярным стал марксизм (формационный подход). Его основателем в середине XIX в. стал К. Маркс. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинный строй;

2) рабовладение;

3) феодализм;

4) капитализм;

5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм).

Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране (одним из первых историков-марксистов был М.Н. Покровский) и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г. Далее ему на смену пришел цивилизационный поход.

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ в. К числу основателей этого подхода принадлежат Н. Данилевский и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»), что ограничивает его распространение.

Среди современных подходов необходимо отметить модернизационный подход (теория модернизации) , восходящий к учению М. Вебера начала ХХ в. Само слово «модернизация» означает переход от старого к новому, от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.

Также современным является социальный подход , который изучает историю общества через развитие отдельных социальных институтов (семья, государство, образование).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Отечественная история

Федеральное государственное бюджетное образовательное.. учреждение высшего профессионального образования.. ижевская государственная сельскохозяйственная академия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И политологии фгбоу впо ижевская гсха
О-82 Отечественная история: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Козловский [ и др.]; под общей редакцией С.Н. Уварова

Понятие и предмет истории
В переводе с древнегреческого «история» – рассказ о прошедшем, об узнанном. Существует множество определений понятия «история». Самыми распространенными являются следующие: 1) история


Познание прошлого возможно лишь на основе всестороннего изучения исторических источников. Исторический источник – это свидетельство прошлого, попавшее в сферу внимания исследовател

Методы и принципы исторического исследования
Обобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки.Методология – это учение о способах исследования исторических факто

Функции истории
Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции. Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать

Отечественной историографии
2.1 Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в. 2.2 Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв.

Развитие исторической мысли России с древнейших времен до конца XVII в
До появления письменности у восточных славян сведения о прошлом передавались устно, как правило, в форме былин – устных эпических сказаний. Былины являются первым источником о прош

Зарождение исторической науки и развитие отечественной историографии в XVIII-XIX вв
История как наука зародилась в России в начале XVIII в., что связано с деятельностью Петра I. К концу правления Петра I в Санкт-Петербурге была организована Академия наук, в рамках которой с 1725 г

Особенности историографии советского периода
После Октябрьской революции 1917 г. в исторической науке нашей страны утверждается господство марксистского направления (формационного подхода).Многообразие в подходах к историческ

Современная отечественная историография
После распада СССР в 1991 г. диктат партии был снят, произошел отказ от марксистского направления как основного подхода к изучению истории. Историки получили свободу творчества. На этом фоне с одно

Место и роль России в истории человечества
Все страны и народы мира являются неповторимыми, уникальными. Особенности каждой цивилизации позволили внести свой вклад в развитие человечества. Финикийцы дали письменность, китайцы изобрели порох

Особенности российской истории и менталитета
Историческое развитие России также уникально. Оно обусловлено теми же факторами, что привели к складыванию особенностей российской цивилизации. Особенностями российской истории ста

Восточные славяне в древности
Расселение. Вопрос об этногенезе (т.е. происхождении и развитии) восточных славян является дискуссионным, так как под своим именем «славяне» появляются в источниках лишь в VI в. н.

Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории
Образование государства у восточных славян явилось результатом их длительного развития. Процесс создания государства был ускорен сильной внешней опасностью, исходившей от северных и восточных сосед

Основные категории населения Киевской Руси
Экономическую и социальную основу общества в Киевской Руси состав­ляла земледельческая община – вервь (мир). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государс

Принятие христианства
С подчинением всех восточнославянских племен сложилась территория единого государства. В идеологической сфере прежние языческие культы стали не пригодны, поскольку носили местный характер. В 980 г.

