Экологический урок на тему: "Воды России". Вода - это жизнь

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (8-9)

Линия УМК О. С. Габриеляна. Естествознание (10-11) (баз.)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Химия. 8 класс» О. С. Габриеляна.

Интернет-ресурсы

Цель урока: Показать учащимся проблемы, стоящие перед человечеством из-за безответственного отношения к водным ресурсам. Показать ответственность каждого за сохранность природных богатств. Возможность человека разумно управлять своей деятельностью.

Повторение тем: Вода, растворы, роль воды в жизни живых организмов, металлы, соединения азота, кальция, магния, жесткость воды, минеральные удобрения, фенол, реакции ионного обмена, решение аналитических задач.

Умения: Анализировать, делать выводы, применять теоретические знания на практике. Выработка навыков обращения с лабораторным оборудованием, техникой проведения химического эксперимента, работы в группах.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Необходимое оборудование: образцы воды, плакаты, пробирки, растворы: фенол, щелочь, роданид калия, карбонат натрия, хлорид железа, сульфид калия, фенолфталеин, спиртовка, компьютер, презентация. http://prezentacii.com/ekologiya/8277-zagryaznenie-vodnoy-sredy.html

Структура и ход урока

  1. Вступительное слово учителя о цели урока и о воде.
  2. Сообщения учащихся.
  3. Класс делится на бригады, каждая из которых получает задание для исследования, теоретические вопросы и экологические задачи.
  4. Заслуживаются и обсуждаются результаты работ.
  5. Заключительное слово учителя.
  6. Подведение итогов урока.

Сегодня мы проводим экологический урок на тему «Вода». Мы поговорим о воде ни как о веществе, а как о частице природы, коей является и сам человек. Мне бы хотелось начать наш разговор с древнегреческого изречения: «Самое лучшее – это вода, лучше, чем олимпийские игры, лучше, чем золото»

Так считали древние греки, но, к сожалению, современный человек не считает воду богатством. Вода для нас это такая же обыденность, как луч солнца, воздух, леса. И действительно, человек и вода неразделимы. Мы пьем, готовим пищу, стираем, моем, купаемся, поливаем растения, забывая, что через несколько десятков лет однажды наши внуки откроют кран, а вместо прозрачной живительной влаги получат лишь химический коктейль, а то и вовсе ничего.

Вода – универсальный растворитель. В ней может растворяться множество токсичных веществ, наносящих вред окружающей среде. Именно с этим связано большое количество экологических проблем.

В настоящее время экологи, ученые, да и просто здравомыслящие люди бьют тревогу: «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ – ЭТО ТА ЖЕ САМАЯ ЯДЕРНАЯ ВОЙНА, НО РАСТЯНУТАЯ ВО ВРЕМЕНИ».

Вот почему сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Ведь просто не может такого быть, чтобы от каждого из нас ничего не зависело! Итак, для чего же человеку нужна вода? Как он ее использует? И что оставит своим потомкам?

Сообщение: Роль воды в жизни человека

Вода составляет 80–90% массы растений и 75% массы животных. В составе человеческого тела воды 65%. Вода служит постоянным участником интенсивных биохимических процессов, происходящих в человеческом организме. Ни один жизненный процесс не совершается без нее. Нарушение водного баланса ведет к серьезным сдвигам в организме человека. При утрате 6–8% влаги от массы тела человек впадает в полуобморочное состояние, при потере 12% и выше процентов влаги наступает смерть. Сколько же человеческому организму нужно воды?

Ученые считают, что в среднем человеку нужно 2,5 литра воды в сутки, при этом один литр приходится на питьевую воду. Однако при определенных условиях потребность в воде возрастает до 4–5 л, а в условиях жаркого климата при низкой влажности воздуха достигает 6 л и более. Человек может прожить без пищи пять-шесть недель, без воды - пять дней. Здесь уместно привести слова Дж. Байрона: «Не испытав страданий жажды, нельзя постичь, как много значит для людей вода».

Главным потребителем воды на Земле является человечество и его деятельность. И не случайно все великие цивилизации древности возникали и развивались вблизи воды, в больших речных долинах. Не существовало ни одной великой цивилизации в местности, лишенной воды.

Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть, что вода - хранитель и распределитель на нашей планете солнечной энергии, главный творец климата, ежедневной погоды, аккумулятор тепла и, что особенно важно, необходимейшее условие жизни на планете. И нет на Земле ничего, к чему надо было бы относиться с большим вниманием и осторожностью, чем к столь привычной для нас воде. По образному выражению академика А. Л. Карпинского, «вода - это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».

Вода является главным фактором, определяющим климат на поверхности Земли.

Главная роль воды состоит в том, что она является средой и источником водорода для жизненных процессов. Практически все органические вещества биосферы представляют собой продукт фотосинтеза, при котором растения используют световую энергию для соединения двуокиси углерода с водой. Без воды, как известно, фотосинтез не может происходить. Процесс, которому обязана вся жизнь нашей планеты. Вода - единственный источник кислорода, выделяемый в атмосферу при фотосинтезе. Вода необходима для биохимических и биофизических процессов, обеспечивающих возможность жизни на Земле. Образно говоря, в капле воды заключена жизнь

Сообщение: Использование воды в промышленности, быту и сельском хозяйстве

В структуре водоотведения 35% приходится на все отрасли промышленности, кроме теплоэнергетики, 33% – на теплоэнергетику, 18% составляют сбросы стоков с мелиорированных полей и 14%сбросы коммунально-бытового хозяйства городов и сельских населенных пунктов.

Одним из главных потребителей воды является орошаемое земледелие – 190 м 3 /год. Чтобы вырастить 1 т. хлопка, требуется 4–5 тыс. м 3 пресной воды, 1 т. риса – 8 тыс. м 3 . При орошении большая часть воды расходуется безвозвратно.

Коммунально-бытовое потребление воды превышает 20 км 3 /год. Важной задачей является сокращение потребления водопроводной воды на технические нужды. В Москве, например, на долю промышленности приходится 25% подаваемой в столицу водопроводной воды. Однако нет никакой необходимости использовать питьевую воду на технические нужды. Для этого необходимо расширить сеть технических водопроводов, что существенно снизит себестоимость потребляемой воды.

Велики расходы воды в промышленности (около 90 км 3 /год). Для выплавки 1 т. стали требуется 200–250 м 3 воды, 1 т. целлюлозы – 1300 м 3 ,... Велики резервы экономии воды в промышленности за счет внедрения прогрессивных технологических процессов. Например, на старых нефтехимических заводах для переработки 1 т. нефти расходуется 18–22 м 3 воды, в то время, как на современных заводах с оборотным водоснабжением и системами воздушного охлаждения – около 0,12 м 3 /год.

В настоящее время положение усугубляется тем, что после приватизации основного числа предприятий, в том числе и экологически грязных предприятий, новым хозяевам не хватает денег для постройки или модернизации очистных сооружений. Человечество улучшает свою жизнь с помощью технической революции, забывая при этом, что он сам часть природы и Земля – его дом. Поэтому и превращаются наши реки и озера в помойки. Что же угрожает нашим рекам?