Период раздробленности (xii-xv вв.)
5.1 Начало раздробленности. 5.2 Причины раздробленности. 5.3 Основные тенденции развития древнерусских княжеств в XII – первой трети XIII вв. 5.4 Монголо-

Начало раздробленности
Образовавшаяся к концу Х в. Киевская Русь была обширным, но нестабильным государством. Незадолго до своей смерти Ярослав Мудрый разделил земли между тремя своими старшими сыновьями (Изяслав, Святос

Причины раздробленности
Раздробленность Руси была вызвана следующими причинами: 1) Экономический рост отдельных городов и княжеств. В рамках единого государства сложились самостоятельные хозяйственные районы, выр

Монголо-татарское нашествие (1237-1241)
Ослабление Руси в период раздробленности обернулось для нее завоеванием со стороны монголов. Традиционно в историографии завоевателей принято называть монголо-татарами, хотя современные татары к ни

Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды
После завоевания монголами русских земель почти на 240 лет (до 1480 г.) установилось монголо-татар­ское иго – политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды. Политич

Московская русь (xvi-xvii вв.)
6.1 Причины возвышения Москвы. 6.2 Объединение русских земель вокруг Москвы. 6.3 Органы власти и управления в Московском государстве. 6.4 Основные категории населения Мос

Причины возвышения Москвы
Москва была основана в 1147 г. и долгое время входила в состав других княжеств. Зимой 1237-1238 гг. Москва, как и многие другие русские города, была разорена монголо-татарами. В 1276 г. Москва стал

Объединение русских земель вокруг Москвы
Объединение русских земель вокруг Москвы происходило в несколько этапов. На каждом этапе происходило расширение территории Московского княжества, но были и качественные отличия: 1) 1276-13

Органы власти и управления в Московском государстве
Главой государства являлся Великий князь Московский (с 1547 г. – царь). В его компетенцию входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должнос

Основные категории населения Московского государства
Социальный строй в Московском государстве можно охарактеризовать как военно-служилый. Его особенностью было то, что все категории населения, даже привилегированные, были обязаны служить в пользу го

Правление Ивана IV Грозного
Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на престол в 3-х летнем возрасте после смерти своего отца Василия III. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская, но и она умерла, предположит

Смутное время
Смутное время (Смута) (1598-1613) – это период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса в России. Смутой стал междинастический период: в 1598 г. умирае

Россия в XVII в. после Смуты
Новые явления в экономике. Восстановительный процесс после Смуты занял примерно три десятилетия. Генеральной линий русской истории явилось дальнейшее укрепление крепостнических пор

Российская империя в XVIII в
7.1 Реформы Петра I. 7.2 Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в. 7.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II. 7.4 Правление Павла I.

Реформы Петра I (1682-1725)
После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. к власти пришел его старший сын, болезненный 14-летний Федор (1676-1682). Фактически правили государством его родственники Милославские и сестра Софья. По

Дворцовые перевороты второй четверти XVIII в
Период 1725-1762 гг., т.е. со смерти Петра I и до воцарения Екатерины II, получил название «дворцовые перевороты».За 37 лет на троне побывало шесть правителей, и четверо из них при

Просвещенный абсолютизм Екатерины II
Правление Екатерины II принято называть «просвещенным абсолютизмом», поскольку она использовала идеи европейского Просвещения: ограничение абсолютизма законами, борьба с влиянием церкви, предоставл

Правление Павла I
Павел I (1796-1801) вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже сложившимся человеком. При жизни Екатерины II он жил фактически под домашним арестом в Гатчине. Став императором, Па

Российская империя в первой половине xix в
8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. при Александре I. 8.2 Движение декабристов. 8.3 Консервативная модернизация при Николае I. 8.

Движение декабристов
Декабристы – участники тайных обществ, организовавших 14 декабря 1825 г. (отсюда – декабристы) вооруженное выступление против самодержавия. По составу движение декабристов было дворянским, причем с

Консервативная модернизация при Николае I
Правление Николая I (1825-1855) называют «апогеем самодержавия», поскольку стало периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Еще его называют «консервативной

Русская культура в первой половине XIX в
XIX в. – время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, науки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Н

Российская империя во второй половине xix в
9.1 Отмена крепостного права и ее последствия. 9.2 Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. 9.3 Движение народников. 9.4 Контрреформы Александра III.

Отмена крепостного права и ее последствия
Причины отмены крепостного права: 1) недовольство крепостных крестьян своим положением. Участившиеся крестьянские восстания грозили перерасти в революцию. Вступивший на престол после Никол

Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в
Отмена крепостного права потребовала приведения общественного устройства в соответствие с новыми реалиями. В 1864 г. была проведена земская реформа. Создавались земства – вс

Движение народников
Буржуазные реформы предоставили обществу определенную свободу и вызвали небывалый подъем общественной активности. Реформы породили новую социальную группу – разночинцев (выходцы из

Контрреформы Александра III
После убийства Александра II на престол взошел его сын Александр III (1881-1894). Его правление называют «контрреформами», поскольку многие преобразования 1860-1870-х гг. были пересмотрены. Это был

Особенности развития капитализма в промышленности во II половине XIX в. Реформы С.Ю. Витте
Отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капитализма в промышленности России, поскольку появилась свободная рабочая сила. Капитализм – общественно-экономический ст

Развитие капитализма в сельском хозяйстве во II половине XIX в
Отмена крепостного права стимулировала развитие капитализма и в сельском хозяйстве, но в отличие от промышленности, капиталистический уклад в деревне не стал господствующим. Помещичьи хозя

Внешняя политика России во второй половине XIX в
Главной задачей внешней политики второй половины XIX века являлась отмена ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 г. и, прежде всего, получение права на воссоздание Черноморс

Русская культура во второй половине XIX в
Во второй половине XIX в. продолжился «золотой век» русской культуры. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Произвели открытия П.Н. Яблочков (дуговая лампа), А.Н. Лодыгин (лампа нак

Россия в начале хх в
10.1 Первая российская революция 1905-1907 гг. 10.2 Столыпинская аграрная реформа. 10.3 Политические партии начала XX в. 10.4 Первый опыт российского парламентаризма: дея

Первая российская революция 1905-1907 гг
Революция – глубокий качественный переворот во всех сферах общественной жизни. Первая российская революция длилась с 9 января 1905 г. по 3 июня 1907 г. Ее причинамистали:

Столыпинская аграрная реформа
Аграрная реформа началась в 1906 г. по инициативе П.А. Столыпина, председателя Совета министров. Главная цель реформы заключалась в разрушении общины и превращении крестьян в собственников земли. П

Политические партии России начала XX в
Политическая партия – группа единомышленников, стремящаяся реализовать свои взгляды путем завоевания власти. Первые партии в России стали возникать на рубеже XIX-ХX вв. (эсеры, социал-демократы), н

Россия в годы Первой мировой войны
Причинами войны стали противоречия между ведущими европейскими странами, которые боролись за передел мира. Участники. В войне участвовали два блока:

Февральская революция 1917 г
Причины: 1) Системный социально-экономический кризис. Война до предела ухудшила состояние экономики России. В армию было мобилизовано более 25% взрослого мужского населения страны,

Россия от Февраля к Октябрю
Двоевластие. После победы Февральской революции, с начала марта и до начала июля 1917 г., в стране действовало двоевластие, т.е. одновременно существовали два центра власти: Времен

Октябрьская революция 1917 г
Причинами революции стали: 1) общенациональный системный кризис; 2) неспособность Временного правительства его решить; 3) действия большевиков по захвату власти в стране. В сентябре 1917 г

Формирование и сущность советского строя
11.1 Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.). 11.2 Гражданская война (1918-1920 гг.) и интервенция. Политика «военного коммунизма». 11.3 Новая эконо

Новая экономическая политика (НЭП)
К началу 1921 г. Красная Армия установила полный контроль над значительной частью территории бывшей Российской империи, за исключением Финляндии, Польши, Прибалтики, Бессарабии. Но внутреннее полож