Сообщение: Что угрожает рекам?

Положение с некоторыми главными реками мира приближается к кризисному из-за перегруженности плотинами, морским транспортом, загрязнения и климатических изменений.

Об этом предупреждает Всемирный фонд охраны дикой природы, который опубликовал свой отчет в преддверии Всемирного дня воды, отмечаемого 22 марта.

В отчете, который озаглавлен "10 главных рек мира – под угрозой", указано, что по степени важности эту проблему можно сравнить с проблемой изменения климата на планете. Из десяти рек, о которых говорится в отчете, пять находятся в Азии. В их числе – Янцзы, Меконг и Ганг. В черном списке оказались также европейский Дунай и североамериканская Рио-Гранде. Во Всемирном фонде охраны дикой природы считают, что состояние водных ресурсов является вопросом национальной безопасности. Всемирный фонд охраны дикой природы свои выводы основывает на ряде последних исследований, которые позволили ему оценить степень угрозы главным рекам мира. Организация указывает, что для рек наиболее опасны строительство плотин, чрезмерное использование воды для промышленных целей и сельского хозяйства, изменение климата, загрязнение и судоходство.

Международный фонд защиты дикой природы выступил с предупреждением, что существование значительной части мировых рек под угрозой из-за их запруживания и пересыхания, Только треть из 177 рек, чья длина превышает 1000 километров, по-прежнему текут беспрепятственно, и их число постоянно уменьшается. Представитель фонда заявил в интервью Би-би-си, что запруживание рек превратилось в глобальную мировую проблему, угрожающую популяции рыб. Так, редкие виды рыб в Амазонке и Меконге и речные дельфины Ганга находятся под угрозой исчезновения. В докладе также указывается на сокращение запасов чистой питьевой воды.

Сообщение: Проблемы мирового океана

Мировой океан – «житница» человечества – стал всемирной свалкой, куда выбрасывает человек отходы своей деятельности. Средиземное море – колыбель нескольких цивилизаций – получило название «Великого больного». К 2000 г. объем выбрасываемых отходов достиг 100 млрд.т. Объем загрязненной воды увеличился в 10 раз. Мировые ресурсы чистой воды могут быть исчерпаны. В 20 из 69 исследованных участков Токийского залива вообще не обнаружено признаков жизни, 60% рыбы, выловленной в других местах залива, отравлено. В США отравлена вся система Великих озер. Схожее положение и в Европе, и в нашей стране: многие крупнейшие речные артерии отравлены.

Сообщение: Влияние загрязнений вод на здоровье людей

Вода – это минерал, обеспечивающий существование живых организмов на Земле. Вода входит в состав клеток любого животного и растения. Недостаточное количество воды в организме человека приводит к нарушению вывода продуктов обмена пищеварения, кровь обедняется водой, человека лихорадит. Доброкачественная вода – важный фактор жизни человека, животных и их здоровья.

Сегодня во всем мире наибольшую опасность водам суши несет загрязнение. Под загрязнением подразумеваются всевозможные физические и химические отклонения от природного состава воды: частое и длительное ее помутнение, повышение температуры, гниющие органические вещества, нередко, присутствие в воде сероводорода и других ядовитых веществ. Ко всему этому прибавляются еще и сточные воды: хозяйственно-бытовые, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Нередко сточные воды содержат нефтепродукты, цианиды, соли тяжелых металлов, хлор, щелочи, кислоты. Не следует забывать и о заражении вод гербицидами и радиоактивными веществами. Так же сегодня повсеместно воды загрязнены сбрасываемым отовсюду мусором. Кроме того сбросовые воды с полей попадают в водоемы неочищенными.

В результате роста промышленности сильно загрязняются водоемы и реки. . Среди загрязняющих веществ от промышленных предприятий наиболее заметно загрязнение углеводородами. Производство и широкое применение синтетических поверхностно-активных веществ (ПАВ), особенно в составе моющих средств, обуславливает их поступление, вместе со сточными водами во многие водоемы. В том числе источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. Неэффективность очистки воды от ПАВ является причиной их появления в питьевой воде водопроводов. Поверхностно-активные вещества могут оказывать отрицательное влияние на качество воды, самоочищающую способность водоемов, организм человека.

Интенсивное использование земель в сельском хозяйстве усилило загрязнение водоемов смывами с полей вод, содержащих химические вещества, пестициды. Многие загрязняющие вещества могут попадать в водную среду из атмосферы вместе с осадками. Например, такой элемент как свинец. Первым под удар попадают нервная и кровеносная системы, особенно к свинцовым отравлениям чувствительны дети.

Химические вещества, сбрасываемые вместе со сточными водами, попадая в реки и озера, часто изменяют водную среду. Под действием таких веществ вода может стать непригодной для деятельности человека и поддержания жизнедеятельности флоры и фауны.

Большой урон могут нанести не только химические вещества, но и органические. Сброс органических веществ в чрезмерно большом количестве приводит к тяжелым отравлениям природных вод. В конечном счете от загрязнения природных вод страдает сам человек и его деятельность. Водоснабжение населенных пунктов целиком зависит от рек, а обработка вод с высоким содержанием органических и минеральных примесей становится все труднее и дороже. В силу этих обстоятельств, здоровье населения подвергается серьезному риску. Последствия нахождения в воде некоторых веществ, полное удаление которых не может обеспечить ни одна система очистки сточных вод, могут с течением времени сказаться на человеке. Загрязнение пресных вод является серьезно проблемой человечества.

В США отравлена вся система Великих озер. Схожее положение и в Европе и в нашей стране: многие крупнейшие речные артерии отравлены.

В результате переизбытка новых веществ, природа не в состоянии переработать промышленные отходы. Сейчас ежегодно синтезируется 260 новых веществ. Что же делается у нас в стране для улучшения катастрофического положения?

Сообщение «Меры по водоохране»

Кроме проблемы загрязнения, на повестке дня стоит не мене актуальный вопрос дефицита воды. Мы, живя в данном регионе на себе это практически не ощущаем, но есть районы, где все не так благополучно. Проблема дефицита воды стала общемировой. Какие проекты нам предлагает наука?

Сообщение: Решение проблем дефицита воды

"Сейчас в мире кризис с запасами пресной воды. Эта проблема не менее важная, чем глобальные климатические изменения", – указывает Дэвид Тикнер, глава водной программы британского отделения Всемирного фонда охраны дикой природы. "Необходимо, чтобы представители деловых кругов и политики признали, что климатические перемены – не единственная экологическая проблема, требующая срочного вмешательства. Они должны понимать, что проблемой пресной воды нужно заняться прямо сейчас", – добавляет он. В ХХ в. население земного шара выросло в три раза. За это же период потребление пресной воды увеличилось в семь раз, в том числе на коммунально-питьевые нужды – в 13 раз. При таком росте потребления стало резко не хватать водных ресурсов в целом ряде регионов мира. По данным Всемирной организации здравоохранения более двух миллиардов человек в мире страдают сегодня от нехватки питьевой воды. В ближайшие 20 лет, учитывая современные тенденции роста населения и мирового хозяйства, следует ожидать увеличения потребности в пресной воде не менее чем на 100 км 3 в год. Проблему дефицита пресной воды в мире пытаются устранить различными способами.

Экспорт воды. Соглашения по транспортировке воды заключены между Турцией и Израилем; Белоруссией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, Кенией, Киргизией и Германией и другими странами. Между Израилем и Турцией заключен договор на 20 лет на доставку по морю 50 млн м 3 ежегодно по цене 0,7 долларов за кубический метр воды. Объёмы других подобных контрактов измеряются сотнями миллионов долларов.

Создание искусственных водоёмов. В Туркмении в пустыне Каракум планируется реализовать проект крупнейший в мире водоёма. Срок реализации проекта 20 лет, стоимость 12 млрд долларов.

Экономия расхода воды. Американский Конгресс принял еще в 1992 г. специальный закон об уменьшении на 70 % объёма воды на коммунальные нужды.

Опреснение морской воды или солёной воды из подземных источников. Выработка пресной воды в мире растет непрерывно и высокими темпами.

В настоящее время основным источником пресной воды продолжают оставаться воды рек, озер, артезианских скважин и опреснение морской воды. В то же время, если во всех речных руслах находится 1,2 тыс. км 3 , то количество воды находящееся в каждый данный момент в атмосфере равно 14 тыс. км 3 . Ежегодно испаряется с поверхности суши и океана 577 тыс. км 3 и столько же потом выпадает в виде осадков. Вода в атмосфере в течение года обновляется 45 раз.


По высоте влага распределена неравномерно. Половина всего водяного пара приходится на нижний, полуторакилометровый слой атмосферы, свыше 99% – на всю тропосферу. У земной поверхности абсолютная влажность в среднем по миру составляет 11 г/м 3 . Многие из стран жаркого пояса страдают от отсутствия пресной воды, хотя ее содержание в атмосфере значительно. Например, в Джибути в течение всего года практически не бывает дождей, в то время как абсолютная влажность в приземном слое воздуха колеблется от 18 до 24 г/м 3 . В пустынях Аравийского полуострова и в Сахаре над каждым квадратом поверхности со стороной 10 км в сутки проносится такое же количество воды, какое содержалось бы в озере площадью 1 км 2 и глубиной 50 м. Чтобы взять эту воду, надо только открыть символический «кран».

А теперь поговорим о состоянии водных ресурсов в нашем районе.

Сообщения: Какую воду мы пьем

Водопроводная вода

Давно обнаружена прямая связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни человека .

К сожалению, наша страна по этому показателю занимает 50-е место, и вода, которую мы ежедневно пьем, играет здесь не последнюю роль.

Поскольку основные источники питьевой водопроводной воды – реки и подземные воды, которые находятся под постоянной угрозой загрязнения промышленными отходами, применяемыми в сельском хозяйстве химическими веществами, а также конечными продуктами обмена веществ человека и животных, становится понятным, насколько насущна проблема качества воды в наших водопроводных трубах.

Наиболее низким качество водопроводной воды бывает обычно весной, в период таяния снегов, но и в любое другое время года мы не застрахованы от того, что в один прекрасный момент из водопроводного крана не польется вдруг этакая странная жидкость с экзотическим запахом и цветом. Да и пресловутое хлорирование воды, спасая нас от серьезных недугов, положительных качеств ей, очевидно, не прибавляет.

Химический состав водопроводной воды и его влияние на организм человека

Химические вещества поступают в организм человека не только при прямом потреблении воды в питьевых целях и при приготовлении пищи, а также и косвенно.

Например, при вдыхании летучих веществ и кожном контакте во время принятия водных процедур. Вода, текущая из наших кранов, имеет определенный химический состав. Химические вещества, содержащиеся в воде, можно разделить на несколько групп.

  • Первая группа объединяет вещества, которые наиболее часто встречаются в водопроводной воде. К ним можно отнести фтор (F), железо (Fe), медь (Си), марганец (Mn), цинк (Zn), ртуть (Hg), селен (Se), свинец (РЬ), молибден (Мо), нитраты, сероводород (H 2 S) и др.
  • Вторая большая группа – это вещества, остающиеся в воде после реагентной обработки: коагулянты (сульфат алюминия), флоккулянты (полиакриламид), реагенты, предохраняющие водопроводные трубы от коррозии (остаточные триполифосфаты), а также остаточный хлор.
  • К третьей группе относятся химические вещества, которые попадают в водоемы со сточными водами (бытовые, промышленные отходы, поверхностные стоки сельскохозяйственных угодий, которые были обработаны химическими средствами защиты растений: гербицидами и минеральными удобрениями). Это пестициды, тяжелые металлы, детергенты, минеральные удобрения и др.
  • И последняя группа химических веществ – это компоненты, которые могут попадать в воду из водопроводных труб, переходников, соединений, сварочных швов и др. (медь, железо, свинец).

Система фильтрации на станциях водоподготовки очень примитивна:

  • сетка от крупного мусора,
  • коагулянты, осаждающие различные примеси,
  • H 2 O пропускают через песчаные фильтры,
  • обеззараживают хлором и выпускают в водопроводную сеть.

Накладывается на эту «чистоту» изношенность водопроводной системы.

Сообщение: Какие же водоохранные меры предлагаются учеными?

Для кардинального решения проблемы качества воды в условиях будущего необходим комплекс скоординированных мер, основной задачей которых является прекращение сброса сточных вод в реки и водоемы, то есть отделение хозяйственного звена круговорота воды от источников водных ресурсов.

Один из путей решения этой проблемы – улучшение и совершенствование технологических процессов на промышленных предприятиях, создание на них расширенных и законченных циклов производства с использованием образующихся при этом отходов и переход на повторное использование вод.

Необходим срочный переход от “прямоточного” (река-предприятие-река) водоснабжения предприятий к замкнутому циклу, то есть чтобы взятая однажды вода находилась все время в обороте, это предположит полное исключение попадания сточных вод в реки и водоемы. Создание систем такого рода водоснабжения промышленных предприятий дают большой экономический эффект.

Для бытовых сточных вод перспективным является повторное использование в тех отраслях промышленности, которые не требуют воды высокого качества, а также для орошения земледельческих полей. Это дает большой эффект, так как бытовые стоки содержат большое количество органических веществ. Вместе c тем это способствует почвенному обезвреживанию сточных вод. Конечно, перед тем как проводить такое использование нужно осуществлять проверку на наличие вредных веществ.

Также не менее важным для решения проблемы охраны водных ресурсов является снижение водоемкости производства и расходования воды на единицу продукции.