Образование СССР
Нерешенный национальный вопрос был одной из причин падения монархии в России. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство также не стало решать национальные проблемы в стране. Более

Индустриализация и коллективизация
Индустриализация. В 1925-1926 гг. в основном завершилось восстановление народного хозяйства. Тем не менее, СССР оставался отсталой в технико-экономическом отношении аграрно-индустр

Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина
Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. и установление единоличной власти Сталина. Большевистская партия была централизованной организацией, но и в ней существовали различные мнения от

Культурные преобразования в 1920-1930-е гг
Придя к власти, большевики провели преобразования и в культуре. Они были направлены на превращение существовавшей дореволюционной культуры в социалистическую. Молодая советская власть стремилась сд

Внешняя политика в 1920-1930-е гг
Окончание гражданской войны и иностранной интервенции зафиксировали новое состояние международных отношений. Важным фактором стало существование советского государства как принципиально новой, соци

СССР накануне Великой Отечественной войны
В предвоенные годы сталинское руководство предпринимало максимум усилий, чтобы подготовить страну к предстоящей войне. Во внешней политике СССР стремился как можно сильнее

Советско-германский фронт в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. с нападения войск Германии и ее союзников (Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия и др.) на СССР и длилась до 9 мая 1945 г. Ее продолжительность со

Советский тыл в годы войны
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Выдвинутый лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал основополагающим. Советские г

Народная борьба на оккупированной территории
С первых дней войны на территории, занятой врагом, началось сопротивление оккупантам. Оно было вызвано глубоким патриотизмом и чувством национального самосознания. Массовые репрессии и уничтожение

Внешняя политика СССР в 1941-1945 гг
С первых месяцев Великой Отечественной войны начала активно складываться антигитлеровская коалиция во главе с СССР, Великобританией и США. Во время войны общая опасность объединила различные общест

Итоги войны
Главным итогом Великой Отечественной войны была ликвидация смертельной опасности, угрозы порабощения и геноцида русского и других народов СССР. Главной причиной победы ста

Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.)
Начало «холодной войны».Окончание Второй мировой войны зафиксировало новую геополитическую реальность. На мировой арене возникли две сверхдержавы – США и СССР. США смогли усилиться

Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)
Изменения в высшем руководстве страны. После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) наступил короткий период «коллективного руководства». Председателем Совета Министров СССР стал Г.

Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.)
После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя

Перестройка 1985-1991 гг
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-летний М.С. Горбачев. Избрание относительно молодого, энергичного лидера отражало стремление общества и политической эли­ты к давно назревшим

Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг
Становление государственности.Первоначальное становление новой российской государственности происходило в рамках СССР. Весной 1990 г. сроком на 5 лет избирается Съезд народных депу

Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг
«Шоковая терапия». В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась страна:

Внешняя политика России в 1990-е гг
После распада СССР Россия стала правопреемницей СССР, за ней было закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. К началу 1992 г. Россия была признана со стороны 131 государства ми

Внутриполитическое развитие России в 2000-е гг
26 марта 2000 г. Президентом РФ был избран В.В. Путин. В 2004 г. он был переизбран на второй срок. Председателем Правительства РФ стал М.М. Касьянов (2000-2004). В мае 2000 г. В.В. Путин н

Социально-экономическое развитие России в 2000-е гг
Благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре и действиям правительства темпы экономического развития России в 2000-е гг. составили в среднем 7%. Это позволило выплатить значительную долю государств

Внешняя политика России в 2000-е гг
Внешняя политика РФ в 2000-е гг. определялась необходимостью сдерживания натиска на экономические и политические интересы страны в условиях нехватки ресурсов, морального и фактического старения вое

События
Призвание Рюрика в Новгород Объединение Новгорода и Киева под властью Олега 882-912 Княжение



Copyright © 2023 Медицинский портал.