Одним из путей борьбы с количественным истощением водных ресурсов будет также снижение количества воды, расходуемого в орошаемом земледелии. Например, для выращивания 1 тонны риса расходуется 7000 тонн воды. Необходимо также стремиться снизить количество воды, расходуемой на производство единицы сельскохозяйственной продукции. Меры, направленные на повышение эффективности использования водных ресурсов в земледелии, имеют большое значение.

«Что пользы в том, что ты многое знал, Раз ты не умел применять свои знания к твоим нуждам». Петрарка, 14-й век.

Сейчас вам предстоит побыть в роли исследователей, химиков аналитиков. Вы знаете, что любое растворимое вещество можно обнаружить с помощью характерных реакций. Вам предстоит провести исследование проб воды, взятых из различных водоемов. Как наличие этого вещества может отразиться на экосистеме местности?

Какие меры надо предпринять для устранения данного загрязнения?
Также вы получаете экологическую задачу, решение которой предполагает аналитическую работу. Затем мы выслушаем ваши отчеты о работе.

Учащиеся выполняют работу.

Мне хочется закончить урок словами Д.И. Менделеева: «В химии нет отходов, а есть неиспользуемое сырье».

Причина экологического кризиса не в бурном развитии науки и техники, а в несовершенстве технологии, складывающейся в условиях полного пренебрежения к вопросам взаимодействия с окружающей средой, в экологической отсталости соответствующего производства. Сегодня решается вопрос о малоотходной и безотходной технологии.

А как мы с вами можем позаботиться о сохранении природных богатств?

Совсем просто. Не сломай ветку, не сорви цветок, посади дерево, покорми птицу, почини подтекающий кран.

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

Тема урока: Вода. Экологические аспекты водопользования

Продолжительность урока – 2 часа.

Форма проведения урока – ролевая игра.

Цель урока: рассмотреть некоторые экологические аспекты водопользования.

Задачи урока : изучить понятие «экологическое природопользование воды», провести анализ водопроводной воды по органолептическим показателям и по содержанию общего железа в водопроводной воде, рассмотреть основные источники загрязнения природной воды и обсудить пути решения проблемы охраны вод.

Проблемный вопрос : Какую воду мы пьем? Кто виноват? Что делать?

Тип урока: сообщение новых знаний.

Эпиграф:


Даже малую былиночку любя.

Е.Евтушенко

Подготовка к уроку. Класс делится на группы: лаборанты (лаборатория № 1, лаборатория № 2), представители комитета природных ресурсов, юные химики. Учащиеся предварительно готовятся к уроку, собирая информацию о воде, готовят презентации, лаборанты изучают методику оценки качества питьевой воды. Отделы продумывают названия группе, девиз, создают визитные карточки, эмблемы.
На доске – карта г. Ноябрьска, на которой отмечены флажками места взятия проб воды и записаны слова:

«Земли не вечна благодать,
Когда далекого потомка
Ты пустишь по миру с котомкой,
Ей будет нечего подать…»

В.Федоров.

Оборудование и реактивы:

  • для лаборантов лаборатории № 1: колбы на 250 мл, мерные цилиндры, листочки с текстом, стеклянные пластинки, водяная баня, инструкционные карты, пробы воды, маркеры;
  • для лаборантов лаборатории № 2: консервированные пробы воды, роданид калия, азотная кислота, пероксид водорода, пробирки, белый лист бумаги, стеклянные трубочки или пипетки для воды.
  • карта г.Ноябрьска, на которой отмечены районы, из которых взяты пробы воды для анализа на содержание общего железа, указка;
  • для комитета природных ресурсов: литература по теме, учебники;
  • для химиков: три пробирки под номерами: № 1 – хлорид натрия, № 2 – ортофосфат калия, № 3 – сульфат натрия; бутыльки с растворами: нитрата серебра, хлорида бария; планшетки;
  • кристаллы, видеоролик «Горение воды в атмосфере фтора», информация для составления рубрики: «Знаете ли вы, что…»;
  • компьютеры, тест по теме: «Вода» и презентация (Power Point), анимационная модель «Круговорот воды в природе», проектор.
  • для всех групп: оценочные листы, лист с заданием;
  • листочки или таблички с названием отделов;
  • оборудование и реактивы для взрыва гремучего газа;
  • минеральная вода, разовые стаканы.

Структура урока:

I. Актуализация. Урок начинает учитель, используя презентацию в Power Point <Приложение 4 . Слайды 1-15>

Учитель: Здравствуйте! Я приветствую всех и поздравляю с наступающим праздником, ведь завтра, 22 марта – Всемирный день воды и наш урок посвящается самому удивительному из веществ – воде. Согласитесь, немногие из нас отказались бы: прогуляться по берегу моря, послушать шум водопада, прокатиться на катере или на яхте, искупаться в искристых брызгах фонтана, посидеть на берегу тихой речки, поиграть с морской волной или полежать на пляже... . Всё это будет летом, а пока мы можем любоваться снегами, умываться чистой водой, закаляться, пить воду и готовить пищу, есть… Можем сходить в бассейн … . Ведь это так прекрасно! <Приложение 4 . Слайд 16>

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» – эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.
Мы обычно не задумывается о воде, когда её достаточно, воспринимаем как должное. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник». Так давайте же говорить о воде, о её проблемах, пока источник не иссяк, ведь он уже много лет просит о помощи. <Приложение 4 . Слайд 17>
Тема урока: «Вода». При подготовке к уроку, я прочитала утверждение, которое меня очень удивило: «Если воспринимать информацию о воде, при помощи цифр, кодов, символов на самом современном компьютере, в круглосуточном режиме, то на это понадобится 100000 лет земного времени». У нас времени очень мало, поэтому мы всего лишь затронем одну струну этого уникального инструмента под названием «вода», и называется она «Экологические аспекты водопользования».

Цель урока: рассмотреть некоторые аспекты водопользования.

Задачи:

  • провести анализ водопроводной воды;
  • выяснить основные источники загрязнения воды;
  • рассмотреть возможные пути охраны природных вод.

II. Постановка проблемы и задания группам

Прежде, чем приступить к работе, необходимо пройти тестирование, которое поможет определить уровень компетенции сотрудников.

IV. Изучение нового материала, решение проблемы

Учащиеся работают с информацией, выполняют задания (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 ). Включаем музыку. 10-15 мин

IV. Выступления специалистов

а) Слово предоставляется лаборантам лаборатории № 1. Лаборатория проводила анализ водопроводной воды по органолептическим показателям и установила следующее:
из трех проб воды, исследуемых нами, можно применять только образец № 1, проба взята из питьевого крана в начальной школе МОУ СОШ № 7.
Проба № 2 может применяться для культурно-бытовых целей, готовить пищу на этой воде и пить такую воду нежелательно, т.к. она не соответствует ГОСТу по мутности, прозрачность составляет 5 см. Пить такую воду можно только после дополнительной очистки. Мы рекомендуем жильцам дома № 6, ул. Советская, использовать дополнительные фильтры, а так же обратиться в ЖЭУ с заявлением о проведении экспертизы и решения вопроса о повышении качества питьевой воды.
Третий образец взят из крана в бытовой комнате ООО «Нордпласт» на промзоне, вода не соответствует ГОСТу по всем органолептическим показателям, это вода технического назначения, пить такую воду нельзя!

б) Слово предоставляется заведующей лаборатории станции обезжелезивания Бень Екатерине <Приложение 4 . Слайды 19-23> которая вместе с группой посетили станцию обезжелезивания, познакомились с её сотрудниками, узнали о работе станции и научились проводить качественный анализ на содержание общего железа в воде. (Учащиеся рассказывают о результатах своего исследования водопроводной воды в различных районах города и сообщают о результатах анализа питьевой воды на содержание общего железа).
Из трех проанализированных проб по этому показателю пригодна для питья только проба № 1 (питьевой кран МОУ СОШ № 7), в пробе № 2 повышено содержание общего железа, а пробу № 3 – употреблять категорически запрещается, т.к. налицо явное превышение ПДК (ПДК 0,3 мг/л).
Кроме того, сдав пробу данной воды на количественный анализ общего железа в лабораторию станции обезжелезивания, мы получили данные, что содержание общего железа в ней превышает ПДК в 20 раз!<Приложение 4 . Слайды 24-25 >
Учитель: поговорим об охране природных ресурсов.
Конституция РФ.
Ст. 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии … .
Ст.58. Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. <Приложение 4 . Слайд 26 >
А вот наша любимая тундра, последствия аварии на нефтепроводе… <Приложение 4 . Слайд 27>
А это кит. Кит, выбросившийся на берег, - последствия загрязнения моря отходами химического производства. Северное море. Нидерланды.
Почему так происходит? Основные источники загрязнения воды, их причины выясняли представители комитета природных ресурсов, им слово.

в) Выступление сотрудников комитета природных ресурсов

Выступления учащихся сопровождается демонстрацией слайдов. <Приложение 4 . Слайд 27>

Основные источники загрязнения воды:

1. Загрязнение твёрдыми частицами.
2. Загрязнение минеральными веществами:

  • соединениями металлов;
  • минеральными удобрениями.

3. Загрязнение органическими веществами.
4. Загрязнение нефтью и её производными. <Приложение 4 . Слайд 28>

Пути решения проблемы загрязнения гидросферы:

  • Безотходные технологии – кардинальное решение проблемы.
  • Процесс очистки сточных вод:
  • очистка и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков;
  • очистка стоков предприятий транспорта;
  • очистка стоков, содержащих нефтепродукты. <Приложение 4 . Слайды 29-30>

V. Пресс-конференция

Возможные вопросы специалистам.

  1. Каковы основные источники загрязнения природных вод в нашем регионе?
  2. Кто осуществляет контроль над состоянием водных объектов?
  3. Как обычный житель может принять участие в охране воды?
  4. Как в домашних условиях оценить качество воды?
  5. Можно ли определить содержание железа в воде визуально?
  6. Какие заболевания возникают у людей, которые употребляют некачественную воду?
  7. Можно ли избавиться от лишнего железа кипячением?
  8. Куда обращаться, если из крана течет вода, непригодная к использованию?
  9. Какова экологическая ситуация в нашем городе?
  10. Каковы основные экологические проблемы в нашем регионе?
  11. Чистая ли вода в наших реках и озерах?

VI. Викторина

Юные химики подготовили для нас викторину.

  • Может ли вода гореть? <Приложение 4 . Слайды 31-33>

Видеоролик «Горение воды в атмосфере фтора» (Приложение 6 ).

  • Как известно, вода – хороший растворитель, а возможен ли обратный процесс?
  • Можно ли из раствора вырастить кристалл? <Приложение 4 . Слайд 34>

Демонстрация кристаллов медного купороса и алюмокалиевых квасцов, выращенных учащимися.

  • Чем отличаются круговорот воды в естественных условиях от круговорота в условиях загрязнения окружающей среды?

Демонстрация анимационной модели«Круговорот воды в природе». Программы Физикона. Открытая химия 2,5.

V. Закрепление. Подведение итогов, выводы

– Итак, мы сегодня много говорили о воде, о проблемах, связанных с водопользованием.
– Что такое водопользование?
– Можно ли считать водопользование в нашей стране, городе рациональным? Почему?
– Мы искали ответы на вопросы:

  • Какую воду мы пьем?
  • Кто виноват в загрязнении воды?

– Мы выяснили, что пьем мы не всегда чистую воду, что виноват в загрязнении воды сам человек. Наше государство, власти принимают определенные меры по охране вод, но как показывает жизнь, этих мер недостаточно, но не только потому, что эти меры дорого стоят, а еще и потому, что экологическое сознание нашего общества сформировано недостаточно.
Экологическое водопользование каждый человек понимает по-разному. Обычный человек расскажет о том, как исчезла в реке рыба, а чистое озеро превратилось в болото и появились комары, которых никогда раньше не было; биолог, возможно, будет говорить о исчезновении видов, о мутациях; географ вспомнит мертвый Арал и высохшие реки; эколог обязательно скажет о нарушении связей в экологических сообществах; химик же будет искать причину в использовании веществ.

  • Как вы понимаете термин «экологическое водопользование»?

– Я хотела бы в заключении привести пример своей семьи. Я родилась на берегу маленькой горной речки у истоков Оби. Мой отец рассказывает, что раньше из реки пили воду и ловили ценную рыбу; я – рыбу уже не помню, но помню, что всё лето мы купались в реке, а моя дочь – видит планшет на берегу реки «Купаться запрещено!». Хочется спросить: «Что с нами происходит и что достанется нашим внукам?».

Вывод: экологическое водопользование означает бережное отношение к воде: рациональное использование, восстановление и охрану природных вод.

«Человекразумный» должен использовать водные источники так, чтобы всем было хорошо: и растениям и животным, главная задача – не нарушать веками устоявшееся равновесие в природе. С другой стороны – мы должны обеспечить источникам воды такие условия, чтобы они дарили нам здоровье и радость. Ведь человеку ничего не стоит из «живой» воды сделать «мёртвую», тому немало примеров.

  • Как мы должны относиться к воде?

– Очень жаль, что у нас мало времени, и мы не поговорили об уровне экологического сознания нашего общества, ведь от него зависит судьба воды и будущих поколений. <Приложение 4 . Слайды 35-41>

Учитель: Вода – наше богатство, она нужна всем: человеку, растениям, дельфинам, рыбкам и другим животным. Урок заканчиваю словами Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

VI. Демонстрация опыта «Взрыв гремучего газа»

– Приглашаю вас пройти в кабинет химии и завершить урок уникальным опытом. Мы станем свидетелями рождения воды!

– Сегодня мы много говорили о воде, о проблемах, связанных с водой, приглашаю вас испить чистой водички! Будьте здоровы! Благодарю всех за сотрудничество!

« Вода – это жизнь»

Экологический урок, посвящённый Всемирному дню воды (22 марта).

Цели:

Экологическое воспитание подрастающего поколения;

Расширение кругозора школьников.

Ход урока.

Сегодня у нас с вами очень необычный, но интересный урок. А чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить, нам необходимо разгадать несколько загадок.

1. По морю шумно идет, к берегу подойдет – сразу пропадет. (Волна)

2. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)

И так, вы уже догадались, что речь сегодня пойдет о воде. 22 марта отмечается праздник – Всемирный день воды.

Наша планета Земля – планета воды: более ¾ занимают воды океанов, морей, озёр, рек, льдов. Облака – тоже скопления воды. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то мы увидим голубой шар, так как воды на планете очень много. Мы с вами не первый раз рассматривали глобус и видели, что больше всего на нем голубого цвета.

И действительно, если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что нас окружает мир воды. Река или озеро, в котором мы купаемся, - это вода. Когда наступают морозы, на траве появляется иней, речка прячется под лед, а сверху ее укрывает пушистое одеяло – снег. Это тоже вода, только замерзшая, твердая. По небу плывут облака – это вода, превратившаяся в пар. Наше тело наполовину состоит из жидкости. Вся жизнь на земле когда-то, очень давно, зародилась в океане. Вода нужна растениям и животным.

Но чтобы урок у нас прошел интересно, мы его проведем в виде игры. И для этого давайте разделимся на две команды – «Капелька» и «Волна».

И так, начинаем нашу игру.

Сначала проверим домашнее задание. Вам нужно было найти пословицы и поговорки о воде. Все подготовили? Молодцы. Давайте послушаем. (Ученики читают по очереди пословицы)

Не зная броду, не суйся в воду.

От жара и вода кипит.

Под лежачий камень вода не течет.

Пролитую воду не соберешь.

Вода -то близко, да ходить склизко.

Воду в ступе толочь - вода и будет.

Это вилами на воде писано.

Вода сама не подойдет, подойдет жажда.

Где вода напрет, тут и ход найдет.

Что с гуся вода.

Заработала вода - загудели провода. (гидроэлектростанция)

Воду жалеть и каши не сварить.

Крещенская водица весь год пригодится.

Вода с водой - не гора с горой: сольется.

Вода и землю точит и камень долбит.

Вода не любит грязных людей.

И тихая вода плотины рвет.

Где одна вода лед положит, там другая снесет.

Вода может нести лодку, а может и перевернуть ее.

Вода студёна - тело ядрено.

Если вода не идет за тобой, ты иди за водой.

Покуда есть хлеб да вода - все не беда.

Задание 1. Конкурс загадок. (Команды отвечают по очереди)

1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

2. Падает горошком,

Скачет по дорожке. (Град)

3. С неба - звездой

В ладошку – водой. (Снежинка)

4. Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

5. Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило. (Дождь)

6. Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит. (Снег)

7. Висит за окошком

Кулёк ледяной

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

8. Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да перышки. (Туча)

9. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Снег)

10. Без крыльев летят, без ног бегут

Без паруса плывут. (Облака).

11. В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде. (Волны)

12. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий - в море. (Река)

13. туча шла – прошла,

На асфальте – зеркала.

Солнце в них заглянет-

И зеркала не станет. (Лужи)

14. Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой,

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней)

Задание 2. «Подумай и ответь»

Вода бывает жидкой, твердой, в виде пара. Подумайте и ответьте на вопрос: «Когда вода бывает…»:

пушистой (снег, снежинки);

скользкой (лед, сосулька );

высокой ( сугроб, волна);

круглой ( озеро, болото );

смешной ( пар, облако, лужица)?

Задание 3. «Как бы вы поступили, если бы увидели…»

1. Что из неисправного крана течет вода?

2. Что на берегу реки валяется мусор?

Задание 4. «Волшебная палочка».

Ученики встают в круг. Волшебную палочку держит тот, кто в данный момент отвечает на вопросы ведущего:

1. «Какая бывает вода?» (Газированная, горячая, холодная в реке, озере, море, океане, роднике, кипящая, грязная, мутная, чистая, зеркальная и т.д.)

2. «Где можно найти воду в доме?» (В кране, в графине, в чайнике, в стакане, в чашке, в ведре, в ванной и т.д)

Задание 5. «Оживи облако».

На листе бумаги нарисован контур облака. Необходимо с закрытыми глазами дорисовать ему глаза, нос, рот, брови, ресницы (одна команда рисует грустное выражение лица, другая – веселое)

Задание 6. «Превращение слова»

Каждой команде выдается карточка с записанным словом. Нужно придумать как можно больше слов, заменив одну букву в заданном слове.

«Речка» - ручка, печка, репка, рейка;

«Море» - горе, морс, морг;

Задание 7. «Расшифруй слово»

Командам выдаются листы с зашифрованными словами. Чтобы прочесть их, нужно решить примеры, возле каждого из которых указаны буквы. Решив примеры, игроки определяют, какие буквы каким цифрам соответствуют, и заменяют в шифровках цифры на буквы, получая слова.

РОДНИК

45-42=….Д 100-94=….К 95-90=….И

59-55=….Н 78-77=… Р 82-80=….О

ОЗЕРО

30-28=…..З 2+1=… Е 58-53=….О

44-40=…Р 60-59=….О

Задание 8. «Аттракцион»

1. Кто быстрее выпьет сок из стакана через соломинку?

2. Кто быстрее заполнит водой литровую бутылку, используя мерный стаканчик.

Заключение.

День воды – очень важный праздник. Нам кажется, что воды вокруг много, но ведь и используем мы ее постоянно, в больших количествах. Чистая вода необходима всем. А значит, нужно относиться к ней экономно и бережно. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь действительно, мы не слишком ценим воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран.

Бережливым будь с водой!

Хорошенько кран закрой!

С. Я. Маршак

Оборина Наталья Юрьевна,

Воспитатель ГПД

МАОУ «НОШ № 1» г. Губахи

Всероссийский экоурок «Вода России»

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных.
  2. Прививать основы экологических знаний.
  3. Познакомить с отрицательным влиянием человека на природу.
  4. Воспитывать привычку бережного отношения к природе, расширять кругозор.

Оборудование : рисунки облака, капелек; глобус, фотографии рек, озёр, морей, океанов, рисунки учащихся на тему «Портреты воды», звуковой файл (журчание воды).

Ход экоурока.

I.Организация внимания учащихся. (1-ый слайд)

Ребята, сегодня у нас проходит Всероссийский экологический урок.

II.Основная часть.

2-ой слайд (звучит музыка – журчание ручья)

Учитель читает стих:

Я и тучка, и туман.

Я река и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть мог.

Ну что ребята, догадались, о чём мы будем говорить?

Да, сегодня мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот, она, какая разная! (выключаем музыку)

А кто поможет мне в сегодняшней беседе о воде? (3-ий слайд)

Капа расскажет вам о том, какую огромную ценность представляет пресная вода, какие опасности угрожают ей хх веке, кто и как защищает реки и озёра нашей страны.

Учитель показывает глобус. (Показываю глобус)

Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

4-ый слайд. Всех нас интересует один вопрос: Много ли воды на земле? И поможет нам в этом Капа. (смотрят на слайд-таблицу). Несмотря на то, что наша планета буквально залита водой, лишь 1% ее доступен человеку для использования, остальная часть приходится на долю океанов, льдов и атмосферы.

Учитель. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Дети читают стихи о воде.

Ученик1: В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает.

Ученик 2 . На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Ученик 3. Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без воды нам не прожить!

Ученик 4. В озере её найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Ребята, а вы можете найти воду в природе? Где она бывает? Где путешествует? В каких состояниях бывает вода?

Конечно, можете и знаете! На уроке рисования вам была предложена тема: «Портреты воды».

Вот какие рисунки к нашему классному часу вы нарисовали.

3. Выставка рисунков учащихся. (беседа по рисункам)

А что значит вода для всего живого, для вас?

Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. (слайд-5, 6)

Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

(слайд-7) Наша страна богата водными ресурсами и занимает 2 место в мире по запасам пресной воды. Но эти ресурсы распределяются неравномерно, там, где 80% населения сосредоточено лишь 8% пресной воды.(слайд-8), (слайд-9)

К тому же водные ресурсы используются не эффективно и не рационально. (слайд-10)

Огромный ущерб оказывают химические аварии, сточные воды от промышленного производства, вырубка лесов по берегам водоёмов, осушение болот. (слайд-11)

Теперь вы должны понять, насколько важно защищать и беречь водные ресурсы нашей страны. И каждый день вы должны совершать хоть маленькие, но главные шаги по сбережению воды у себя дома, в школе и на природе.

Ребята, а вы знаете, сколько стоит вода в нашей повседневной жизни?

Сейчас Капа наглядно вам покажет. (слайд-12).

Например: На производство 1 пары джинсов уходит – 10 тонн воды, на 1 кг.говядины-

15 тонн воды, на 1кг. бумаги-700 литров воды.

Как вы думаете, ребята, правильно ли мы используем, расходуем воду в быту, дома? Ответить на этот вопрос нам снова поможет Капа. (слайд-13)

Как мы теряем воду?

Когда чистим зубы, мы понапрасну теряем 10 литров воды(ведро), а можно воду набрать в стакан; а когда мы принимаем душ вместо ванны, мы экономим 100 литров воды.

Кто-то из вас подумает, но если беречь воду буду я один, то ничего не изменится. (слайд-14). Да мы можем это сделать все вместе. Ведь водные ресурсы нашей страны действительно нуждаются в защите и охране.

Поэтому, (слайд-15). Министерство природных ресурсов и экологии проводит масштабную федеральную целевую программу «Вода России». В её рамках проводятся: реабилитация водоёмов, строятся новые водохранилища, снижается сброс загрязнённых сточных вод.

(слайд-16) В 2014 году в рамках программы «Вода России» прошла масштабная экологическая акция «Нашим рекам и озёрам – чистые берега!». 170 тысяч человек из 72 регионов России от Сахалина до Калининграда объединились и вышли на субботник, чтобы очистить более 1700 водных объектов. Акция проводится ежегодно . А знаете ли вы, что означает число 22 марта? 22 марта – Всемирный день воды. (слайд-17)

(слайд-18) Капа подвела итог.

(слайд-19) Капа предлагает поиграть.

Облака, облака, всё летят куда – то,

Облака, облака, белые, как вата,

Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!

Из чего состоят облака?

Да, из капелек воды.

На капельках написаны задания по 5-ти категориям. Вы, ребята, выбираете капельку, а я читаю задание, а вы всей командой отгадываете. За правильный ответ – капелька.

5 команд – 5 названий: (5 листков, 5 ручек, капельки), грамоты – 3 гр. за 1 2, 3 места и 2 гр. за участие, 5 листков для творческой работы – нарисовать друга или подругу для Капы и дать имя.) 5 категорий заданий: 1 – творческое задание, 2 – загадки, 3 – интересные факты о воде, 4 – сказки, 5 – брейн-ринг. За правильный ответ – капелька.

Подведём итоги игры. Награждение.

III . Вывод. Подведение итогов.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

(слайд-20 оз. Байкал)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьётся,

Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь…

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница, чудо – вода! (слайд-21)


Тема урока: «Вода в нашей жизни». (7 класс) Цели и задачи урока: ­ доказать обучающимся что вода – является основой жизни; ­ расширить знания обучающихся о распространении воды в природе, ее свойствах, значении и применении; ­ активизировать познавательную деятельность у обучающихся по теме данного урока; ­продолжить формирование убежденности о необходимости охраны воды; ­воспитывать бережное отношение к воде. Ход урока: Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ. Вода ­ самое удивительное и полное тайн вещество. Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Мы даже представить не можем свою жизнь без воды. Ведь вода – нужна человеку ежедневно. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это, А, в сущности ­ только вода... Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это ­ только вода... В бирюзовой дали исчезая, Лебедями плывут облака, Вот туча идёт грозовая, А в сущности ­ только вода... Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода. И топит, как будто играя, Большие морские суда. Как пухом, зимой одевает Снег белый родные поля. Но время придёт ­ всё растает, И будет простая вода. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета это вода океаны, моря, озёра, реки. Около 97 % массы гидросферы составляют соленые океанические воды, 2,2 % воды ледников, остальная часть приходится на подземные, озерные и речные пресные воды.

Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Арктике, Антарктиде ­ это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. Какова роль воды в жизни растений, животных, человека? Об этом нам расскажет Черемисина Кира. Сообщение на тему «Вода в жизни растений, животных и человека» Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем. В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 70% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Из органов нашего тела больше всего воды содержит мозг­81%.в крови и железах­73­80,% т.е. из 5 литров крови почти 4 литра это вода, меньше всего воды в костях от 22 до 34%. В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85­ 90% воды, а вот в сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей. Учитель: Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это

микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни. Но иногда вода содержит болезнетворных микробов опасных для человека и других живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в питьевую воду бактерии чумы, из­за нечистоплотности людей. Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к воде. Каково значение воды для человека? Сообщение на эту тему подготовила Пчелинцева Эльвира Сообщение на тему «Значение воды в жизни человека» Вода - удивительная жидкость. У неё нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Калорийность воды равна нулю. Некоторые люди называют её настоящей загадкой. В воде удивительным образом сочетается как простота, так и сложность. Казалось бы: в молекуле воды всего три атома - один кислорода, и два водорода. Тем не менее, учёным всё ещё не ясно до конца, как действуют эти молекулы. Но точно известно одно: не будет воды - не будет и жизни на Земле. Вода в жизни человека играет огромную роль. Без неё не проживут ни люди, ни растения, ни животные. Ни огромный слон, ни микроскопические бактерии не обойдутся без этой живительной жидкости. Без неё не вырастет урожай на полях, а соответственно - не будет продуктов питания. Итак, совершенно очевидно: без воды жизнь на планете быстро бы прекратилась, и заменить её нам было бы нечем. Вода важный помощник для человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь.

Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из­за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются. Загрязняя воду ­ мы убиваем себя! Учитель: А теперь немного цифр для тех, кто любит факты.  Почти половина всей воды, а именно 46%, находится в Тихом океане, на Атлантический океан приходится 23,9% воды, Индийскому океану досталось 20,3%, а Северному Ледовитому ­ 3,7%.  Температура, при которой замерзает морская вода равна 1,91 градуса Цельсия.  В одном стакане с водой находится 8 септиллионов молекул!  На нашей планете существует около 1330 природных видов воды. Они классифицируются по способу происхождения (талая, почвенная, дождевая) и по составу.  За свою жизнь человек выпивает примерно тридцать пять тонн воды. А тридцать три литра воды можно вскипятить энергией человеческого тела, выделяемой за сутки. А какие интересные факты о воде узнали вы, готовясь к сегодняшнему уроку? (примерные ответы детей)  Самая большая капля дождя была размером 9,4 сантиметра! Такие капли падали на США.  Самый долгий дождь непрерывно шел в Индии почти два года!  Самая крупная градина весила один килограмм и два грамма! Упала она на Бангладеш.  Толщина тучи в небе может быть больше горы Эверест, ее толщина может достигать шестнадцать километров!  Айсберг может таять целых десять лет.  Холодная вода замерзает до льда медленнее горячей, это доказал школьник.  Лед плотнее, чем жидкая вода, поэтому держится на ее поверхности.  Самые большие запасы льда на Земле находятся на полярных "шапках".

 В морской воде содержится белок и много других питательных веществ.  Медуза состоит на 99% из воды, а арбуз ­ на 93%.  Средняя температура мирового океана на три градуса выше температуры ближайшего к нему слоя воздуха.  В Азербайджане есть вода, способная гореть из­за большого количества метана в составе.  В ЮАР из кранов течет вода, пригодная в пищу без очистки ­ третья в мире по чистоте, а первое место занимает вода Финляндии. Учитель: Возьмите колбу с водой. Добавьте ложку соли. Перемешайте. Что мы видим? (соль растворилась) Вода ­ универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные, жидкие и твердые вещества. Но не все водные растворы полезны для человека. Так, дождевая вода, растворяя содержащиеся в воздухе оксиды серы, азота, выпадает на землю кислотными дождями, принося вред всему живому. Не меньший вред живым организмам приносит загрязнение воды. Это серьёзная экологическая проблема. Каковы основные причины загрязнения воды? Послушаем несколько коротких сообщений. Сточные воды. Проще говоря, это та вода, которая оказывается в канализации. Представляют собой сточные воды смесь отходов жизнедеятельности человека, грязи, моющих средств и дождевой воды. В итоге получается грязная и токсичная жидкость, которая сливается, как правило, в реки и моря. И основная проблема заключается в том, что бытовые сточные воды содержат различные химические вещества (из­за моющих средств). Именно они наносят основной урон по живым водным организмам. Промышленные отходы. Оказываются они в водоёмах по различным причинам. Случается так, что промышленные отходы сливаются в реки и моря нарочно (это ведь самый

простой способ избавиться от них, и самый вредоносный). А иногда происходят несчастные случаи или утечки, в результате которых отходы оказываются в воде. Фермерские хозяйства. Из­за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы (а также попадают в подземные воды). Но отказаться от ведения фермерских хозяйств было бы самоубийством, поскольку они являются поставщиками пищи. Поэтому с данной проблемой ничего не поделаешь. Утечки нефти. К сожалению, случаются они слишком часто. По некоторым данным, в одной лишь Америке происходит более 10 тысяч утечек нефти каждый год. И, попадая в водоёмы, нефтепродукты оказывают множество неблагоприятных воздействий на живые организмы. Твёрдые отходы. В мире существует множество водоёмов, которые служат в качестве каких­то помоек. Туда сбрасывается различный мусор, который в большом количестве собирается на поверхности водоёмов. Из­за чего препятствует попаданию солнечного света, что, в свою очередь, приводит к нарушению многих процессов, происходящих в этих экосистемах. Тепловое загрязнение. Это слив в водоёмы тёплой воды, которая образуется в результате работы тепловых и атомных электростанций. По своему составу вода не представляет никакой опасности, поскольку берётся из тех же водоёмов, но её повышенная температура оказывает неблагоприятное воздействие. Из­за увеличения температуры воды ускоряются многие процессы, что приводит к различным проблемам. В таких водоёмах наблюдаются массовые вымирания живности и ускоренное зарастание водорослями. Атмосферные загрязнения. В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ. Они оказывают вредоносное влияние и на водоёмы. Наибольший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, из­за промышленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции, из­за чего образуются концентрированные кислоты.

Учитель: Загрязнение воды является серьёзной проблемой человечества, но существует множество способов её решения: научиться бережней относиться к природным ресурсам, создать более совершенные очищающие воду механизмы, внедрить бессточные технологии в промышленности, повторно использовать очищенные сточные воды. Чтобы сохранить наш прекрасный мир, необходимо беречь воду, охранять от загрязнения. Понятно, что я и вы не можем проконтролировать нефтяные скважины, но начинать нужно с себя. Какие предложения у вас будут для сохранения чистой воды в нашей местности. (примерные ответы детей) Убрать мусор и не мусорить, вести разъяснительную работу среди друзей и односельчан. Сажать деревья и кустарники они очищают воздух, а он не заражает дождевую воду. Меньше расходовать питьевой воды. Закрывать кран, собирать дождевую воду для полива. Учитель: У вас на столах лежат зеленые и красные карточки. Сейчас я буду называть различные действия человека. Если эти действия соответствуют рациональному использованию воды, или направлены на охрану поднимаем зеленую карточку. Если же это действия человека, приносящие вред воде – поднимаем красную карточку. Два человека будут выполнять же действия у доски. ­ мытье машин водой из открытых водоемов ­ строительство очистных сооружений ­ подтекающий кран ­ принятие душа, а не ванны ­ очистка родников ­ вырубка леса в бассейне реки Учитель: – те

Полезная, нежная, просто безбрежная, Жизнь нам дарящая, гордая, властная, Холодная, жгучая, в гневе могучая. В мир ты приходишь рекой, океанами, В доме встречаешь открытыми кранами, Каплей росы, что укрыла трава, Слезным дождем, что нам шлют небеса. Жизнь без тебя на Земле невозможна, И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота – Незаменимая наша вода. Как замечательно говорили природе великие люди! Аксаков назвал ее красой природы. Менделеев ­ кровью природы. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И наша задача ­ беречь этот дар. Подошел к концу наш урок. Дома придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!» Урок окончен. Всем спасибо за работу!



Copyright © 2023 Медицинский портал.